2.2. Организационно – правовые формы социальных предприятий
2. 2. Организационно – правовые формы социальных предприятий Социальные предприятия в Российской Федерации не имеют каких – либо специальных организационно – правовых форм. Их деятельность осуществляется в рамках действующего гражданского законодательства. Соответственно в качестве организационно – правовой формы может выступать индивидуальное предпринимательство без образования юридического лица, а также различные виды юридических лиц. Согласно п. 1 статьи 50 Гражданского кодекса РФ к юридическим лицам относятся «организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)»[20]. Типология правовых форм социальных предприятий представлена на рис. 2. 1. Рис. 2. 1. Типология правовых форм социальных предприятий
Рассмотрим подробно наиболее популярные организационно – правовые формы деятельности социальных предприятий. Индивидуальное предпринимательство. Согласно п. 1 статьи 23 Гражданского кодекса «гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя…». Феномен данной формы ведения бизнеса заключается в двойственной природе правового статуса индивидуального предпринимателя: по отношению к нему одновременно применяются нормы законодательства, действующие и для физических лиц, и для хозяйствующих субъектов предпринимательской деятельности. Например, если в своей хозяйственной деятельности индивидуальный предприниматель использует автотранспорт, зарегистрированный на него, то транспортный налог он уплачивает как физическое лицо. С другой стороны, как субъект предпринимательской деятельности индивидуальный предприниматель обязан вносить налоговые платежи, сборы и взносы во внебюджетные фонды.
Необходимо проанализировать относительные достоинства и недостатки этой организационно – правовой формы с точки зрения ведения деятельности в сфере социального предпринимательства по сравнению с другими возможными вариантами. К достоинствам индивидуального предпринимательства следует отнести: · простота создания и ликвидации бизнеса (не требуется юридический адрес, минимальные расходы на регистрацию и др. ); · возможность начинать предпринимательскую деятельность, не имея уставного капитала; · упрощенный порядок учета результатов финансово – хозяйственной деятельности и представления отчетности в налоговые органы; · упрощенный порядок принятия решений (не требуются проведение собраний учредителей и оформление протоколов); · упрощенный режим использования имущества, который позволяет индивидуальному предпринимателю использовать имущество как для коммерческих целей, так и для собственных нужд. Относительные недостатки индивидуального предпринимательства по сравнению с коммерческими организациями следующие: · наличие ограничений на определенные виды деятельности для индивидуальных предпринимателей; · необходимость для индивидуального предпринимателя отвечать по обязательствам всем своим имуществом; · необходимость постоянного личного участия в управлении бизнесом; · ограниченность форм привлечения финансовых ресурсов (в частности, индивидуальные предприниматель для реализации социальных проектов может использовать гранты, субсидии, кредиты, но отсутствует возможность привлечения внешних инвестиций).
Коммерческие организации. Согласно п. 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно – правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Социальные предприниматели, как правило, создают предприятия в сфере малого и среднего бизнеса, причем общепризнано, что наиболее популярной организационно – правовой формой в этом случае является общество с ограниченной ответственностью (ООО). В соответствии с п. 1 статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации «обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственной общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей». ООО может быть организовано одним лицом. Учредители ООО заключают между собой письменный договор, который определяет порядок осуществления ими совместной деятельности. В настоящее время минимальная сумма уставного капитала ООО составляет 10000 рублей, однако для некоторых направлений бизнеса минимальный размер этого капитала значительно выше. ООО также имеет ряд относительных достоинств и недостатков по сравнению с индивидуальным предпринимательством. Достоинства ООО как организационно – правовой формы: · отсутствие необходимости отвечать по обязательствам общества личным имуществом; · доступность всех разрешенных российским законодательством видов деятельности; · возможность создания ООО разными лицами, включая юридических и иностранных, а также группой лиц; · возможность привлечения внешних инвестиций в уставный капитал; · отсутствие необходимости личного участия учредителей в текущей деятельности ООО. Недостатки ООО: · риск выхода в любой момент участника с любой принадлежащей ему долей в уставном капитале;
· более сложный и более затратный по сравнению с индивидуальным предпринимательством процесс регистрации; · обязательность ведения бухгалтерского учета и предоставления бухгалтерской отчетности; · более высокие штрафы и другие санкции по сравнению с индивидуальным предпринимательством; · необходимость регистрации изменений в составе участников ООО, структуре управления, уставном капитале; · формализованный порядок принятия управленческих решений (организация и проведение собраний участников с обязательным ведением протоколов собраний); · сложный процесс ликвидации ООО. Таким образом, подводя итоги сравнения ООО с индивидуальным предпринимательством, следует отметить в качестве основных достоинств ООО меньшую материальную ответственность учредителя при более широких возможностях привлечения финансовых ресурсов, а в качестве недостатков – сложность процесса создания, текущего управления и ликвидации предприятия. Некоммерческие организации. Согласно п. 2 статьи 24 Федерального закона от 12. 01. 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация (НКО) «может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям…». Таким образом, НКО может заниматься социальным предпринимательством как частным случаем ведения бизнеса, с одной стороны, и как деятельностью, которая направлена на решение социальных задач общества, с другой. Тем более, что в соответствии с вышеупомянутым законом «О некоммерческих организациях» НКО могут создаваться для различных целей, в том числе социальных, причем законом специально выделяются социально ориентированные некоммерческие организации (статья 2, п. 2. 1. ), осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в Российской Федерации. Согласно п. 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в различных организационно – правовых формах – от потребительских кооперативов и общественных организаций до государственных корпораций и нотариальных палат. Все они в принципе могут заниматься социальным предпринимательством, если соответствующий вид деятельности присутствует в их уставных документах. Однако практика показывает, что реально НКО, которые изначально создаются для реализации социальных проектов, предпочитают следующие организационно – правовые формы, указанные в вышеупомянутой статье 50 Гражданского кодекса РФ:
· фонды, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды; · автономные некоммерческие организации; · некоммерческие партнерства как частный вид ассоциаций. Рассмотрим отдельно каждую из трех перечисленных форм НКО.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|