Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О прелюбодействе и разводе

 

Недостаточно внешне исполнять 7-ю заповедь Десятисловия: «Не прелюбодействуй!», воздерживая себя от явного плотского греха. Господь учит, что не только действие, но и страстная мысль, ведущая к похоти[161], вожделенный взгляд на женщину – уже является грехом. Через глаза помыслы и чувства обращенные на разные предметы получают пишу для развития. Глаз соблазняющий - ухватывание греховной мысли, которая начинает движение воли ко греху. «Любодействует с женою в сердце тот, – говорит свт. Афанасий Великий, – кто согласен на дело, но препятствие ему - или место, или время или страх перед законом». Т.к. благодать Святого Духа принимается в сердце, его в первую очередь и вычищает Спаситель.

В наши дни нередко можно услышать вопрос: может ли здоровый молодой мужчина никогда не смотреть на женщин с вожделением? Может ли никогда не испытывать страстных помыслов при виде красивого лица? Если это очень трудно для любого юного и горячего человека, зачем Господь угрожает ему словами о прелюбодеянии в сердце? Чтобы человек не был самонадеянным. Свт. Иоанн Златоуст подчеркивает, что слова Спасителя относятся не к собственной жене, влечение к которой завершается продолжением человеческого рода, но – к чужим женщинам или девицам, когда человек смотрит на них ради услаждения взора. Запрет Господа предохраняет человека от падения, поскольку «когда ты посмотришь так один, два, три раза, то, быть может, еще в состоянии будешь преодолеть страсть; но если постоянно будешь делать и возжешь пламень страсти, то непременно будешь побежден ею, потому что ты не выше природы человеческой»[162]. По мнению святителя Иоанна слова обращенные к мужчине относятся и к женщине: Господь назидая главу, дает наставление и всему телу [163].

«Правый» (глаз, рука) - символ лучшей части человека (в отличие от левой). Итак, если лучшее начинает склоняться к пороку, колебать душу, то насколько более будет колебаться тело, которое еще более склонно к падению? В таких случаях надо проявлять всю решимость к пресечению соблазна, чтобы не пожалеть самого дорогого, чем являются для человека члены его тела: рука, нога, глаз. В данном случае части тела указаны Господом как символ всего драгоценного для нас, чем мы должны пожертвовать ради того, чтобы искоренить страсть и избежать греха. Под «правой рукой» может также пониматься друг, с которым следует полностью порвать все связи («оторвать» от себя), если он вводит в грех.

Моисей разрешал мужу развестись со своей женой, если «она не найдет благоволения в глазах его», дав ей разводное письмо (Втор. 24:1-2). Спаситель говорит, что разрешение разводиться с женой дано Моисеем «по жестокосердию» евреев. Разводное письмо изначально затрудняло совершение развода: в письменном документе надо было обозначить веские причины расторжения брака, отпущенную жену нельзя было через какое-то время вернуть обратно, отпустить – меньшее зло чем возможное убийство ненавистной жены. Ко времени Иисуса Христа разводными письмами могли злоупотреблять, разводясь по малейшему поводу (даже если жена пересолит суп). Изначально не было так: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10:9).

«А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф.5:31-32). По мысли свт. Иоанна Златоуста, эти слова обращены и к мужу и к жене. Списывая вину на мужа, легкомысленная жена могла бы вступать во второй брак, становясь все более наглой. Христос запрещает брак на «разведенной». Поэтому жена должна помнить, что выйдя однажды замуж у нее есть только две альтернативы: или жить со своим мужем или, разведясь, остаться одинокой. Помня об этом, жена должна заботиться о здоровье супруга, стремиться к целомудрию в поведении с другими мужчинами, и даже «хотя бы и против воли,… любить своего мужа»[164]. При верной жене у мужа меньше повода к разводу. Муж, который решается отпустить жену не по причине прелюбодеяния, становится преступником и подталкивает ко греху свою жену, существо слабое. Запрет Господа на развод кажется тягостным только для тех, кто не исполняет Его заповеди. Неужели муж кроткий, милостивый, нищий духом, миротворец будет сам искать развода? Точно также и жена.  

 

О клятве

 

Клятва существовала в Ветхозаветные времена. Она облекалась в различные формулы: «Бог... да судит между нами» (Быт 31:53); «да живет душа твоя» (1Цар. 1:26; 17:55; 2Цар. 14:19); «клянусь жизнью...» (Быт 14:15; 2Цар. 11:11); «жив Господь...» (1Цар. 14:39; 19:6; 2Цар 15:21; 3Цар 18:10); «жив Господь и жива душа твоя» (1Цар 20:3). Клятвы «небом», «землею», «храмом», «Иерусалимом» (Мф 5:34 и след.; 23:16 и след.), не содержавшие имени Господа, возникли, вероятно, из опасения нарушить третью заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно...» (Исх. 20:7). Израильтяне времени Иисуса Христа легко прибегали к клятве, чтобы придать своим утверждениям дополнительный вес. Но клятва их была с небрежением, без благоговения, без поставления себя пред лицем Всеведующего Бога. Клятва, основанная лишь на вере человека в собственные силы, - легковесна. Об этом убедительно свидетельствует пример апостола Петра (Мф. 26:72,74). Поэтому Иисус запретил Своим ученикам клясться (Мф. 5:34).

