7.7. Практические упражнения и задания для формирования интонационной стороны речи.
(Образцы логопедических упражнений для преодоления нарушений просодической стороны речи) Упражнение 1. Тренировать ритмические движения под музыку: а) участники группы двигаются произвольно под б) двигаются и напевают мелодию; в) стоят и мячом или ладонями отстукивают ритм г) двигаются и отстукивают ритм мелодии. Упражнение 2. Изобразить интонационно и верит ьно: ~ грозного владыку, — кокетливую барышню, — деревенского дурачка, — лазутчика. Упражнение 3. Изобразить интонационно следующие t остояния, (произносить перед зеркалом звук «А» с разным настроением): — нейтральное, — хмурое, — простодушное, — враждебное, — саркастическое, — радостное, — злое, — усталое, — немного сердитое, — грустное, — недовольное, — скорбное, — возмущенное, — удивленное, — притворно радостное, — расстроенное, — сомневающееся, — скептическое. Упражнение 4. Письменное задание — проанализировать эмоциональное состояние. 1. Предлагается список предложений для заверше • Мне хорошо, когда... • Мне грустно, когда... • Я чувствую себя глупо, когда... • Я сержусь, когда... • Я чувствую себя неуверенно, когда... • Я боюсь, когда... • Я чувствую себя смело, когда... • Я горжусь собой, когда... 2. Нарисовать выражение лица, когда чувствуешь — хорошо, — глупо, — грустно, — сердито, — неуверенно, — испуганно, — смело, — радостно. Упражнение 5. Интонационно выразить:
— радость, — грусть, — злость, — печаль, — скорбь, — недовольство, — объясниться в любви, — сказать комплимент, — рассердиться, — объяснять бестолковому, — передать сплетню, — поздравить с праздником, — произнести лозунг. Каждое слово заменить сочетанием гласных «АОУИ» или «АОУ». Упражнение 6. «Имитация диалогов». Все слова в предложении замещаются сочетанием гласных «АОУ*; или «АОУИ» с сохранением интонационно-мелодического оформления высказывания: — учитель — ученик, — врач — пациент, — милиционер — правонарушитель, — знакомство юноши с девушкой. Упражнение 7. «Звукоподражательное изображение животных». Инструкция: Представьте себя каким-нибудь животным и воспроч изведите его пластику и голос. Упражнение 8. Рассматривать воображаемые фото Упражнение 9. Передать воображаемые эмоции, предметы и объекты (радость, удивление, гнев, ежик, ги-; ря, котенок и т. д). Упражнение 10. Инсценировать сказки на языке' «АОУИ» или «АОУ»: Пародия на программу «Спокойной ночи, малыши! ». ПО Инструкция: — Мимика, жест, движения, интонация — утриро- Упражнение 11. Выразить эмоциональное отношение по кругу. Инструкция: — Изобразить различные эмоциональные состояния; м щучить сочетанием гласных «АОУИ» или «АОУ»: — гнев, — любовь, — радость, — забота, — раздражение, — смятение чувств, — презрение, — подавленность, — недоумение, — отверженность, — восторг, — отчужденность,
— огорчение, — стыд, — удовольствие, — агрессия, — грусть, — апатия. Упражнение 12. «Пение диалогов» (Лиса Алиса — Кот Базилио; Пьеро — Мальвина). Упражнение 13. Постановка оперы (могут быть использованы сюжеты сказок).
Упражнение 14. Определить, какую эмоцию выража-t i партнер: — растерянность, — отчаяние, — нежность, — высокомерие, — восхищение, — зависть, — трусость, — патриотизм. Упражнение 15. Диалог на заданную тему на языке пЛОУ» или «АОУИ» (по два участника в центре круга): — сплетня; — скандал; — спор; — радостная новость; — поздравление; — скорбная весть; —ленивый, вялый диалог; — «светский щебет»; — агрессия; — угроза. Упражнение 16. Инсценировать сказку на языке со-| четаний гласных «АОУИ» и «АОИ»: «Три медведя», «Колобок», «Теремок». Упражнение 17. «Встреча». Упражнение выполняется в парах. Двое идут навстречу друг другу и изображают встречу! эмоционально, с голосовым, мимическим и двигатель-* ным сопровождением: — друзей; — врагов; — братьев; — сестер; — подруг; — соседок; — детей и родителей; — одноклассников. Упражнение 18. «Приветствие». Инструкция: встать в круг. Положить руки друг друг на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга, выразить радость от встречи. Упражнение 19. «Уникальная личность». Участники группы рассказывают каждому по очереди о его достоинствах и присваивают звание «самый-ca-f мый» (находчивый, добрый, умный, ловкий, мягкосердечный и т. д. ). Упражнение 20. «Подарок ко дню рождения». Инструкция: — Выберите сказочный персонаж (Красная Шапоч и дар. Вы — волшебники, которые способны дать то, что чочет каждый, и поздравить. Упражнение 21. Высказать добрые пожелания друг другу. Упражнение 22. «Письмо другу».
