Место дисциплины в структуре образовательной программы
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Страхование» является частью профессиональных дисциплин учебных планов МФПУ по всем программам подготовки бакалавров по направлению 080100. 62 – «Экономика (бакалавриат)», профиль – «Финансы и кредит», специализация «страхование». Эта дисциплина является обязательной частью профессиональной подготовки менеджеров, специализирующихся в области страхового дела. Для успешного освоения дисциплины «Страхование» студенты должны предварительно изучить высшую математику и в ней особо – теорию вероятностей, математическую статистику, эконометрику, а также основной комплекс экономических дисциплин: · макроэкономику; · микроэкономику; · основы бизнеса. Компетенции, формируемые в результате освоения «страхования». В результате изучения дисциплины студент получит: Представления: · о способах защиты от случайных событий; · об истории возникновения и развития страхового способа защиты от случайностей; · о развитии страхового рынка РФ с конца 80-х гг. XX в. до настоящего времени; · о роли страхования в системе современных рыночных отношений.
Знания: · о сущности и содержании страхования как экономического явления и категории, отражающей его; · о генеральной и основной экономической цели коммерческого страхования; · об особенностях страхового товара, его роли в жизни общества и граждан; · о значении страхования для личной и экономической жизни людей; · о сущностных признаках страхования; · об основных критериях классификации страхования и их отражении в юридических актах; · о правовом регулировании страхования в РФ;
· об экономических основах и финансовых результатах деятельности страховщиков в РФ; · об основах страхования: личного, имущественного и гражданской ответственности.
Умения: · грамотно оценивать условия правил страхования и их отражение в договорах страхования: имущественного, личного, гражданской ответственности; · сопоставлять условия правил и договоров страхования на их соответствие актам гражданского, страхового и подзаконного права; · оценивать страховые компании с позиций их экономического, в т. ч. финансового состояния; имиджа на страховом рынке; · выбирать страховщика, наиболее соответствующего потребностям потенциального страхователя.
Навыки: · работы с документами страховщика – заявлением о страховании, правилами и договорами страхования, заявлением о страховом случае, страховым актом и др.; · проверки обоснованности страховых тарифов и страховых выплат, исчисленных страховщиком; · определения факта наступления страхового случая и последовательности действий (взаимодействия со страховщиками и др. учреждениями) после наступления факта страхового случая.
Тема 1. Особенности страхового товара и его значение жизни общества
Цель изучения темы: Состоит в усвоении уникальности страхования как практической, так и научной сферы деятельности людей. Уникальность эта, в частности, заключается в продукте, который производится как средство защиты от опасных случайностей, в его особенностях. Задачи: · соотношение понятий, связанных со страховым продуктом в товарной форме; · страховой товар как средство удовлетворения потребностей страхователей и страховщиков.
Вопросы темы: 1. Понятие страхового товара. 2. Особенности страхового товара.
Теоретический материал Вопрос 1. Понятие страхового товара.
1. В теории и практике страхования нет единого подхода к названию его конечного результата. Его называют услугой, страховой услугой, продуктом, страховым продуктом, страхованием (продавать страхование), страховой защитой (продавать страховую защиту) и крайне редко – страховым товаром. В любом наборе понятий, явлений должна быть логическая связь. Обратим внимание на то, что все созданное природой и людьми принято называть продуктами или плодами. Все они: · по происхождению, как видно, могут быть естественными (природными) и общественными (человеческими); · по материализации – материальными и нематериальными; · по полезности или вредности – благами, антиблагами.
В этой логически последовательной связи исходными, обобщающими являются продукты (плоды), далее идет их конкретизация по происхождению и материализации. Из нее пока не появляется никакой товар, в том числе страховой. Чтобы обнаружить в этой совокупности товар, надо понять содержание каждой ее слагаемой: 1) материальные продукты (плоды) – это вещи, то есть имущество или материальные блага, антиблага; 2) нематериальные продукты (плоды) - это не вещи, то есть не имущества, нематериальные блага / антиблага; 3) не вещи общественного происхождения это услуги, которые экономистами трактуются как действия людей, предприятий, государств, которые ни в чем не овеществляются и приносят людям пользу в виде нематериального полезного эффекта (результата) – см. ст. 779 ГК РФ.
2. Теперь важно понять: все ли и всегда ли эти разновидности продуктов (плодов) являются товарами? Во-первых, там, где нет человечества, нет производства общественных продуктов и их производных. Во-вторых, до рабовладения люди уже сами производили общественные (по происхождению) продукты. Они их сами же потребляли, то есть не обменивались ими с другими людьми, не продавали их за деньги. Такое производство называется натуральным, то есть нетоварным. Обмен продуктами, их купля-продажа начались с разложением первобытного строя, с зарождением рабовладения. Следовательно, если естественные продукты существуют вечно и вне человеческого общества, то есть не имеют истории, то общественные возникли вместе с человечеством, то есть имеют историю своего возникновения и развития.
В-третьих, чтобы стать товарами, любые продукты (общественные и естественные, материальные и нематериальные, полезные и вредные) должны быть вовлечены людьми в обмен – продукты на продукты или продукты на деньги. То есть продукты должны вовлекаться людьми не в собственное потребление, а в обмен на другие продукты или продаваться за деньги.
3. Теперь важно понять: любые вещи не вещи (услуги) могут быть товарами или нет? Чтобы стать товарами они должны соответствовать строго обязательным двум общественным условиям: во-первых, они должны быть полезны людям их покупающим, то есть иметь потребительную стоимость: во-вторых, они должны быть способными обмениваться на другие вещи, не вещи, или на деньги, то есть иметь меновую стоимость. Выводы: 1) любой товар – это вещь или услуга, имеющие потребительную стоимость (полезность) и меновую стоимость (обмениваемость, продаваемость); 2) страховой продукт, чтобы стать товаром (страховым товаром) должен иметь эти же свойства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|