Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место дисциплины в структуре образовательной программы




Место дисциплины в структуре образовательной программы

 

Дисциплина «Страхование» является частью профессиональных дисциплин учебных планов МФПУ по всем программам подготовки бакалавров по направлению 080100. 62 – «Экономика (бакалавриат)», профиль – «Финансы и кредит», специализация «страхование». Эта дисциплина является обязательной частью профессиональной подготовки менеджеров, специализирующихся в области страхового дела.

Для успешного освоения дисциплины «Страхование» студенты должны предварительно изучить высшую математику и в ней особо – теорию вероятностей, математическую статистику, эконометрику, а также основной комплекс экономических дисциплин:

· макроэкономику;

· микроэкономику;

· основы бизнеса.

Компетенции, формируемые в результате освоения «страхования».

В результате изучения дисциплины студент получит:

Представления:

· о способах защиты от случайных событий;

· об истории возникновения и развития страхового способа защиты от случайностей;

· о развитии страхового рынка РФ с конца 80-х гг. XX в. до настоящего времени;

· о роли страхования в системе современных рыночных отношений.

 

Знания:

· о сущности и содержании страхования как экономического явления и категории, отражающей его;

· о генеральной и основной экономической цели коммерческого страхования;

· об особенностях страхового товара, его роли в жизни общества и граждан;

· о значении страхования для личной и экономической жизни людей;

· о сущностных признаках страхования;

· об основных критериях классификации страхования и их отражении в юридических актах;

· о правовом регулировании страхования в РФ;

· об экономических основах и финансовых результатах деятельности страховщиков в РФ;

· об основах страхования: личного, имущественного и гражданской ответственности.

 

Умения:

· грамотно оценивать условия правил страхования и их отражение в договорах страхования: имущественного, личного, гражданской ответственности;

· сопоставлять условия правил и договоров страхования на их соответствие актам гражданского, страхового и подзаконного права;

· оценивать страховые компании с позиций их экономического, в т. ч. финансового состояния; имиджа на страховом рынке;

· выбирать страховщика, наиболее соответствующего потребностям потенциального страхователя.

 

Навыки:

· работы с документами страховщика – заявлением о страховании, правилами и договорами страхования, заявлением о страховом случае, страховым актом и др.;

· проверки обоснованности страховых тарифов и страховых выплат, исчисленных страховщиком;

· определения факта наступления страхового случая и последовательности действий (взаимодействия со страховщиками и др. учреждениями) после наступления факта страхового случая.

 

Тема 1. Особенности страхового товара и его значение жизни общества

 

Цель изучения темы:

Состоит в усвоении уникальности страхования как практической, так и научной сферы деятельности людей. Уникальность эта, в частности, заключается в продукте, который производится как средство защиты от опасных случайностей, в его особенностях.

Задачи:

· соотношение понятий, связанных со страховым продуктом в товарной форме;

· страховой товар как средство удовлетворения потребностей страхователей и страховщиков.

 

Вопросы темы:

1. Понятие страхового товара.

2. Особенности страхового товара.

 

Теоретический материал

Вопрос 1. Понятие страхового товара.

 

1. В теории и практике страхования нет единого подхода к названию его конечного результата. Его называют услугой, страховой услугой, продуктом, страховым продуктом, страхованием (продавать страхование), страховой защитой (продавать страховую защиту) и крайне редко – страховым товаром.

В любом наборе понятий, явлений должна быть логическая связь.

Обратим внимание на то, что все созданное природой и людьми принято называть продуктами или плодами. Все они:

· по происхождению, как видно, могут быть естественными (природными) и общественными (человеческими);

· по материализации – материальными и нематериальными;

· по полезности или вредности – благами, антиблагами.

 

В этой логически последовательной связи исходными, обобщающими являются продукты (плоды), далее идет их конкретизация по происхождению и материализации. Из нее пока не появляется никакой товар, в том числе страховой.

Чтобы обнаружить в этой совокупности товар, надо понять содержание каждой ее слагаемой:

1) материальные продукты (плоды) – это вещи, то есть имущество или материальные блага, антиблага;

2) нематериальные продукты (плоды) - это не вещи, то есть не имущества, нематериальные блага / антиблага;

3) не вещи общественного происхождения это услуги, которые экономистами трактуются как действия людей, предприятий, государств, которые ни в чем не овеществляются и приносят людям пользу в виде нематериального полезного эффекта (результата) – см. ст. 779 ГК РФ.

 

2. Теперь важно понять: все ли и всегда ли эти разновидности продуктов (плодов) являются товарами?

Во-первых, там, где нет человечества, нет производства общественных продуктов и их производных.

Во-вторых, до рабовладения люди уже сами производили общественные (по происхождению) продукты. Они их сами же потребляли, то есть не обменивались ими с другими людьми, не продавали их за деньги. Такое производство называется натуральным, то есть нетоварным.

Обмен продуктами, их купля-продажа начались с разложением первобытного строя, с зарождением рабовладения. Следовательно, если естественные продукты существуют вечно и вне человеческого общества, то есть не имеют истории, то общественные возникли вместе с человечеством, то есть имеют историю своего возникновения и развития.

В-третьих, чтобы стать товарами, любые продукты (общественные и естественные, материальные и нематериальные, полезные и вредные) должны быть вовлечены людьми в обмен – продукты на продукты или продукты на деньги. То есть продукты должны вовлекаться людьми не в собственное потребление, а в обмен на другие продукты или продаваться за деньги.

 

3. Теперь важно понять: любые вещи не вещи (услуги) могут быть товарами или нет?

Чтобы стать товарами они должны соответствовать строго обязательным двум общественным условиям: во-первых, они должны быть полезны людям их покупающим, то есть иметь потребительную стоимость: во-вторых, они должны быть способными обмениваться на другие вещи, не вещи, или на деньги, то есть иметь меновую стоимость.

Выводы:

1) любой товар – это вещь или услуга, имеющие потребительную стоимость (полезность) и меновую стоимость (обмениваемость, продаваемость);

2) страховой продукт, чтобы стать товаром (страховым товаром) должен иметь эти же свойства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...