Каждый пишет, а потом зачитывает письмо соседу но группе. Написать можно добрые слова, пожелания, признания, сомнения. Главное, чтобы письмо принесло радость адресату. Упражнение 23. Говорить добрые слова друг другу, глядя в глаза. Движение — «Карусель» (Один круг внутри другого). Упражнение 24. «Необитаемый остров». Все члены группы или половина группы участвуют в сочинении сказки, а затем — в ее постановке. Нужно ос-иоить остров и организовать хозяйство, определить, какой будет социальный строй, какая власть, религия, лечение, праздники, наказания. Затем осуществить инсценировку. Упражнение 25. «Трехпрограммное радио». В центре — три стула, на стульях участники тренинга, а также ведущий. Дотрагиваясь до правого плеча игрока, ведущий «включает программу», через 20—30 секунд, прикасаясь к левому плечу игрока, «переключает на другую программу». Возможны пародии на следующие программы: «Прогноз погоды», «Концерт по заявкам», «Новости культуры, спорта», рекламные паузы, передача для детей и т. д. Упражнение 26. «Сила слова». Пациенты составляют три списка слов, характерных для людей, неуверенных в себе, уверенных, агрессивных. Все по очереди зачитывают свои списки. Затем про-иодится их анализ. Упражнение 27. «Модели поведения». Ведущий предлагает ситуацию (она может быть инсценирована), каждый участник группы должен отреагировать как: уверенный в себе человек; неуверенный; агрессивный:
• Друг просит одолжить велосипед, а вы считаете егс плохим велосипедистом. Вы говорите ему... • Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним... • Собака вашего соседа помяла травку на вашем газоне. Вы подходите к соседу и говорите ему... • Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хотите уйти. Вы говорите... Упражнение 28. Произносить пословицы, чистоговор-ки, скороговорки с различной интонацией. Упражнение 29. «Диалог». Один — лидер контакта, другой — пассивный участ-; ник.
Задание: переключить настойчивого собеседника на; интересующую вас тему, перехватить инициативу. Упражнение 30. Сказка-пародия «Красная Шапочка». Представить сказку в жанре: — фильма ужасов; — мелодрамы; — детектива (триллер или боевик). Упражнение 31. Пародия на программу новостей — «Вести» (по два участника): 1-й блок — новости в стране, 2-й блок — зарубежные новости, 3-й блок — новости спорта, 4-й блок — новости культуры, 5-й блок — о погоде (метеосводка). Один из участников — журналист, который комментирует видеоряд, другие участники изображают события. Упражнение 32. Интервью с зарубежным гостем на языке племени чунга-чанга (три участника: журналист, гость и переводчик). Упражнение 33. «Семья»: • японская; • русская; • французская; • английская. Сюжеты для разыгрывания: — знакомство; — помолвка; — конфликт по поводу воспитания детей спустя 15 лет. Упражнение 34. Диалог на заданную тему (по два участника в центре круга): — сплетня; — скандал; — спор; — радостная новость;
— поздравление; — скорбная весть; — ленивый, вялый диалог; — «светский щебет»; — агрессия; — угроза. Упражнение 35. «За спиной». Имитация сплетни: слишком разговорчивые наказы-наются сидением в кресле спиной к группе и молчат, кока не закончится процесс обсуждения и «проработки». Упражнение 36. Интонационно и вербально выразить: — радость, — грусть, — злость, — печаль, — скорбь, — недовольство, — объясниться в любви, — сказать комплимент, — рассердиться,
— объяснять что-то бестолковому товарищу, — рассказать сплетню, — поздравить с праздником, ~ произнести лозунг. Можно использовать тексты пословиц, поговорок, шстоговорок. Упражнение 37. Возможные ситуации для разыгры- мниия: • Четверо пассажиров оказались п одном купе. Возникла необходимость познакомиться, чашпать и поддер- жать разговор. Ситуацию можно усложнить: один пасса жир настроен агрессивно, второй — неуверенный в себе третий — уравновешенный, четвертый — безразличный • Два незнакомых человека сидят за одним столико в кафе или на одной скамейке в саду, вступают в диалог • Обратиться с просьбой: к приятелю, к знакомому с которым в ссоре, к руководителю, к девушке, котор; нравится, к чужому человеку, к отцу или матери. • Встреча одноклассников через двадцать лет поел окончания школы. • Имитация разговора по телефону. Участники выби рают партнера, встают спиной друг к другу и имитируют; разговор по телефону. Упражнение 38. «Гастроли» — концертная программа.
В программе: — сольное и хоровое исполнение песен; — чтение стихов (это может быть литературно-музыкальная композиция); — постановка сцен из спектаклей; — монологи; — инсценировка песен; — инсценировка рассказов классиков, мифов Древ ней Греции и т. д.; — пародии на постановку оперы и балета. Упражнение 39. «Художественный фильм». Главная задача: стать режиссером своей жизни. Каждый выступает в роли сценариста, режисс pa-постановщика, выбирает актера на главную роль. Упражнение 40. Короткий диалог на заданную тем «Здравсиуй! Мне приятно тебе сказать... » Упражнение 41. «Пассажиры в купе». Пассажиры: 1 — холерик, 2 — сангвиник, 3 — флегматик, 4 — меланхолик. Задание:
— познакомиться; — завязать и поддержать беседу. Упражнение 42. «Экскурсия по городу». Выступление на улице. Рассказ о достопримечатель-пистях родного города, поселка и т. п. Упражнение 43. Диалог по воображаемому телефону: — с ребенком, — с начальником, — с любимым, — с другом. Упражнение 44. «Продавец — покупатель». а) Один — агент по продаже, другой — пассажир б) Один — продавец газет и журналов, другой — про-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|