Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из изложенных особенностей функционирования формальной организации и ее взаимодействий как целост­ной общности со своими членами можно вывести ее ха­рактерные черты.




Формальная организация:

 рациональна, т. е. в основе ее формирования и дея­тельности находится принцип целесообразности, рацио­нальности, сознательного движения к определенной цели;

 безлична, т. е. безразлична к индивидуальным лич­ностным особенностям своих членов, поскольку рассчита­на на их взаимоотношения, устанавливаемые по составлен­ной программе (например, отношения между солдатами и офицерами в армии, между директором, инженерами, бух­галтерами, рабочими на заводе и т. п. );

 предусматривает и регулирует только служебные отношения;

 подчинена в своей деятельности и в коммуникаци­ях, взаимодействиях своих членов функциональным цепям;

 обладает (в большинстве случаев) администра­тивным персоналом, постоянно ответственным за поддержание устойчивости организации, координацию взаимо­действий ее членов и эффективность ее деятельности как социального целого.

 

Основные характерные черты бюрократически орга­низованной деятельности формальной организации, со­гласно М. Веберу, сводятся к следующим семи пунктам:

 Задачи организации распределяются среди различ­ных позиций в ней как официальные обязанности. Здесь предполагается четкое разделение труда по позициям, де­лающее возможной высокую степень специализации.

 Позиции или должности организованы в иерархи­ческую структуру власти. Обычно такая иерархия имеет форму пирамиды, в которой каждое должностное лицо от­ветственно перед вышестоящим как за свои собственные решения и действия, так и за решения и действия своих подчиненных.

 Решения и действия должностных лиц управляются формально установленной системой правил и инструкций. В принципе деятельность в таких административных организациях означает применение этих общих инструкций к конкретным ситуациям.

 Формальная организация располагает специаль­ным административным штатом, в задачу которого вхо­дит обеспечение ее функционирования, в особенности функционирования ее каналов коммуникаций.

 Должностные лица в своих контактах с клиентами и другими должностными лицами обязаны руководство­ваться безличностной ориентацией. Безличность и беспристрастность призваны предохранить рациональ­ность суждений сотрудников при выполнении ими своих обязанностей от влияния личных чувств и настроений.

 Наем организацией сотрудника предусматривает его продвижение по службе. Типичное должностное лицо – это сотрудник, занятый в данной организации полный рабочий день и на всю жизнь связывающий свои надежды на продвижение с данным учреждением. Наем служащих ос­новывается на производственных качествах кандидатов.

 Формальная организация призвана развивать " кор­поративный дух" среди служащих, формировать у них вы­сокую степень лояльности к организации, стремление не­уклонно следовать установленным правилам и нормам. В соответствии с этим должность, занимаемая индивидом в организации, должна рассматриваться им как главное заня­тие. В результате происходит " отождествление" служащих с организацией, что стимулирует их интенсивную деятель­ность в интересах организации.

Для того чтобы влияние внешней социальной среды на жизнедеятельность организации можно было выявить бо­лее четко и точно, все факторы этой среды подразделяют на факторы прямого и косвенного воздействия. Среда прямого воздействия включает в себя факторы, которые непосредст­венно влияют на деятельность организации и испытывают на себе обратное прямое влияние операций, осуществляе­мых организацией. Под средой косвенного воздействия по­нимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на деятельность организации, но, тем не менее сказываются на них. Здесь речь идет о таких факторах, как состояние экономики, научно-технический прогресс, политические трансформации, социокультурные изменения, влияние групповых интересов, существенные для организации события в других регионах и странах. Все эти факторы в своей совокупности составляют многогранную, взаимосвязанную в своих компонентах систему влияния внешней среды на организацию.

На эффективность деятельности любой организации оказывает влияние множество факторов как действующих внутри ее (наличие четких целей и задач, хорошая мотивация и стимулирование деятельности персо­нала, сплоченность и сработанность коллектива и т. п. ), так и оказывающих влияние на нее из внешней среды (состояние экономики, степень конкуренции, жесткое или мягкое регу­лирование со стороны государства, социальные установки и смысложизненные планы различных групп населения, воз­действие поставщиков энергии и технологий, существующий в обществе уровень культуры и т. д. ). Поэтому эффективное функционирование любой организации определяется не только соотношением стоимости входных ресурсов (затрат) и стоимости выходной продукции, но и всесторонним учетом в разработке и осуществлении управленческих решений всей совокупности действий внутренних и внешних факторов. Это предполагает осуществление принципов системности и комплексности, которые при реализации всех этих факторов, порождают принципиально новое, эмерджентное качество, не сводимое к простой сумме эффектов, вызываемых действиями тех или иных факторов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...