Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация технического обслуживания




 

Техническое обслуживание (ТО) предназначено для поддержания техники в установленной готовности. Причем, как правило, ТО проводится на работоспособной технике с целью недопущения отказов на предстоящем периоде эксплуатации.

Регламентированное техническое обслуживание (ТО) – это «техническое обслуживание, предусмотренное в нормативно-технической документации и выполняемое с периодичностью и в объеме, установленном в ней, независимо от технического состояния изделия в момент начала ТО» (ГОСТ 18322-78 "Система ТО и ремонта техники. Термины и определения").

Работы, выполняемые при регламентированном техническом обслуживании, выполняются со строго заданной периодичностью и в заданном объеме. Система, подвергающаяся ТО, как правило, частично или полностью утрачивает техническую готовность. В то же время ТО требует значительных затрат сил и материальных средств. Поэтому, в известном смысле ТО, будучи направленным на поддержание готовности, в то же время усложняет процесс эксплуатации и, как правило, снижает готовность к использованию.

Поэтому, центральное место в повышении эффективности ТО занимает решение проблем создание сбалансированной системы ТО с обоснованной периодичностью и объемом работ. Поиск соответствующих решений в этом направлении требует научного подхода.

Планирование системы регламентных мероприятий ТО требует реализации основных принципов:

1. Обоснованного выбора критериев эффективности процесса эксплуатации; в частности, критериев связанных с учетом качественных параметров ТО комплексов.

2, Учета особенностей систем и элементов систем, составляющих комплекс. Важным является учет и особенности структуры и функционирования комплекса в целом.

3. Учета принятых режимов эксплуатации.

4, Учета характера и особенностей контроля при ТО.

5. Учета технологичности элементов, систем при ТО.

6. Учета эргономических требований.

7. Учета требования экономии ресурсов.

Существующие в настоящее время системы РО можно свести к трем основным видам:

- календарная система регламентных работ (РР);

- система РР по наработке;

- смешанная система PP.

Календарная система типична для РР на технике, применение которой производится эпизодически, что характерно для систем вооружения.

Система РР по наработке предусматривает РР после выработки определенной части ресурса системы независимо от времени. Характерна она для техники в основном работающей, а не сберегаемой на хранении, например, для радиолокационных станций.

Смешанная система РР – комбинация календарной системы и системы по наработке. Она совмещает достоинства и компенсирует недостатки рассмотренных систем ТО.

В общем случае обоснование той или иной системы РР затруднительно.

В ряде случаев это можно сделать, если воспользоваться рекомендациями теории надежности. При этом производится сравнение "вклада" отказов, возникающих из-за старения при хранении, и "вклада" отказов при работе техники.

В настоящее время в практику организации ТО активно внедряются новые стратегии ТО систем - стратегии ТО по состоянию. Эти стратегии в настоящее время не внедрены в эксплуатацию РАВ ВМФ. Рассмотрение их реализации для сложных технических систем выходит за рамки рассмотрения.

Отметим одно важное обстоятельство.

Действия факторов, с влиянием которых требуют считаться, тесно связаны с принятой моделью эксплуатации элементов РК.

Не установив модель эксплуатации, беспредметно говорить о реализации рассмотренных принципов, т.к. модель отражает и особенности, и режимы эксплуатации, и характер контроля при ТО. Косвенно, она отражает технологичность, эргономические особенности, экономичность эксплуатации. Определение критериев также связано с принятой моделью.

При организации технического обслуживания в первую очередь возникает вопрос о его периодичности. Определение рациональной периодичности технического обслуживания также связано с выбранной моделью эксплуатации. Результаты анализа моделей эксплуатации восстанавливаемых элементов комплексов РАВ позволяют разделить их на несколько групп. Классификационными признаками будем считать характер контроля, а также наличие и повторяемость регламентных работ.

При традиционной стратегии ТО элементов РАВ модели их эксплуатации могут быть разделены на группы:

1. Модель эксплуатации с периодическими РР и отсутствием контроля за техническим состоянием систем в межрегламентный период;

2. Модель эксплуатации с периодическими РР и непрерывным контролем за техническим состоянием систем в межрегламентный период;

3. Модель эксплуатации с непрерывным контролем за техническим состоянием систем при отсутствии РР;

4. Модель эксплуатации с периодическими РР и периодическим контролем за техническим состоянием систем в межрегламентный период.

