Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6. Цели и задачи изучения социологии в экономическом вузе.




6. Цели и задачи изучения социологии в экономическом вузе.

Преподавание учебной дисциплины «Социология» является важной составляющей гуманитарного образования и имеет цели:

· обеспечить изучение студентами социальной структуры и динамики общественного развития, основ социологических исследований и формирование навыков применения их в профессиональной деятельности;

· помочь студентам усвоить систему социологических знаний, овладеть соответствующей современным требованиям методологией научного исследования социальных процессов в обществе;

· воспитывать у будущих специалистов социологическую культуру, основанную на научных знаниях, стремление к самостоятельности в анализе социальных процессов;

· формировать у студентов глубокое понимание предмета социологии и ее роли, как в истории общества, так и в современных условиях, умение применять полученные знания при анализе социального климата в коллективе, творческое мышление и высокую общую и профессиональную культуру.

( НЕОБЯЗ )В результате изучения дисциплины «Социология» студент должен:

       Знать:

· основные категории социологии и их место в анализе общественных явлений;

· типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития общества;

· типы и структуры социальных организаций;

· основные признаки социальных институтов;

· содержание теории социального управления в организациях.

       Уметь:

· анализировать социальную структуру общества, характер происходящих в нем изменений;

· применять основные положения социологической науки для анализа социальных явлений и процессов, происходящих в обществе и производственных коллективах;

· проводить социологические исследования и иметь навык обработки эмпирической социальной информации;

· использовать результаты социологических исследований для решения практических задач обучения и воспитания подчиненных, повышения эффективности экономической работы.

7. Исторические предпосылки возникновения социологии как науки. О. Конт - родоначальник социологии.

Политические революции, начавшиеся с Французской революции в Европе в 1789г. и продолжавшиеся в течение всего ХIХ в., послужили импульсом для социологических разработок. Промышленная революция, охватившая многие западноевропейские государства, привела к тому, что толпы людей из аграрных районов хлынули на поиски работы в город, на фабрики и мануфактуры. Возникли новые социальные и экономические структуры, необходимые для существования зарождающегося капитализма. Наметился процесс урбанизации.

Основатель социологии Огюст Конт одним из первых указал на ряд особенностей нового социального порядка:

1) концентрацию рабочей силы в городах;

2) установку на получение прибыли;

3) использование в производстве достижений науки и техники;

4) возникновение скрытого или явного антагониз­ма между хозяевами и наемными работниками;

5) усиление социального неравенства;

6) формирование экономической системы, основанной на свободном предпринимательстве и конку­ренции.

Историческая и научная роль Огюста Конта состоит, прежде всего, в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамки отдельной науки, которую назвал социологией.

Общество, согласно Конту – органическое целое, каждый член которого не мыслим вне связи с целым.

Помимо всего прочего, усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий. В Европе в начале XIX в. начали активно развиваться эмпирические социальные исследования.

Развитие капитализма повлекло усиление социальной дифференциации, возникновение рабочего движения, появление идеологии социализма. Начала меняться социальная роль религии и науки: наметилось падение религиозных ценностей и становление научного мышления.

На возникновение теоретической социологии большое влияние оказали достижения в естественных науках. Важные открытия в геологии, биологии, химии, физике, астрономии существенно подорвали старый, метафизический взгляд на природу и повлияли на изменение взгляда на мир в целом.

 

8. Развитие социологических теорий во взглядах Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера.

Герберт Спенсер. Английский философ и социолог-позитивист, основоположник органической школы в социологии.

Суть органической теории Г. Спенсера:

· общество рассматривается как единая система взаимодействия природных (прежде всего биологических) и социальных факторов;

· все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи.

По мнению Спенсера, общество развивается по естественным, главным образом биологическим законам.

Свое организмическое видение общества он подтверждал рядом наглядных аналогий: торговлю и дороги он сравнивал с кровообращением в организме, а кровяные тельца – с деньгами; информационную инфраструктуру – с нервной системой живого организма; правительство в государстве – с человеческим мозгом.

С точки зрения Спенсера, социальная эволюция – это прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов, в первую очередь политических.

Он подчеркивал, что социальная эволюция совершается людьми в процессе их деятельности. Поэтому для развития общества необходимо создать нормальные условия для духовной и физической деятельности индивидов.

Эмиль Дюркгейм. Французский философ и социолог, один из основателей современной социологии. Он разработал доктрину социального реализма.

Суть ее такова:

· природу социальных явлений следует объяснять социальными факторами;

· исходным моментом анализа поведения людей и их деятельности является общество как система взаимодействий индивидов, социальных групп и соответствующих социальных институтов.

Э. Дюркгейм был сторонником рационалистического метода в социологии, т. е. строго логического объяснения общественной жизни.

По его мнению, социология – есть наука о социальных фактах, под которыми он понимал политические, правовые, религиозные и иные нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами, ценностями.

Он считал, что исторический переход от одной общественной формы к другой, обусловлен природой и функциями социальной солидарности. В ранних обществах социальная солидарность основывается на сходстве составляющих и индивидов, на полном растворении индивидуальных сознаний в “коллективном сознании”. Структура такого общества простая с незначительным разделением труда. Такую солидарность Дюркгейм называл механической. В развитых обществах индивиды выполняют функции в соответствии с разделением общественного труда, обуславливающего функциональную зависимость и взаимообмен. Этот новый тип связей между индивидами, создаваемый разделением труда, Дюркгейм называет органической солидарностью.

Макс Вебер, немецкий социолог, философ и историк, которого называют создателем “понимающей” социологии. По его мнению, социология является “понимающей”, поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл.

Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием.

В отличие от Э. Дюркгейма и К. Маркса, которые отдавали приоритет обществу, М. Вебер превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Вебер трактует ценность как “установку той или иной исторической эпохи”.

По мнению ученого, социология – это наука о социальных действиях.

Не каждое действие Вебер называет социальным, а только то, в котором присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других).

Он выделил следующие типы действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...