Крещение Господне и новое свидетельство Иоанна Предтечи
(Мф.3:13-17; Мк.1:9-11; Лк.3:21-22; Ин.1:29-34; Иудейская пустыня, 27 г.)
Евангелия ничего не сообщают о том, были ли ранее встречи Крестителя со Христом. Бог Сам послал Предтечу на служение, и дал ему обетование, что Тот, на Котором увидит «Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин.1:33). Если из повествования Синоптиков можно сделать вывод, что откровение Духа Святого в виде голубя было лично Иисусу («отверзлись Ему небеса» (Мф.3:16), Он видел Духа Святого сходящего на Него (Лк.3:21-22), Ему был глас с небес «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк.1:11), то апостол Иоанн специально подчеркивает, что Иоанн Предтеча был также свидетелем этих событий (Ин.1:31). Именно это откровение свыше, снисхождение Св. Духа с небес[60] в виде голубя на Иисуса, убедило Крестителя, что Тот – Сын Божий, Мессия (Ин.1:34). Следуя свт. Иоанну Златоусту, можно предположить, что схождение Св. Духа наблюдал также и народ, который был в тот момент близ Предтечи. По епископу Кассиану (Безобразову) в Крещении Господнем значение имел не тот факт, кому открылось присутствие Духа виде голубя, а Богоявление, как таковое. «Богоявлением в Крещении отмечается начало общественного служения Христова. Служение Христово есть Богоявление. Этим определяется место Крещения Господня и Иоанна как Крестителя в евангельской истории»[61]. Сошествие Духа на человека в древнем иудаизме означало пророческое вдохновение: Бог овладевает человеком, которого Он уполномочивает быть своим посланником и проповедником и через которого говорит. Если Дух сошел на Иисуса, это означает, что тем самым Иисус призывается быть Посланником Божиим. Иоанн сначала удерживает Иисуса от крещения, т.к. считает себя недостойным совершать крещение над Безгрешным и желает сам креститься от Него (Мф.3:14-15).
Ап. Лука акцентирует внимание на том, что, выходя из воды, Иисус молился (Лк.3:22). Молитва сопутствует важнейшим вехам Его служения. Он Сам молится и учит молитве Своих учеников. Примеры молитв Иисуса Христа к Своему Отцу можно увидеть: после Крещения (Лк. 3:21), в пустынных местах (Лк. 5:16), во время избрания Двенадцати апостолов (Лк. 6:12), во время преображения на Фаворе (Лк. 9:28-29), в даровании молитвы «Отче наш» (Лк. 11:2-4), в Гефсиманском саду перед началом Своих страданий (Лк. 22:41-42) и т.д. Когда ап. Лука (только он один) упоминает о том, что Иисус при крещении молился (3:21), за этим, возможно, стоял первохристианский обряд крещения. Когда синоптики и апокриф «Завещание 12 патриархов» предпосылают сошествию Духа открывающиеся небеса, а более поздние предания говорят о сиянии, или огне, то в этом можно усмотреть наглядное пояснение: Бог открывает запертые небесные врата, чтобы явить Свое величие[62]. Упоминание о том, что Дух Святой сошел на Господа «как голубь» (Мк. 1:10) является несколько парадоксальным. В Межзаветной литературе сравнение Св.Духа с голубем не встречается[63]. Вероятней всего апостолы хотели привести простое сравнение, что Дух явился «словно голубь». Подобный тип простого сравнения можно заметить в аналогичном выражении «сделался пот Его как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22:44), которое не означает, что пот Иисуса превратился в кровь, а то, что он был так обилен, что, подобно каплям крови, капал на землю. Точно так же и слова «как голубь», видимо, первоначально не означали, что Дух превратился в голубя или явился «в обличии» голубя, а то, что Он «словно голубь» опускался и почивал на Ииусе. И лишь позднее, вероятно, появилось добавление о том, что Св. Дух явился как голубь «в телесном виде» (Лк. 3:22).