IV
Рис.22. Модели эксплуатации технических систем

 

1. При эксплуатации с периодическими РР и отсутствием контроля в межрегламентный период (МРП) параметры системы не контролируются в течение времени . После этого система снимается с дежурства и на ней выполняются РР в течение времени , с устранением отказов в этот же период, если отказы обнаружатся. Затем система снова в дежурстве до очередных PP.

При таком варианте стратегии ТО неисправность возникшая на МРП будет оставаться необнаруженной до начала очередных РР или до момента отдачи приказания на функционирования, если он придется на МРП.

2. При эксплуатации с периодическими РР и непрерывным контролем за техническим состоянием в случае выхода из строя системы в МРП она снимается с дежурства. Восстановление системы возможно за некоторое случайное время .

Через время независимо от состояния система снимается с дежурства и на ней проводятся РР в течение времени , после чего система снова вводится в режим дежурства,

3. При эксплуатации с непрерывным контролем за техническим состоянием и отсутствием периодических РР модель эксплуатации - частный случай предыдущей модели при периодичности РР .

4. При эксплуатации с периодическими РР и периодическим контролем за техническим состоянием модель отражает наиболее общий случай.

После выполнения регламентных работ система в исправном состоянии ставится в режим дежурства и её параметры контролируются с периодичностью без снятия системы с дежурства. При неисправности система снимается с дежурства и восстанавливается за случайное время , после чего вновь ставится в режим дежурства. Через время , независимо от состояния, на системе выполняются РР продолжительностью . Три другие модели - частные случаи рассматриваемой модели.

При - первая модель, при - модель процесса эксплуатации с непрерывным контролем на МРП, а при и - третья модель.

Принятые принципы планирования процессов ТО и модели эксплуатации элементов систем являются основой при анализе и оценке эффективности регламентных мероприятий.

Основными параметрами системы регламентных мероприятий являются следующие:

- периодичность регламентных мероприятий;

- продолжительность регламентных мероприятий;

- объем регламентных работ.

Периодичность регламентных мероприятий - интервал времени между очередными одноименными работами (или наработка за этот интервал времени).

Объем РР - комплекс операций, выполняемых в процессе ТО. (Обычно оценивается средними затратами времени).

Определение основных параметров регламентных работ осуществляется путем оптимизации по некоторым критериям, характеризующим результаты работ.

Усилия специалистов направлены, в первую очередь, на поиск путей достижения рациональной периодичности регламентных работ. При решении этой задачи могут быть использованы три типа критериев:

- критерий безотказности;

- критерий готовности;

- экономические критерии.

При оптимизации периодичности РР по критерию безотказности выдвигается требование - за межрегламентный срок вероятность исправного состояния не должна быть ниже допустимой - (рис.23).

При экспоненциальном законе надежности

,

где - периодичность РР.

Отсюда

. (56)

 

 

Рассчитанное по этой формуле значение округляется в меньшую сторону до ближайшего и удобного на практике (рационального) межрегламентного периода. Например, если вычисленное по формуле (56) значение составит 1 месяц и 2 дня, то будет целесообразно проводить техническое обслуживание ежемесячно.

Рис. 23. График надежности.

 

График (рис.23) можно также рассматривать как зависимость для средней доли работоспособных изделий из некоторой рассматриваемой совокупности в функции времени.

При этом действует известное допущение о мгновенном восстановлении изделий. Среднее количество исправных изделий на МРП из общего количества изделий в партии:

.

Очевидно, что чем больше партий изделий проверяется одновременно, тем меньше возможность сделать это в кратчайший срок (в идеале - мгновенно).

Таким образом, чисто практическая целесообразность подсказывает, что проведение непрерывных проверок, т.е. равномерно распределенных в течение года выгоднее, т.к. позволяет повысить среднее количество исправных изделий на межрегламентном периоде.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...