Билет №1. «Мадонна Конестабиле». «Сикстинская мадонна». Фреска «Афинская школа»
Стр 1 из 36Следующая ⇒ Билет №1 1) Предмет истории искусств. Содержание искусства и его виды. ИСТОРИЯ ИСКУССТВ – раздел искусствоведения (искусствознания), изучающий процесс развития пластических искусств со времен их зарождения до наших дней. Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно сказать, что это «образ» - образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках и формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение, мировоззрение культурных эпох. Существуют три группы видов искусств: § пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн), т. е. такие, которые развертывают свои образы в пространстве; § временные (словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве; § пространственно-временные (танец, актерское искусство и все базирующееся на нем; синтетическое – театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т. д. ), т. е. такие, образы, которые обладают одновременно протяженностью и длительностью, телесностью и динамизмом.
2) Творчество Рафаэля Санти. – образ Мадонны в творчестве автора («Мадонна Конестабиле», «Сикстинская Мадонна», фреска «Афинская школа»). Творчество Леонардо да Винчи - «Джоконда», «Ветрувианский человек», «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Лита». Новшества и изобретения.
«Мадонна Конестабиле» Тема Мадонны стала главной темой всего творчества Рафаэля. Ему еще не исполнится 19 лет, когда он написал свой шедевр " Мадонна Конестабиле". Здесь Рафаэль выступает как мастер раннего Возрождения, как рассказчик, который боится упустить малейшую деталь повествования. В круге, точно вписанном в квадрат, изображена молодая женщина, укрытая синим платком. Она держит в правой руке книгу, левой прижимает к себе маленького сына и они вместе - мальчик и его мама - смотрят в книгу.
Мадонна и младенец соединены в компактную группу - их связывает мотив молитвенника, который Мария держит в руке и на который смотрит маленький Христос. Склонённая голова мадонны, плащ, мягко спадающий на плечи, головка младенца, золотые очертания нимбов - все эти плавные абрисы, весь ритм этих округлых линий находят естественное завершение в круглом обрамлении картины. В данном произведении уже отчётливо выражены специфические черты живописного стиля Рафаэля: ритмичность, изящество, певучесть линий, гармоничность образов.
«Сикстинская мадонна» Образ Марии исполнен сдержанного волнения. Серьезно и печально смотрит она вдаль. Ее благородный облик полон душевной чистоты и красоты. Она несет ребенка, чтобы отдать его в жизнь, боль оттого, что не во власти воспротивиться неизбежному, бессилие перед неотвратимым и вынужденное смирение. Слава ее ничем не подчеркнута. Ноги босы. Но как повелительницу встречает ее, преклонив колени, Святой Сикст, облаченный в парчу, охваченный благоговением и восторгом при виде мадонны. Старик повернул голову вверх, глядя на лица матери и ребенка. Левую руку прижал к груди, разделяя ее тревогу. Правую руку протянул к зрителю и чуть вверх, вытянув указательный палец. Справа - Святая Варвара, которая считалась покровительницей города Пьяченцы. В глубине картины, на заднем плане, едва различимые в золотой дымке, смутно угадываются лица ангелов, усиливая общую возвышенную атмосферу. В картине царит мера. Уравновешенность и гармония. Ее отличают плавные и закругленные линии, мягкий и мелодичный рисунок, богатство и сочность колорита. Сама Мадонна излучает энергию и движение. Этим произведением Рафаэль создал самый возвышенный и поэтический образ Мадонны в искусстве Ренессанса.
Фреска «Афинская школа» Фреска изображает мир древних философов, чьи идеи вдохновляли художников Ренессанса. Под величественными цилиндрическими сводами вымышленного античного здания мы видим всех выдающихся философов древности, беседующих со своими учениками. Рафаэль изображает Академию, основанную Платоном в Афинах в IV веке до н. э. Рафаэлю было хорошо известно, что собрания этой Академии проходили под открытым небом, в оливковой рощи. Но, тем не менее, он изображает фоном величественное здание, выдержанное в классическом стиле. При взгляде на фреску, основание которой расположено над дверью, изображённые над ней своды кажутся уходящими в бесконечность, хотя высота фрески лишь вчетверо превышает человеческий рост. Рафаэль выстраивает архитектуру изображённого здания по законам театра, и на этих подмостках, как на сцене, эффектно и гармонично располагает человеческие фигуры. Центральные арки здания усиливают и подчёркивают основные фигуры - Платона и Аристотеля, и одновременно создают пустое пространство перед ними. Без арок общее впечатление от фрески было бы иным. Всего на фреске представлено свыше 50 фигур. Многие из них не поддаются атрибуции, на счёт других нет единой точки зрения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|