Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рис.1.6. Модель социального предпринимательства Дж. Кикала и Т.Лайонса




Рис. 1. 6. Модель социального предпринимательства Дж. Кикала и Т. Лайонса

 

В данной модели[10] социальное предпринимательство осуществляется в два этапа:

1. Создание идеи, как результата сочетания личной мотивации предпринимателя, социальной потребности и существующих способностей (активов), которые можно использовать для удовлетворения данной потребности.

2. Достижение миссии, что предполагает объединение сотрудников предприятия и иных видов ресурсов в реальные возможности и последующую их реализацию.

Очень важно, что все эти процессы протекают во внешней среде, в контексте, включающем в себя вопросы экономики, политики, культуры и т. д.

Эта гибридная модель, одновременно и простая, и достаточно полная, позволяет отобразить максимальное количество аспектов, элементов и процедур социального предпринимательства, что крайне важно для повышения управляемости сложными процессами, к которым явно относится социальное предпринимательство.

 

1. 4. Тенденции активизации развития социального предпринимательства

В последние годы вопросы включения социальных аспектов в сферу интересов предпринимательства весьма популярны. Растет движение частно-государственного партнерства, не редкость и трехстороннее сотрудничество «государство-бизнес-некоммерческие организации», стандартизируется социальная отчетность организаций как подтверждение корпоративной социальной ответственности, появился термин «венчурная филантропия». Активно обсуждается возможность практического использования положений теории экономики «Дна пирамиды» К. Прахалада. Согласно его концепции, основу «экономической пирамиды» составляют четыре миллиарда людей, чей ежедневный доход – менее 2 долларов. Однако если перестать рассматривать этих людей как социальную нагрузку на общество, а увидеть в них потребителей или предпринимателей – появляется возможность формировать новые и расширять существующие рынки. [11]

Все это – проявление глобальных трансформаций, знаменующих наступление времени актуализации социального предпринимательства.

Д. Борнштейн, автор книги «Как изменить мир: социальное предпринимательство и сила новых идей»[12], утверждает, что в современном мире рост благосостояния и среднего класса, уровня образования и демократизации общества, колоссальное развитие телекоммуникационных технологий приводит к тому, что все больше людей обладают свободой, временем, возможностью и уверенностью для решения социальных проблем смелыми инновационными способами.

Однако исследователи из Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) выделяют и иные тенденции, определяющие высокую значимость социального предпринимательства в современных условиях, некоторые из которых, очевидно, являются негативными по содержанию: [13]

- наличие ряда устойчивых социальных проблем, невосприимчивых к традиционным способам их решения в рамках социальной политики государства (такие, как безработица, бедность, глобальные климатические изменения и пр. ), вызывающие неудовлетворенность общества;

- рост неравенства между отдельными социальными группами и целыми странами, что ведет к дискриминации их доступа к получению общественных благ и дестабилизирует социально-экономическую и политическую ситуацию;

- глобализация экономики, ведущая к повышению взаимозависимости рынков и предприятий в международном масштабе, что обнаруживает для бизнеса ряд недоиспользованных ресурсов развития в неразвитых сегментах социально-экономической сферы;

- рост потребности населения развитых стран в гетерогенизации (индивидуализации) и диверсификации социальных услуг ввиду расширения и усложнения его потребностей;

- рост конкуренции между некоммерческими организациями и бизнес-структурами в предоставлении социальных услуг, как следствие произошедшей коммерциализации данной сферы;

- усиление конкуренции за государственные и благотворительные источники финансирования между самими некоммерческими организациями в силу значительного роста их числа;

- повышение требований организаций, предоставляющих грантовое финансирование, к финансовой и деловой ответственности грантополучателей.

Социальное предпринимательство, в силу указанных причин, активно развивается во многих странах: Египте, Испании, Индии, Польше, США. Однако наибольшие успехи, по мнению аналитиков, в развитии СП демонстрируют Великобритания, Германия и Нидерланды. [14]

На государственном уровне движение социального предпринимательства было впервые поддержано в Италии, где в 1991 году утвердили организационно-правовую форму социального кооператива (причиной их создания являлась необходимость трудовой интеграции «исключенных» групп населения).

