Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Валентин Александрович Серов. «Похищение Европы». «Портрет Иды Рубинштейн». Голубой период. Розовый период. Кубизм




Валентин Александрович Серов

«Похищение Европы»

Работа лишена второстепенных деталей. Схематичность образов - дань модернистской традиции. Тщательнее всего мастер создает образ быка, придавая ему некоторые человеческие черты. Перед нами перевоплощение олимпийского бога, полюбившего красавицу-дочь финикийского царя.
Сочетание коричневого, синего и черного тонов - классический набор древних критских фресок. Вместе с тем, работа напрочь лишена античной статичности и гармонии форм. Перед нам сюжет, наполненный энергией, темпераментом.
Далек от античных образцов и облик Европы. Перед зрителем не мраморная застывшая красота, а обычная молодая девушка, смуглая, обычного телосложения, далекого от античной гармонии.
Символический смысл сюжета приобретает в глазах художника особое, современное звучание. Европа ушла от долголетнего поклонения античным образцам. Чем закончится плавание? К какому берегу пристанет бык? Вопросы остаются открытыми.
Пространство картины подчинено особому ритму. Дельфины придают композиции динамику, подчеркивая мощь и силу быка. Горизонт работы открыт. Ленивые блики на волнах, искаженное, лишь обозначенное отражение героев в водной глади, создает ощущение могущества стихии, ее неукротимость.

 

«Портрет Иды Рубинштейн»

Словно оживающая фреска старых итальянских мастеров, смотрит с портрета кисти Серова известная танцовщица Ида Рубинштейн. Неестественно прямые линии рук, ног, спины - нарушают академические каноны живописи, но подчеркивают тонкость и изящество модели. Перспектива в картине также сломана, поэтому фигура танцовщицы и правда сливается со стеной. Серов даже нарочно усиливает это впечатление, выбрав одинаковый цвет для тела и фона. Затейливая прическа балерины напоминает нимб. Поворот головы, сложная и, одновременно, очень гармоничная поза - ссылка на работы мастеров Возрождения.
Общее впечатление от портрета складывается постепенно, после изучения деталей и аксессуаров. Утонченное воплощение изысканной красоты, возлежащее на фиолетово-голубом ложе. Зеленый шарф, обвивающий кокетливую ножку, образует на ложе некое обрамление, оправу модели.

 

Билет №17

1) Пабло Пикассо. Голубой и розовый периоды, кубизм, минотавромахия. Особенности тематики и изображения.

Голубой период

" Голубой период", пожалуй, первый этап в творчестве Пикассо, применительно к которому можно говорить об индивидуальности мастера, несмотря на все еще звучащие ноты влияний. Первый творческий взлет был спровоцирован долгой депрессией: в феврале 1901 г. в Мадриде Пикассо узнал о смерти своего близкого друга Карлоса Касагемаса. 5 мая 1901 г. художник второй раз в своей жизни приехал в Париж, где все напоминало о Касагемасе, с которым он совсем недавно открывал для себя французскую столицу. В свои права " голубой период" вступал постепенно: в работах появились достаточно жесткие контуры фигур, мастер перестал стремиться к " трехмерности" изображений, стал уходить от классической перспективы. Постепенно его палитра становится все менее разнообразной, все сильнее звучат акценты синего. Началом собственно " голубого периода" считается созданный в том же 1901 году " Портрет Хайме Сабартеса".

Ключевыми словами для этого периода творчества Пикассо действительно являются " одиночество", " боль", " страх", " вина", примером тому может служить " Автопортрет" мастера, созданный за несколько дней до отъезда в Барселону.

Розовый период

«Розовый период» в творчестве Пикассо был относительно недолгим (с осени 1904 года до конца 1906-го) и не вполне однородным. Однако большое количество картин отмечено светлым колоритом, появлением жемчужно-серых, охристых и розово-красных тонов; появляются и становятся доминирующими новые темы – актеры, акробаты, атлеты. Цирк Медрано, располагавшийся у подножия Монмартрского холма, безусловно, давал массу материала для художника. Театральность во многих ее проявлениях (костюмы, акцентированные жесты), разнообразие типов людей, прекрасных и безобразных, юных и взрослых, будто вернули художника в мир несколько преображенных, но реальных форм, объемов, пространств; образы вновь наполнились жизнью в противоположность персонажам «голубого периода».

Кубизм

Стимулом к развитию нового языка искусства, пожалуй, стал вопрос: зачем рисовать? К началу XX в. основам " правильного" рисования можно было научить практически любого. Активно развивалась фотография, и стало понятно, что изображения фиксационного, технического плана станут ее вотчиной. Перед художниками встал вопрос: как искусству остаться живым и актуальным в мире, где изобразительные образы становятся все доступнее и все легче тиражируются? Ответ Пикассо чрезвычайно прост: в арсенале живописи есть только ее собственные специфические средства - плоскость холста, линия, цвет, свет, и их совершенно не обязательно ставить на службу природе. Внешний мир лишь дает толчок для выражения индивидуальности творца. Отказ от правдоподобной имитации предметного мира открывал перед художниками невероятно широкие возможности. Шел этот процесс по нескольким направлениям. В области " освобождения" цвета лидировал, пожалуй, Матисс, а Брак и Пикассо - основатели кубизма - больше интересовались формой.

Вместе с Жоржем Браком и Хуаном Грисом Пикассо создает новый стиль живописи – кубизм. К нему относятся такие работы, как «Женщина с веером»(1909), «Портрет Фернанды Оливье» (1909), «Портрет Амбруаза Воллара» (1910), «Натюрморт с плетеным стулом» (1911–1912), «Скрипка и гитара» (1913) и др. Чтобы не допустить превращения кубизма в чисто абстрактную эстетику, понятную лишь узкому кругу, Пикассо и Брак использовали в своих работах реальные предметы: веревки, обои, песок и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...