Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7.2. Артикуляционно-мимическая гимнастика




7. 2. Артикуляционно-мимическая гимнастика

Эти упражнения помогают: создать нервно-мышеч ный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного го­лоса, ясной и четкой дикции; предотвратить патологи-


н---   развитие движении артикуляции, а также снять ' < шиною напряженность артикуляционной и мимиче-

м мускулатуры; выработать необходимые мышечные ■ ■ ■ • > ния для свободного владения и управления частя-н финфляционного аппарата. Идет тренировка мышц ii i нгй челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого (*''■ <, мимических мышц. Для этого используются стати-t • w и динамические упражнения.

Рекомендации при выполнении упражнений

« пыполнять упражнения только перед зеркалом;

* и (бегать сопутствующих движений (работает только

г пин мышц);

»пыполнять упражнение в спокойном темпе, без |п ищи, стремясь к плавному и ритмическому выполне-h" »t движений.

комплекс упражнений артикуляционно-мимической

$f ипистики

Упражнения для мышц лба:

нахмурить брови, с угрозой произнести: «А-а! »; удивленно-радостно вскинуть брови, произнести с р ■ * хищением: «А-а! »

Упражнения для мышц глаз:

- зажмуриться — «распахнуть» глаза;
поочередно закрывать и открывать то правый, то

< iiiiiИ глаз;

- озорно, со значением подмигивать;

- спокойно закрывать и открывать глаза, макси-
(НИ)НО расслабляя мышцы век;

Упражнения для щёк:

- надувать щёки;

- втягивать щёки;

=• перекатывать воображаемый шарик во рту (пооче-

и'дпо надувать щёки);

=- «полоскать рот» воображаемой водой.

Упражнения для губ:

=- улыбнуться («и-и-и»);

■ -=- сложить губы в трубочку («у-у-у»);

=- двигать губами от правой щеки к левой;

- двигать губами по кругу;

- «развесить губы»;


Упражнения для языка:

— расслабить язык на нижней губе, «пошлепать» губами («пя-пя-пя»);

— пощелкать языком, присасывая строго по сред линии;

— вяло, лениво «пожевать манную кашу» («мня, м

мня»);

— облизывать губы. Изобразить:

— грозного владыку;

— лазутчика;

— кокетливую барышню;

— деревенского дурачка.

7. 3. Голосовая и интонационная гимнастика

Целью голосовой гимнастики является развитие сил высоты, тембра голоса, голосовых модуляций, интон ционно-мелодической речи.

Рекомендации при выполнении упражнений:

• работая над гласными, необходимо следить за мя кой атакой звука (бархатистое звучание, чуть пригл шенное, с теплым выходом);

• не следует допускать горлового и других призвуко

• при выполнении упражнений с гласными следу соблюдать умеренность темпа, четкость артикуляци равномерное распределение выдоха.

7. 3. 1. Упражнения, направленные на тренировку силы и высоты голоса

Упражнение 1. Звук произносится шепотом с прис единением голоса, мягко и негромко. Сила голоса до~ на быть одинаковой от начала до конца звучания.

Упражнение 2. Напевание колыбельной. Полунапе но произносится гласный звук, изменяя высоту голоса

а       а       а       у      у      у

а       а                    У      У

«Раскачав» гласные, «бросать» их вверх без напряже ния. По аналогии данное упражнение можно использ вать при произнесении сочетаний из двух или трех зву ков.


'*щщжнение 3. «Голосовая горка». Произносить глас-

( щук, изменяя его по высоте, представляя горку, по

t«tti чвук «взбирается» и «спускается вниз».

Упражнение 4. «Выколачивание» гласных звуков (от-

! ' пи мягкой голосоподачи и включение грудного ре-

< щшжнение 5. «Разбойники увидели жертву». На вы-щюизносить «ах-ха-ха-ха-ха» (представляя жертву), и ■ п на выдохе произносить «ох-хо-хо-хо-хо» (пред-i " щм, что они с ней сделают).

Упражнение 6. Произносить гласные звуки и слоги, ■ mi иная/понижая тональность на каждом последующем в * * /слоге. Образуется своеобразная лестница. 7. 3. 2. Интонационные упражнения Упражнение 1. При произнесении последовательнос-н пшсиых звуков воспроизводить удивление, недоуме-ц< * Оюсходящая интонация) и ответный возглас (нисхо-

i пили интонация).

Упражнение 2. Произносить эталон «АОУИ» (сочета-•м» гласных) с разной интонацией, сопровождая дири-

* шмонанием: » Восторженно

• Спокойно

• Категорично

« Вопросительно

• Задумчиво

• Скорбно

• Дерзко

« С сожалением

Но аналогии в этом упражнении можно использо-

•нн. фразу.

7. 4. Логоритмические упражнения

Логоритмические упражнения способствуют разви-utio темпа и ритма речевого дыхания, развитию артику-шционной моторики, укреплению мимической мускула-«у|1Ы, формированию фонематической системы, разви-iiiio темпо-ритмических и мелодико-интонационных

фактеристик речи, развитию умения сочетать движе­нии и речь, координировать их, подчинять единому рит-

1 l. iu 338

iv, оказывают благоприятное воздействие на формиро­вание дикционных навыков.


Логопедическая ритмика предполагает коррекци координации движений и речи. Связь движений и ре нормализует состояние мышечного тонуса, помогает с вободиться от эмоциональной и двигательной зажато ти, развивает координацию процессов дыхания, голос ведения, артикуляции. Способствует регулировани ритма речи, профилактике и преодолению таких реч вых расстройств, как нарушение темпа речи, главнь образом его ускорение, смазанность, нечеткость звук произношения, заикание.

Все упражнения направлены на согласование речи движением. Ученик сопряженно с логопедом на каждь слог синхронно совершает движения руками, ногам ладонями.

Например, ученик читает хорошо знакомое стих творение В. Мирясовой, плавно дирижируя одной ил двумя руками:

Го-во-рит свинь-я: ХРЮ-ХРЮ, — толс-то-му сы-ноч-ку. Пя-та-чок пос-ле е-ды вы-ти-рай пла-точ-ком!

Или шагает на месте, скандируя:

Ут-ром ра-но два ба-ра-на

За-сту-ча-ли в во-ро-та: тра-та-та-та-та-та-та.

Ученику можно предложить представить себя артис том, который читает стихи на сцене в театре. Благодар этому речь станет более выразительной и громкой, а за нятие превратится в интересную игру.

В процессе тренировки темпа и ритма речи необхо димо выработать следующие умения:

• двигаться в заданном темпе;

• чередовать движения в различном темпе;

• согласовывать движения с ритмической организа цией высказываний и проговариванием в нужном темпе

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...