Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исцеление бесноватого в капернаумской синагоге

(Мк.1:21-28; Лк.4:31-37; Капернаум, 28 г.)

 

«Новое учение» (Мк. 1:27) Иисуса вызвало всеобщее удивление, т.к. Он учил «как власть имеющий, а не как книжники» (Мк. 1:22). Его слово было со властью и силой (Лк. 4:36).

Толкование блж. Феофилакта на этот эпизод представляет собой яркий пример тропологического (нравственного) толкования: «Знай же, что и ныне многие имеют бесов, именно те, кои исполняют пожелания бесов; например, кто гневлив, тот имеет беса гнева. Но когда придет Иисус в синагогу, то есть когда ум будет сосредоточен, а не рассеян, тогда скажет бесу гнева, доселе неукротимому: «замолчи»; и он тотчас выйдет из человека, повергнув его на средину. Что же значит бросить на средину, знай: человек должен быть ни совершенно гневлив и раздражителен, ибо это свойственно зверям, ни совершенно безгневен, ибо это свойственно бесчувственному, но идти средним путем и иметь гнев против злобы. Итак, когда дух лукавый бросит кого-нибудь на средину, то уходит от него[Alexey4]».

Исцеление тещи Симона

(Мф.8:14-15; Мк.1:29-31; Лк.4:38-39; Капернаум, 28 г.)

Это чудо евангелисты Марк и Лука ставят в непосредственную связь с предыдущим: исцеление бесноватого отрока в Капернаумской синагоге. «Выйдя вскоре из синагоги» Господь вошел в дом Симона Петра. Но по ап. Матфею чудо произошло после исцеления прокаженного и исцеления слуги Капернаумского сотника. Если отдать предпочтение хронологии Матфея, то стоит подивиться смирению ап. Петра: зная, что его теща больна, он терпеливо ждет пока Спаситель завершит проповедь и исцелит всех прочих страждущих. Только после того как Иисус Сам пришел в дом Петра, Ему сообщили о болезни тещи. 

Евангелист Лука как врач поясняет, что теща «была одержима сильною горячкою». Здесь «горячка»(греч. «puretw/| mega,lw|») - это сильный жар, лихорадка. По одному слову Иисуса жар мгновенно оставил больную и к ней тотчас вернулись силы. Обычно больные лихорадкой после выздоровления еще долго набираются сил, но здесь полное восстановление жизненных сил произошло мгновенно. Теща Петрова тотчас встала и служила гостям. 

О причине прихода Иисуса с учениками в дом Петров интересную мысль приводит свт. Иоанн Златоуст: Христос вошел в дом Петров «…для принятия пищи. На это указал и евангелист, когда сказал: встала и служила им»[114]. Действительно, Христос останавливался у Матфея, в доме Закхея, в доме Марфы и Марии, у Симона прокаженного. Возможно и у других учеников, имена которых остались неизвестными. Посещение «домов» сопровождалось трапезами. Однако, нередко это было не главным. Оказывая почтение тому или иному дому, Господь в первую очередь укреплял тех учеников, которые были хозяевами. Остается только догадываться: было ли исцеление тещи Петра средством для укрепления всей его семьи, чтобы апостолу было легче оторваться от домашнего очага ради апостольской миссии, ради следования за Христом? 

Исцеление многих бесноватых и больных

(Мф.8:16-17; Мк.1:32-34; Лк.4:40-41; Капернаум, 28 г.)

 

Изгнание злого духа в синагоге, а затем чудесное исцеление тещи Симона произвели такое сильное впечатление, что к дверям дома Симона после захода солнца (вероятно, потому, что это была суббота), стали приносить больных и бесноватых, так что весь город собрался у дверей; и Господь исцелил многих, страдавших различными болезнями, и изгнал многих бесов.

Евангелист Матфей, доказывая своим Евангелием, что Иисус и есть Тот Избавитель, о Котором предвещали пророки, поясняет, что в этом массовом исцелении сбылось пророчество Исайи: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф.8:17, ср.Ис. 53:4).

Не желая принимать свидетельства от злых духов, Господь запрещает бесам устами бесноватых говорить, что Он – Христос, Сын Божий.

Благовестие и служение в Галилее

(Мф.4:23-25; Мк.1:35-39; Лк. 4:42-44; Галилея, 28 г.)

 

Выйдя из Капернаума Господь удаляется в пустынное место, а потом идет в ближние селения и города. По всей Галилее Он благовествовал в синагогах, «проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях». Из-за этого к Нему приводили больных различными болезнями. Он стал известен уже не только в Сирии, но и в Десятиградии, в Иудее, за Иорданом.

«Лунатики» - от глагола selhnia, zomai – « быть лунатиком», что означало «страдать припадками» (англ. to be an epileptic).

Исцеление прокаженного

(Мф.8:2-4; Мк.1:40-45; Лк.5:12-16; Город в Галилее, 28 г.)

 

Моисей в Лев. 13 гл. дал подробные наставления относительно больных проказой. Священник должен был исследовать болезнь и удалить больного из общества людей во избежание заражения.

Прокаженный дерзновенно нарушает закон, запрещающий ему подходить к здоровым. Исцеляя, Господь коснулся больного, желая показать, что Он не связан никаким законом, запрещающим прикосновение к прокаженному, что для Чистого нет ничего нечистого. И, выражая этим жестом чувство глубокого сострадания к несчастному, «Хочу, очистись» - указывает на Свою Божественную власть.

Из слов «посмотрев на него строго, тотчас отослал его» (Мк.1:43) можно предположить, что Господь проявляет некоторую строгость к нарушителю Закона. Поэтому Он велит бывшему прокаженному пойти к священнику и показаться ему, то есть – исполнить предписания Моисея для очистившихся от проказы (Лев.14гл.), и никому не рассказывать о свершившемся чуде.

Из-за того, что исцеленный нарушил слово Господа и начал провозглашать о происшедшем, Христос стал уходить в места пустынные. Туда к нему приходили слушать и врачеваться.

Исцеление расслабленного

(Мф.9:1-8; Мк.2:1-12; Лк.5:17-26; Капернаум, 28 г.)

 

Матфей говорит, что Господь совершил это чудо, придя в «Свой город». Родился Он в Вифлееме, воспитан в Назарете, а жил в Капернауме.

Расслабленный был принесен к Господу на одре и, следовательно, не мог двигаться самостоятельно. Судя по названию болезни (paralutiko, j) он страдал параличем[115]. Принесшие, не смогли внести расслабленного в дом, и спустили сквозь кровлю над внутренним двором дома[116]. Только сильная вера могла подвигнуть принесших расслабленного на такой смелый поступок. Видя эту веру, а также и веру самого больного, позволившего спустить себя таким образом, с риском, к ногам Иисуса, Господь говорит расслабленному: «Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои», указывая тем самым на тесную связь между его болезнью и грехом. Слова «чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» свт. Иоанн Златоуст толкует так: «Так как исцеления души видеть нельзя, а исцеление тела очевидно, то Я присоединяю к первому и последнее, которое хотя ниже, но очевиднее, чтобы посредством этого уверить в высшем, невидимом»[117].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...