Рекомендации к упражнениям. 7.5. Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизация речи. 7.6. Формирование темпо-ритмической организации речи
Рекомендации к упражнениям Упражнение необходимо выполнять: — с четкой артикуляцией; — с равномерным распределением выдоха; — соблюдая умеренный темп; — синхронизируя произнесение и движение (на слог). Вольшую помощь заикающимся окажут специальные кфпжнения, направленные на согласование речи с дви- ■ щием рук в стиле «робота», с хлопками и ладоши, нньба на месте, по кругу, встречное дирижирование и ■ н. Например: Лты-баты шли солдаты, Аты-баты на базар. Лты-баты, что купили? Аты-баты самовар. Руки сгибают в локтях, совершают поочередно дей-* ишя, имитирующие движения рук робота или Бурати-U0. Текст произносят скандированно и четко. В этой маленькой корзинке Есть помада и духи, Ленты, кружева, ботинки, Что угодно для души. Считалочка Руки совершают плавные встречные движения, ими-! ируя движения рук дирижера в оркестре. Стоит робот на дороге, У него не гнутся ноги, Может он махать руками, Может он моргать глазами, Может головой кивать,, Раз, два, три, четыре, пять. Е. Анищенкова Ученикии сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Вуратино. Текст произносят скандированно и четко. Идут себе вразвалочку, Ступают вперевалочку Пингвин-папа, Пингвин-мама И сынишка пингвинишка В черном фраке и манишке. Е. Анищенкова Имитировать движения пингвинов, шагать по кругу. По бревну, по бревнышку Проползла букашечка, Пролетела бабочка, Пропархала пташечка. Шагать на месте, скандируя стихотворение. Дождик какпает — кап, кап, С Мишиных лохматых лап. Любит летнею порой Душ принять он дождевой. В. Мирясова Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки уровне плеча и перед собой.
7. 5. Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизация речи Различают три типа голосообразования (голосов атаки). 1. Придыхательный — когда смыканию голосов складок предшествует прохождение воздушной стру при этом они вовлекаются в работу постепенно и ме ленно, обеспечивая спокойное образования звука. 2. Твердый — плотно смыкаются голосовые складк перекрывая дыхательные пути, давление воздуха под н ми резко увеличивается, воздушная струя толчком ра мыкает их. 3. Мягкий — дыхание и включение в работу голос вых складок происходит одномоментно, что обеспечив* ет интонационную точность, и спокойное, плавное, толчков и придыхания, начало звука. Упражнения для формирования навыка мягкой голос подачи. Проговаривать перечисленные ниже фразы и стихо* творения. Гласный в начале предложения необходимо произносить с придыханием, в сопровождении дирижи» рования (на слог). Ах! Какое яркое солнце! Их, ну и крепкий мороз! Vx, какая тяжелая сумка! Лх, эти грибы it сметанном соусе... Ой-ой-ой, я уколол палец. Лй-ай-ай, я опять опоздала. Лх, этот дождливый осенний вечер. Лх! Играем мы в футбол. Ох! Красивый будет гол. '•)х! Промазал в этот раз... Ух! Вратарь команду спас! * * * И тихо дремлют рощи, И шорох по лесам... Унылая пора, очей очарованье... Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало... Лх ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Л ткачиха с Бабарихой Да с кривою поварихой Около царя сидят, Злыми жабами глядят. А орешки не простые, Скорлупы-то золотые... Ядра — чистый изумруд, Белку холят, берегут. А. С. Пушкин 7. 6. Формирование темпо-ритмической организации речи Упражнения: чтение пословиц, поговорок и чистог ворок. Согласование речи с плавным движением кисти в душей руки. {Движение рук дирижера. ) Мимозы Мила/ маме купила. // Маму я молю упрямо: // «Молочка налей мне, / мама, /
Мам, / мам, / мам, / — молока бы нам». // (Вторую и третью строчки надо канючить. ) Вы малину мыли ли? / Мыли, / но не мылили. // Мама Милу мылом мыла, / Мила мыла не любила, / Но не ныла Мила. // Медный ковш упал на дно / — И обидно, / и досадно, / Ну да ладно, / всё одно. / Арина грибы мариновала, / Марина малину перебирала. // И волки сыты, / и овцы целы. // Ищи ветра в поле. // Один в поле не воин. // Из-за леса, / из-за гор/ Едет дедушка Егор. // Не красна изба углами, / А красна/ — пирогами. // Яблоко от яблони/ I! сдалеко падает. // Язык без костей. // Влизок локоток, / да не укусишь. // Терпение и труд/ всё перетрут. // Водливой корове/ Бог рог не дает. // Не зная броду, / не суйся в воду. // Всё хорошо, / что хорошо кончается. // Всякому овощу/ свое время. // На воре и шапка горит. // Стеша спешила, / рубашку шила, // Да поспешила/ — рукава не пришила. // Век живи/ — век учись. // Не всё коту масленица, / Бывает и Великий пост. // Готовь сани летом, / а телегу — зимой. // Москва не сразу строилась. // Свет не без добрых людей. // Чует кошка, / чье мясо съела. // Дорога ложка к обеду. // Любишь кататься/ — люби и саночки ношть. // На горе Арарат/ Растет крупный виноград. // Не рой яму другому, / Сам в нее попадешь. // Что в лоб, / что по лбу. // По бревну бобры бредут. / Улов у Поликарпа/ — Три карася, три карпа. // На болоте, на лугу/ Стоит миска творогу. // Прилетели две тетери, / Поклевали — улетели. // Погода размокропогодилась. // Проворонила ворона вороненка. // Труба трубит, / труба поет, / Трубач по улице идет. // Чтобы не было беды, / Наберите в рот воды. // Чтение текстов:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|