Подобные законы постепенно принимаются и другими странами:

- Бельгия, 1996 год – принято законодательство о компаниях с социальной миссией;

- Португалия, 1998 год – принят закон о кооперативах общественной солидарности;

- Греция, 1999 год – принят закон о социальных кооперативах с ограниченной ответственностью;

- Франция, 2001 год – законодательно определено понятие «кооперативное общество с социальными интересами»;

- Финляндия, 2003 год – принят закон о рыночно ориентированных кооперативах для трудоустройства безработных и инвалидов.

В последние годы социальное предпринимательство активно развивается и в России: создается инфраструктура поддержки субъектов социального предпринимательства, формируется экспертное сообщество, проводятся тематические форумы и конференции, разрабатывается законодательная база деятельности социальных предпринимателей.

Дополнительная информация

В России примеры социального предпринимательства можно обнаружить уже к началу XX века. Так, Дом трудолюбия, основанный отцом Иоанном Кронштадским, помогал каждому нуждающемуся (бездомным, одиноким матерям) получить не только приют и заботу, но и найти работу. Эта идея впоследствии распространилась по все России.

Контрольные вопросы:

1. Какие характерные черты присущи предпринимательской деятельности?

2. Дайте определение социального предпринимательства. Чем обусловлено многообразие подходов к определению данного феномена?

3. В чем принципиальное различие социального предприятия и социального предпринимательства?

4. Охарактеризуйте сферы деятельности социальных предприятий. Приведите примеры деятельности в каждой сфере.

5. Раскройте основополагающие признаки социального предпринимательства, отличающие его от иных видов бизнеса.

6. Каковы мотивационные предпосылки создания социального предприятия?

7. Дайте характеристику основным типам социальных предпринимателей. Приведите примеры.

8. Для чего необходимо моделирование социального предпринимательства и что оно предполагает?

9. Охарактеризуйте известные Вам модели социального предпринимательства и выявите сходства и различия в них.

10. Что гласит теория экономики «Дна пирамиды» К. Прахалада? Каковы возможности ее практического использования?

11. Охарактеризуйте основные тенденции, определяющие высокую значимость социального предпринимательства в современных условиях. Все ли они имеют позитивный характер? Обоснуйте ответ

12. Приведите примеры законодательной поддержки инициатив социального предпринимательства за рубежом. Каковы правовые позиции социальных предпринимателей в России?

Список литературы:

1. Гражданский кодекс РФ (часть1) от 30. 11. 94 №51-ФЗ (ред. от, 03. 08. 2018), с изм. и. доп., вступ. в силу с 01. 01. 19), ст. 2, п. 1.

2. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в части закрепления понятий «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие»)» № от..

3. Борнштейн Д. Как изменить мир: социальное предпринимательство и сила новых идей. М.: Альпина Паблишер, 2012.

4. Жохова В. В. Социальное предпринимательство: сущность и понятие // Известия ДВГУ. Экономика и управление. 2015. №1.

5. Кикал Дж., Лайонс Т. Социальное предпринимательство: миссия – сделать мир лучше. М.: Альпина Паблишер, 2014.

6. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика исследования / отв. ред. А. А. Московская. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011.

7. Ярмоленко А. В. Социальное предпринимательство как феномен // Вестник университета. 2013. №4.

8. Mair, J., & Noboa, E. (2006). Social entrepreneurship: How intentions to create a social venture are formed в книге J. Mair, J. Robinson, & K. Hockerts (Eds. ) Social Entrepreneurship. New York: Palgrave Macmillan.

9. Prahalad C. K. The Fortune of the Bottom of the Pyramid. Wharton School Publishing, 2005.

10. Stevenson, H. H., Roberts, M. J., Bhaide, A., Sahlman, W. A. Some thoughts on business plans. 1999.

11. Timmons, J., Spinelli, S. New venture creations: Entrepreneurship fir the 21st century. New York: McGray-Hill/Irwin. 2007.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...