Глава 2. Нормативно – правовое обеспечение социального предпринимательства
Глава 2. Нормативно – правовое обеспечение социального предпринимательства
2. 1. Основные правовые акты в сфере социального предпринимательства Феномен социального предпринимательства заключается в том, что оно развивается как разновидность предпринимательской деятельности, но нацеленной на решение социальных проблем, устранение социальных дефицитов, получение позитивных социальных результатов. Этот феномен определяет круг основных законодательных актов, которые в той или иной части регулируют деятельность в сфере социального предпринимательства. К ним следует отнести: · Гражданский кодекс Российской Федерации; · Налоговый кодекс Российской Федерации; · Федеральный закон от 28. 12. 2013 г. № 44–ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»; · Федеральный закон от 24. 07. 2007 г. № 209–ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; · Федеральный закон от 12. 01. 1996 г. № 7–ФЗ «О некоммерческих организациях»; · Федеральный закон от 19. 05. 1995 г. № 82–ФЗ «Об общественных объединениях». Так, в частности, Федеральный закон от 28. 12. 2013 г. № 442–ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в статье 5 включает в систему социального обслуживания негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание. Таким образом, законодателем создается база для социального предпринимательства в сфере, для которой характерен целый комплекс социальных проблем.
Первой в Российской Федерации попыткой ввести в законодательство понятия «социальное предпринимательство», «социальное предприятие» считают внесенные в 2010 г. изменения в Федеральный закон от 12. 01. 1996 г. № 7 – ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствии с которыми в законе появился термин «социально ориентированные некоммерческие организации»[15]. В соответствии с п. 2. 1 статьи 2 указанного выше закона социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31. 1 закона. Данная статья содержит достаточно обширный перечень видов деятельности, включающий, в частности, такие виды деятельности как социальная поддержка граждан, профилактика социально опасных форм поведения граждан, деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, благотворительная деятельность и др. Термин «социальное предпринимательство» в официальных документах впервые появился в 2011 году в письме Минэкономразвития РФ от 22. 12. 2011 г. № ОГ-ДО5-2585[16]. В этом документе социальное предпринимательство определено как «социально ответственная деятельность субъектов среднего, малого и микропредпринимательства, направленная на решение социальных проблем…», а также установлены направления деятельности, входящие в круг обозначенных проблем. Позднее в 2013 году в приказе Минэкономразвития от 24. 04. 2013 г. [17] было закреплено аналогичное определение понятия «социальное предпринимательство».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2. 06. 2016 г. № 1083-р утверждена «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года». Указанная стратегия признает в качестве субъектов социального предпринимательства лишь предпринимателей, «специализирующихся на производстве продукции и предоставлении услуг в интересах социально уязвимых и малоимущих групп граждан либо создающих рабочие места для таких групп граждан»[18]. В конце 2018 года Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу РФ проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в части закрепления понятий «социальное предпринимательство, «социальное предприятие)». [19] Согласно этому документу: «социальное предпринимательство – деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующих решению социальных проблем граждан, и при осуществлении которой выполняются условия, предусмотренные частью 1 статьи 24. 1 настоящего Федерального закона»; Социальные предприятия – субъекты малого и среднего предпринимательства, на протяжении одного года и более осуществляющие деятельность в сфере социального предпринимательства». В вышеназванной статье 24. 1 сформулированы условия, позволяющие отнести деятельность хозяйствующего субъекта к сфере социального предпринимательства: а) субъект малого и среднего предпринимательства обеспечивает занятость социально уязвимых категорий граждан при условии, что по итогам предыдущего календарного года среднесписочная численность лиц, относящихся к любой из таких категорий (нескольким или всем категориям), среди работников субъекта малого и среднего предпринимательства составляет не менее 50 процентов, а доля расходов на оплату их труда – не менее 25 процентов. Перечень социально уязвимых категорий граждан определяется Правительством РФ; б) субъект малого и среднего предпринимательства обеспечивает доступ производимых лицами, указанными в подпункте «а», товаров (работ, услуг) к рынку сбыта. При этом доля доходов от осуществления такой деятельности по итогам предыдущего календарного года должна составлять не менее 50 процентов в общем объеме доходов субъекта малого и среднего предпринимательства;
в) субъект малого и среднего предпринимательства осуществляет деятельность, направленную на производство товаров (работ, услуг), которые ориентированы на лиц, указанных в подпункте «а», предназначены для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направлены на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. При этом доля доходов от осуществления такой деятельности (таких видов деятельности) по итогам предыдущего календарного года должна составлять не менее 50 процентов в общем объеме доходов субъекта малого и среднего предпринимательства и (или) суммарный размер прибыли, подлежащей направлению на указанную деятельность социального предприятия, должна составлять не менее 60 процентов; г) субъект малого и среднего предпринимательства осуществляет деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей, способствующих решению социальных проблем граждан и общества в целом. Перечень таких направлений деятельности определяется Правительством Российской Федерации. При этом доля доходов от осуществления такой деятельности по итогам предыдущего календарного года должна составлять не менее 50 процентов. В документе присутствует понятие «социально уязвимые категории граждан». В пояснительной записке к данному документу в качестве таковых названы инвалиды, многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, пенсионеры, выпускники детских домов и др. Однако перечень социально уязвимых категорий граждан будет периодически утверждаться Правительством РФ. Законопроект предусматривает также комплекс мер поддержки социальных предприятий: обеспечение доступа к инфраструктуре; содействие в поиске партнеров и развитии межрегионального сотрудничества; организация профессионального обучения и профессионального образования работников социальных предприятий и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|