Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оформляша. 1. Объект и предмет социологии.




Социология

Ильнара Катя Оксана Яна
1 +
5 +
   

Оформляша

Calibri, 14. Одинарный интервал

Максимум – половина или целая страница. (лучше ¾ одной страницы)

Оглавление

1. Объект и предмет социологии. 4

2. Понятие социального. 5

3. Структура и функции социологического знания. 6

4. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. 7

5. Методы социальной науки. 8

6. Цели и задачи изучения социологии в экономическом вузе. 9

7. Исторические предпосылки возникновения социологии как науки. О. Конт - родоначальник социологии. 10

8. Развитие социологических теорий во взглядах Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера. 12

9. Марксистская социология. 14

10. Социологические теории Г. Зиммеля, Ф. Тенниса, В. Парето. 15

11. Социологическая мысль в России до 1917 г. (П. Лавров, Н. Михайловский, М. Ковалевский, П. Сорокин, Г. В. Плеханов). 17

12. Западная социология в XX столетии и ее основные направления и школы (структурный функционализм, теория социального конфликта, символический интеракционизм, теории социального обмена). 21

13. Современный этап развития социологии. 23

14. Системный анализ общественной жизни. Соотношение понятий «система» и «общество». Основные признаки общества, его важнейшие подсистемы. 24

15. Понятие социальных связей и социальных отношений. 25

16. Социокультурные отношения в современном обществе. 27

17. Особенности и проблемы развития российского общества. 30

18. Современные модели общественного развития. 32

19. Понятие «социальный институт», их функции и задачи. Типология социальных институтов и их структура. 34

20. Базовые институты общества и сферы их влияния. Взаимосвязи между социальными институтами. 36

21. Понятие «социальная организация». Основные черты современной организации и ее цели. Типология социальных организаций. Виды организационных структур. 37

22. Внешнее окружение социальных организаций. Управление в организации и отношение власти. 38

23. Человек как биосоциальная система. Определение и структура личности. Соотношение понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». 40

24. Социальный тип личности, основания типологизации личности. 41

25. Понятие социальной роли и социального статуса. Основные и неосновные статусы. Статусный набор. Социальная роль как динамическая характеристика статуса. Изменчивость ролей. Ролевой конфликт. 42

26. Социализация личности. Первичная и вторичная социализация. 44

27. Институты и агенты социализации личности. 46

28. Социальная среда, деятельность и социализация личности. Формы социализации. Потребности, интересы личности общества. Менталитет россиянина. 48

29. Понятие социальной структуры и социальной стратификации. 50

30. Теории социальной структуры и стратификации К. Маркса, М. Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса, Э. Райта, Р. Дарендорфа. 51

31. Неравенство как критерий стратификации. Основные показатели стратификации: власть, доход, престиж, образование и др. 52

32. Теория элит. Проблема «среднего» класса в современном российском обществе. Динамика социальной структуры России. 53

33. Понятие социальной общности и ее характерные черты. Различные виды социальных общностей: агрегации, категории, социальные группы, страты, классы. 54

34. Национально-этническая и социально-территориальная структуры общества. Причина обострения межнациональных отношений. 55

35. Группообразующие процессы в обществе. Большие и малые группы, квазигруппы. 59

36. Изучение сплоченности малой группы (социометрический метод Дж. Морено). Первичные и вторичные группы (Ч. Кули). 62

37. Характер и содержание лидерства в группах. Функции групповых лидеров. 63

38. Социальный контроль как механизм регулирования социального поведения индивидов и групп. 64

39. Основные элементы социального контроля: нормы и санкции, их типология. Функции социального контроля и способы их реализации. 65

40. Девиантное и ригидное поведение. Понятие аномии. Проблема роста преступности и криминализации общества в современной России. 66

41. Возникновение теории социальных конфликтов. Разработка проблемы социальных конфликтов К. Марксом и Г. Зиммелем. 70

42. Конфликтные парадигмы Т. Парсона, Л. Козера, Р. Дарендорфа. 71

43. Основные этапы возникновения и развития социального конфликта. 72

44. Национальные противоречия и конфликты в РФ, основные причины их возникновения и возможные способы разрешения. 73

45. Основные характеристики социологического исследования, его виды и функции. Характеристика основных методов сбора социологической информации. 74

46. Выборка и понятие репрезентативности. 75

47. Программа социологического исследования, ее структура. 76

48. Характеристика этапов исследования. 77

49. Сущность социального эксперимента и условия его проведения. 78

50. Профессиональный состав исследовательских групп. 79

 

 


1. Объект и предмет социологии.

Социология - это научное изучение общества и общественных отношений.

Таким образом, объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества.

Объектами социологического познания могут являться:

  • глобальное мировое сообщество;
  • традиционное национальное общество;
  • микрообщество (социальная группа, семья и т. д. );
  • индивид.

Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен од­нозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей исто­рии существования этой науки менялось.

Предмет социологии - это социальные взаимодействия между людьми, а также закономерности, возникающие в ходе этих взаимодействий. Социология интересуется не отдельными случаями, а родовыми процессами или типичными феноменами, существующими всегда и повсюду.

Обычно при определении предмета социологии в качестве ключевого выделяют то или иное социальное явление. К числу таких ключевых явлений относят:

  • групповые взаимодействия, (конфликты или интеграцию внутри обществ);
  • становление и функционирование социальных институтов (института семьи, религии);
  • социальные процессы (социальную мобильность, миграцию, культурную диффузию и т. д. ).

 

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...