ГЛАВА 11. Особенности управления рыночными системами
Контрольные вопросы
1. Что такое стратегическое управление? 2. Каковы особенности стратегического управления? 3. Какие компоненты составляют процесс стратегического управления? 4. Что представляет собой стратегическое планирование? 5. Какие задачи решает стратегическое планирование? ГЛАВА 11. Особенности управления рыночными системами Идея необходимости государственного регулирования была выдвинута более 220 лет назад одним из классиков политической экономии А. Смитом. Он считал, что основной увеличитель капиталистической рыночной экономики - эгоистические устремления предпринимателей, которые осуществляют хозяйственную деятельность в соответствии с правилами конкуренции в сфере рыночной эффективности. Но такая ситуация, по его мнению, отнюдь не исключает регулирующей роли государства, особенно в обеспечении внутреннего порядка в стране, эффективного функционирования правовой системы, просвещения и здравоохранения, обороны страны. Он подчеркивал, -что самой по себе " невидимой руки", т. е. рыночного механизма, недостаточно, чтобы обеспечить стабильное развитие экономики. Поэтому " невидимая рука" рынка должна быть дополнена " видимой рукой" - государственным регулированием. Более чем два столетия успешного развития рыночных систем не только подтвердили правильность этой идеи, но и доказали возрастающую значимость государственного регулирования экономики в рыночных системах в преддверии XXI века.
Так, в США с 1946 г. общая численность работников государственных учреждений увеличилась с 5, 6 млн. до 19, 3 млн. чел., или в 3, 5 раза (80 % общей численности занятых в отраслях добывающей, обрабатывающей промышленности и в строительстве) при росте валового внутреннего продукта (ВВП) в 4, 2 раза.
Рост занятости на государственной службе США обусловливается повышением роли и функций государственного регулирования экономических процессов. Государство выступает и в качестве непосредственного хозяйствующего субъекта покупателя, продавца, кредитора, заемщика, товаропроизводителя и т. д. В настоящее время практически все государства с рыночным типом хозяйства прибегают в той или иной степени государственному вмешательству в экономику. Для этих Целей используют различные государственные регуляторы: государственные закупки (в США они составляют 20 % ВВП); квоты на производство (особенно в сельском хозяйстве), на добычу полезных ископаемых (страны ОПЕК), на экспорт и импорт (на текстильные товары в странах ЕЭС); лицензии на занятие той или иной деятельностью; дотации, субсидии, субвенции; кредитные регуляторы (учетная ставка, нормативы резервирования, операции с ценными бумагами на открытом рынке и т. д. ); налоги (на добавленную стоимость, на прибыль или доходы, акцизы, подоходный и т. п. ) и др.. Опыт стран с развитой рыночной экономикой убеждает, что государственное регулирование особенно необходимо в тех сферах экономической деятельности, в которых рыночный механизм чаще всего дает сбои и не обеспечивает требуемой эффективности. Основные из этих сфер таковы: Поддержка конкуренции. Обеспечение общеэкономической стабильности. Социальная обеспеченность. Обеспечение потребности в общественных благах. Обеспечение хозяйствующих субъектов информационными ресурсами. В такой ситуации складывается взаимодействие трех видов рынков: 1) рынок действий - объект управления; 2) рынок интеграции - субъект управления (управляющая подсистемой); 3) рынок знаний (подсистема формирования информационных ресурсов).
Органично включенный в рыночную систему рынок знаний предполагает осуществление ряда необходимых этапов эффективного рыночного регулирования. Эти этапы таковы: Выделение операций экспертного, натурного и модельного исследований рыночных проблемных ситуаций в процессе регулирования, что ставит проблемы комплексирования результатов таких исследований в целях формирования из разрозненных информационных компонентов в целостные системы - информационных ресурсов, необходимых для эффективной управленческой деятельности. Выделение основных контуров информационного рыночного регулирования, компенсирующих риск незнания (недостоверного знания) свойств рынка действия (объекта управления) как объекта управленческого влияния. Формирование рынка знаний как источника данных и технологической среды, преобразующей информационные компоненты, получаемые в результате экспертных, натурных и модельных исследований проблемных ситуаций, возникающих на рынке действий как объекта управленческого влияния. Формирование рынка интеграции как специфической рыночной системы, осуществляющей методами экспертных исследований разрешение возникающих рыночных проблемных ситуаций. Формируемый в результате осуществления этих этапов рынок знаний служит, с одной стороны, средством изучения рынка действий, а с другой - средством направления его к желаемому оптимальному состоянию. Функционирование рынка знаний и связанных с ним информационных ресурсов позволяет на основе знаний о прошлом и настоящем рынка действий (объекта управления) предвидеть будущее состояние системы.
Республиканский уровень управления рыночными системами включает: Республиканские экономические органы; Органы управления социальной сферой; Органы управления внешнеэкономической и внешнеполитической деятельностью; Органы управления научно-инновационной деятельностью; Органы управления природоохранной деятельностью и использованием природных ресурсов; Силовые министерства и комитеты. Отраслевые органы управления включает все народнохозяйственные комплексы, и в отрасли, в том числе:
Топливно-энергетический комплекс; Промышленность; Агропромышленный комплекс; Строительный комплекс; Транспорт и связь; Материально-техническое снабжение; Торговля; Бытовое обслуживание населения. Местные органы управления оказывают регулирующее воздействие на все стороны хозяйственной, торговой, образовательной и иной деятельности рыночных структур, функционирующих на территории соответствующих регионов - областей, городов и районов республики. К достоинствам нынешней системы управления следует отнести восстановление управленческой вертикали и повышение уровня управляемости важнейшими сферами жизни общества и государства, наличие антикризисных функциональных структур и ведомств, осуществляющих реформирование экономики. Бюджетное регулирование является центральным звеном в системе государственного регулирования экономики. К важнейшим бюджетным регуляторам относятся: уровень централизации средств в Госбюджете, соотношение между республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между Государственным бюджетом и внебюджетными фондами, структура Государственного бюджета по источникам поступления и направлениям использования. Аккумулирование средств в доходной части бюджета и внебюджетных фондах осуществляется через налоговое регулирование. Оно включает: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и доходы, за пользование природными ресурсами, земельный налог, на недвижимость, на экспорт и импорт, налог на топливо, транзитный налог, государственные пошлины и сборы, подоходный налог с граждан, специальные отчисления. Ценовое регулирование. Главная цель ценовой политики - это достижение такого ценового паритета, который позволил бы всем отраслям осуществлять накопление, выплачивать приемлемую заработную плату, постоянно воссоздавать и пополнять основной и оборотный капитал. В процессе становления системы регулирования рыночных отношений возрастающее значение приобретают объединения граждан и становление института социального партнерства. Здесь существенная роль принадлежит профсоюзам, различным ассоциациям, обществам и другим групповым структурам в разных сферах общественно-экономической и политической деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|