Рассматривая Крещение Господне, блаж. Августин указывает на разность слов голоса с неба у разных евангелистов: «в Тебе благоволение» (Мк. 1:10-11), «в Тебе Мое благоволение» (Лк. 3:22), «в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:16-17). По блаж. Августину евангелисты в данном случае свободно изменяют слова Отца «для разного разъяснения той же самой мысли», чтобы фраза, выраженная однообразно не была в последующем по-разному истолкована[64]. По мнению Иоахима Иеремиаса в передаче слов голоса «с неба» все три синоптические Евангелия опираются на цитату из Ис. 42:1: «Вот Служитель мой, которого я держу, избранный Мой, на ком Мое благоволение»[65]. Эта отсылка к пророку приводится не случайно. Сразу за этим текстом у Ис. 42:2 следует выражение «положу Дух Мой на него» (ср. Мф. 12:18). В древнем иудаизме значительные по объему части Писания знали наизусть. Был широко распространен обычай цитировать только начало того или иного места, даже если при этом подразумевалось его продолжение. Возможно, именно такой случай сокращенного цитирования имеет место при передаче небесного гласа в Мк 1:11 и Лк 3:22. Поэтому продолжение фразы Ис. 42:1 - «положу Дух Мой на него» - далее уже не цитируется. Таким образом, данный фрагмент для первых читателей Евангелия с высокой вероятностью должен был означать следующее: обещание Ис. 42.1 «на ком Мое благоволение» только что исполнилось в силу того, что Бог положил Святого Духа на Своего Служителя Иисуса. К Евангельским описаниям Крещения Господня примыкают два места из апокрифа «Завещание 12 патриархов», в котором, весьма вероятно, приводится древние иудео-христианское предание о крещении Иисуса. Первое описание находится в Завете Левия 18:6. Призвание мессианского первосвященника в конце времен описывается в следующих словах: «Небеса откроются, и из храма величия сойдет на него с отеческим гласом святость, как от Авраама, отца Исаака. И возгласится ему величие Всевышнего, и дух разума и святости будет покоиться на нем в воде». Подобным образом о Мессии говорится в Завете Иуды 24:2: «И небеса откроются над ним, чтобы излить дух, как благословение Святого Отца, и он сам будет изливать дух милости на вас. И вы поистине станете ему сынами»[66]. Св. Иоанн Предтеча дает такие наименования Христу: «Агнец Божий» (Ин.1:29), «Крестящий Духом Святым» (Мф.3:11; Лк.3:16), «Сын Божий» (Ин.1:34). Мессианский образ страдающего «Агнца Божия» содержится в Ис. 53:4-12. В Евангелии слово «Агнец»употреблено с определённым артиклем (o ` avmno.j tou/ qeou/, Ин.1:29,36), который указывает на конкретного Агнца, единственного в Своём роде. Притяжательное прилагательное «Божий» может указывать на принадлежность Агнца Богу, Сам Бог предназначил Его на заклание (1Пет.1:19-20; Откр. 5:6; 13:8). Агнец Божий берет на Себя «грех мира» (Ин.1:29; ср.1Ин.2:2; 3:5), очищая Своей жертвенной смертью весь мир от греха.
«Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды» (Мф 3:16), потому что Ему, Безгрешному, не было надобности исповедоваться, как делали это все остальные крещающиеся, оставаясь при этом в воде. По мысли свт. Иоанна Златоуста погружением в воды Иордана Христос отменяет иудейское крещение, «а наше получает начало»[67]. Блаж. Иероним: «Троякая причина была для того, чтобы Спасителю принять крещение от Иоанна. Во-первых, чтобы, так как Он родился человеком, исполнить всякую правду и смирение перед законом. Во-вторых, чтобы Своим крещением утвердить значение крещения Иоаннова. В-третьих, чтобы, освящая воды Иордана, показать через нисхождение голубя пришествие Святого Духа во время крещения верующих»[68]. Боголепов Д.: «на основании раскрытия ап. Павлом значения крещения погружения в воде, как образа смерти и погребения (Рим. 6:3-4), некоторые толкователи думают, что Христос погружаясь в воде от Иоанна, этим самым выразил внутреннее добровольное решение воли Своей продолжить путь уничижения, на который Он с самого начала явления Своего в мир вступил - до предания Себя на смерть за грехи людей»[69]. В отношении порядка событий Евангельской истории, Боголепов Д. поставляет «новое свидетельство Иоанна Предтечи» (Ин.1:19-34) не до, а после 40-дневного искушения в пустыне[70]. На его взгляд: 1) Креститель не знал Мессию, но для того и пришел, чтобы познать и явить Его Израилю (Ин.1:31) 2) После Крещения Господня Предтеча увидел сошедшего на Иисуса Духа Божия (Ин.1:32), что было для него знамением Мессианства Иисуса. Господь удалился в пустыню, а Креститель продолжал свою подводящую ко Христу проповедь. 3) Это привлекло внимание Синедриона, который через 40 дней направил к Предтече официальную делегацию. Это, как полагает Боголепов, видно из того, что посланные были священники и левиты из Иерусалима (Ин.1:19), тон допроса был официальный, суть вопросов: не он ли Христос? 4) «На другой день» (Ин.1:35) после допроса посланных из Синедриона, возвращается из пустыни Иисус и на Него указывает Иоанн уже не толпе, а двум своим ученикам: «вот Агнец Божий» (Ин.1:36). Ученики сразу пошли вслед за Спасителем (Ин.1:37). Ключевой фактор в постановке Боголеповым фрагмента Ин.1:19-34 после «искушения Господа в пустыне» - это буквальное прочтение указателя ап. Иоанна «на другой день» (Ин.1:35)[71].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|