Нинобы коррекции нарушений интонационной стороны речи. Практические упражнения и задания
Вопросы и задания 1) Проведение обследования интонационной сторо речи: а) обследование восприятия и понимания и тонации, б) обследование воспроизведения и уп требления интонационных средств. 2) Протоколы обследования интонации. |мШЛ7 НИНОБЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ. ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ 7. 1. Дыхательная гимнастика (. ттоматизация навыков нижнереберного дыхания) Цыхание — главная функция человеческого организма основа речи. Чтобы произнести фразу, нужен доста-• ч'шый объем воздуха, который, проходя постепенно, ■ цщ'й через связки, как смычок по струнам, заставляет hs/чить «голосовой инструмент». Дыхание должно быть *« пшиым, целенаправленным. О типах дыхания — см. 1 мну 2. 3. «Понятие об интонации в психофизиологии». Дыхание, голосообразование и артикуляция — взаимообусловленные процессы, поэтому тренировку дыхании, улучшение голоса и уточнение артикуляции прово-111 одновременно. Задания усложняются постепенно: ци пировка речевого выдоха сначала проводится на от-i пьных звуках, потом — на словах, затем — на корот-■ ой фразе, при чтении стихов и прозы. Контролировать (*1*«шильное речевое дыхание можно с помощью ладони, > ■ ни положить ее на область диафрагмы. Задачи дыхательной гимнастики: освоить технику шщнереберного диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса; сознательно регулировать • I о ритм, а также правильное соотношение вдоха и вы- Регулярные занятия дыхательной гимнастикой спо- * ибствуют воспитанию правильного речевого дыхания с
Рекомендации при выполнении упражнений: • Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать — через |ИУГ. • Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слиш-
• «Добирать» воздух только между смысловыми резками во фразе. • Следить за тем, чтобы во время упражнений не б ло напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи поднимались при вдохе. • Необходимо дышать свободно, избегая судоро ности и толчков в дыхании. • Выдох должен сочетаться с работой артикуляцио ного и голосового аппарата. В дыхательной гимнастике используются упражн ния: 1, Упражнения для воспитания навыков правильно полного вдоха и выдоха Данные упражнения выполняют первоначально л жа, затем сидя и стоя. Упражнения направлены на к ординацию ротового и носового дыхания, на выработ нижнереберного, типа дыхания при активном участи диафрагмы. Упражнение 1. Руки положить на область диафрагм Выдохнуть остатки воздуха, плавно и неторопливо вдо нуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стен живота выпятилась вперед, поднимая руки. Выдох про изводится через рот плавно и по возможности полне При этом живот опускается и в конце выдоха втяги ется. Для контроля ротового выдоха рекомендуется П" износить звуки «шшш... » или «ффф... ». Упражнение 2. На область диафрагмы положить khj гу или журнал. Выдохнуть остатки воздуха, плавно и н торопливо вдохнуть так, чтобы верхняя передняя стен живота выпятилась вперед, поднимая книгу. Выдох про изводится через рот плавно и по возможности полне* При этом живот опускается и в конце выдоха втягива ется — книга опускается. Для контроля ротового вьщох рекомендуется произносить звуки «шшшш... » или «ффф... ».
Упражнение 3. Плавно и неторопливо вдохнуть так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперед. С поочередным подтягиванием колен к животу осу-90 п. пишется выдох. Вьщох производится через рот плавно! > -•*•* иозможности полнее. При этом живот опускается и -I |, ппце выдоха втягивается. Для контроля ротового й! > «> вд, рекомендуется произносить звуки «шшшш... » |i 'ч ффф... ». Упражнение 4. Плавно и неторопливо вдохнуть так, п мы верхняя передняя стенка живота выпятилась впе-j< ■ < С одновременным подтягиванием колен к животу I- штвляется выдох. Выдох производится через рот и < «нно и по возможности-полнее. При этом живот опус-» < и--ц и в конце выдоха втягивается. Для контроля ji итого выдоха рекомендуется произносить звуки •нпкиш... » или «ффф... ». Упражнение 5. Руки положить ладонями на ребра (на Г'чы, пальцами к центру груди) и глубоко (до пупка) |> 1., м|уть. Не поднимать плечи. Ваши руки ощутят, как 1«> чодятся ребра под напором входящего в грудь (в лег-• ш1) воздуха. Это означает, что вы взяли приличный ■ M. t'M воздуха. Сбросить дыхание, выдохнуть. Руки (милшы ощутить, как опали ребра. Упражнение 6. Сидя на полу: руки развести в стороны и глубоко (до пупка) вдохнуть. Не поднимать плечи, наклонить туловище три раза спокойно и плавно впе-|ач(, — выдыхать в три «рывка», на выдохе произносить Вели наступила усталость, то упражнения на дыха-mw можно чередовать с упражнением «Тряпичная кук-|'К все тело максимально расслаблены, руки «болтают-ф>, как у Пьеро. На выдохе следует «выстанывать» гласные звуки: «Аааа... », «Оооо... », «Уууу... », тем самым иырабатывается навык «мягкого» голосоведения, что не-хНходимо для преодоления смыкательного гортанного > ■ поэма. -
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|