Но запрет, наложенный Христом, касается не клятвы как таковой, а такого обращения с истиной, которое вызывает необходимость клятвы. Следовательно, запрет Иисуса не касается клятв, например, государственного чина. Сам Христос часто заканчивал речи, обращенные к народу, ученикам и особенно к Своим врагам, двойным «аминь» (Ин. 1:51; 5:19,24 и след.; 10:1,7; 12:24; 14:12; 21:18). Он же утвердил клятву на суде, когда на слова первосвященника «Заклинаю Тебя Богом Живым» ответил: «Ты сказал» (Мф. 26:63-64). Такая форма клятвы применялась при судебных разбирательствах из древности (ср. Чис. 5:22; Втор. 27:15 и след.; Мф. 26:63 и след.). Апостол Павел также клятвенно заверял сказанное им в посланиях, адресованных еще неокрепшим в вере церквам (Рим. 1:9; 9:1; 10:1-2; 2Кор. 1:23, 2:17; 11:31; Гал. 1:20; Флп. 1:8; 1Фес. 2:5,10). Итак, запрещена клятва пустая, легкомысленная.

 

О мести

 

Христос запрещает месть в любом ее виде, проповедуя любовь к врагам. По мнению свт. Иоанна Златоуста нужно с готовностью терпеть обидчиков, подставляя другою щеку подталкивать их к зову совести, не мстить, поскольку «не огнем ведь погашают огонь, но водою»[165]. Поскольку зло от лукавого, поэтому как полагал святитель Господь «не говорит не противься брату, но: злому, показывая тем, что обидчик все делает по наущению дьявола»[166].

Выражение «не противься злому» (Мф 5:39) нельзя понимать как призыв к пассивности перед злом. Господь запрещает восставать на человека, причинившего зло, с ответной злобой, запрещает пускать зло в свое собственное сердце. Но для пресечения зла в обществе специально учреждаются стражи порядка. Начальник, писал ап.Павел, «есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:4).

Не стоит также буквально понимать слова «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф 5:39). Мы знаем, что Сам Христос поступил совершенно иначе на допросе у первосвященника Анны: когда один из служителей ударил Его по щеке, Господь тут же потребовал объяснения – за что Его бьют (Ин 18:22-23)[167]. Обидчиков своих мы призваны исправить, о чем есть прямые наставления Господа (см. Мф. 18:15-18)[168].

  «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф.5:42). Эта заповедь исключает те случаи, когда помочь просящему не только не полезно, но и вредно. Не полезно исполнять прихоти психически больных людей или подавать милостыню очевидным обманщикам. В Дидахе есть рекомендация: «Пусть твоя милостыня запотеет у тебя в руках, прежде чем ты узнаешь кому подаешь»[169]. Необходимостью раздать деньги нищим прикрывался Иуда ропща на женщину, помазавшую Иисуса драгоценным миром. Ему Христос возражал: «нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» (Ин.12:8; Мф.26:11, Мк.14:7).

«Кто захочет судиться с тобою …» (Мф.5:40) – речь идет не просто о просьбе, а именно о судебном разбирательстве с целью лишить имущества. «Кто принудит тебя идти с ним одно поприще (милю, т.е. ок. 1,5 км)…» (Мф.5:41) – после того, как было отнято имущество, враг хочет и обнаженное тело подвергнуть страданиям.

О любви к врагам

 

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» (Мф. 5:43) – в этом выражении есть отсылка на Закон. Но в книге Левит нет слов «и ненавидь врага твоего» (Лев. 19:18)[170]. Вероятно, что это было прибавление книжников. 

 

О милостыне

 

До этого момента Нагорной проповеди евангелист Матфей раскрывал новозаветное законодательство через противопоставление ветхозаветному закону, как его понимали современные Христу книжники: «Вы слышали, что сказано… а Я говорю вам…» (см. блок антитез - Мф.5:39-48). С этого же момента Он раскрывает Свое учение через противопоставление жизни фарисеев и книжников, их лицемерной праведности. В отрывке Мф 6:1-18 говорится о трех ветхозаветных понятиях – «милостыня», «молитва», «пост», которые нужны человеку не для того, чтобы казаться праведным, а для того, чтобы быть им.

Одним из ключевых факторов добродетели является совершение ее без тщеславия. Человеку неоднократно предлагается молиться не напоказ, не говорить лишнего, творить милостыню и молитву втайне. Бог знает нужду человека и не требует многословия которое есть у язычников (Мф.6:7). Он ожидает от человека постоянства и неотступности (см. притчи о вдовице, кот. упросила неправедного судию, о друге пришедшем в полночь и поднявшем с постели спящего). Поскольку «знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду», как полагает свт. Иоанн Златоуст, молиться нужно не для того, чтобы указать Ему свои житейские потребности, но для того, «чтобы преклонить Его, чтобы через непрестанное моление соединиться с Ним, чтобы смириться пред Ним, чтобы вспомнить грехи свои»[171].

В словах «Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:4,6,18) Бог словно Сам становится должником человеку. 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...