6. Цели и задачи изучения социологии в экономическом вузе.
6. Цели и задачи изучения социологии в экономическом вузе. Преподавание учебной дисциплины «Социология» является важной составляющей гуманитарного образования и имеет цели: · обеспечить изучение студентами социальной структуры и динамики общественного развития, основ социологических исследований и формирование навыков применения их в профессиональной деятельности; · помочь студентам усвоить систему социологических знаний, овладеть соответствующей современным требованиям методологией научного исследования социальных процессов в обществе; · воспитывать у будущих специалистов социологическую культуру, основанную на научных знаниях, стремление к самостоятельности в анализе социальных процессов; · формировать у студентов глубокое понимание предмета социологии и ее роли, как в истории общества, так и в современных условиях, умение применять полученные знания при анализе социального климата в коллективе, творческое мышление и высокую общую и профессиональную культуру. ( НЕОБЯЗ )В результате изучения дисциплины «Социология» студент должен: Знать: · основные категории социологии и их место в анализе общественных явлений; · типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития общества; · типы и структуры социальных организаций; · основные признаки социальных институтов; · содержание теории социального управления в организациях. Уметь: · анализировать социальную структуру общества, характер происходящих в нем изменений; · применять основные положения социологической науки для анализа социальных явлений и процессов, происходящих в обществе и производственных коллективах;
· проводить социологические исследования и иметь навык обработки эмпирической социальной информации; · использовать результаты социологических исследований для решения практических задач обучения и воспитания подчиненных, повышения эффективности экономической работы. 7. Исторические предпосылки возникновения социологии как науки. О. Конт - родоначальник социологии. Политические революции, начавшиеся с Французской революции в Европе в 1789г. и продолжавшиеся в течение всего ХIХ в., послужили импульсом для социологических разработок. Промышленная революция, охватившая многие западноевропейские государства, привела к тому, что толпы людей из аграрных районов хлынули на поиски работы в город, на фабрики и мануфактуры. Возникли новые социальные и экономические структуры, необходимые для существования зарождающегося капитализма. Наметился процесс урбанизации. Основатель социологии Огюст Конт одним из первых указал на ряд особенностей нового социального порядка: 1) концентрацию рабочей силы в городах; 2) установку на получение прибыли; 3) использование в производстве достижений науки и техники; 4) возникновение скрытого или явного антагонизма между хозяевами и наемными работниками; 5) усиление социального неравенства; 6) формирование экономической системы, основанной на свободном предпринимательстве и конкуренции. Историческая и научная роль Огюста Конта состоит, прежде всего, в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамки отдельной науки, которую назвал социологией. Общество, согласно Конту – органическое целое, каждый член которого не мыслим вне связи с целым. Помимо всего прочего, усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий. В Европе в начале XIX в. начали активно развиваться эмпирические социальные исследования.
Развитие капитализма повлекло усиление социальной дифференциации, возникновение рабочего движения, появление идеологии социализма. Начала меняться социальная роль религии и науки: наметилось падение религиозных ценностей и становление научного мышления. На возникновение теоретической социологии большое влияние оказали достижения в естественных науках. Важные открытия в геологии, биологии, химии, физике, астрономии существенно подорвали старый, метафизический взгляд на природу и повлияли на изменение взгляда на мир в целом.
8. Развитие социологических теорий во взглядах Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера. Герберт Спенсер. Английский философ и социолог-позитивист, основоположник органической школы в социологии. Суть органической теории Г. Спенсера: · общество рассматривается как единая система взаимодействия природных (прежде всего биологических) и социальных факторов; · все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи. По мнению Спенсера, общество развивается по естественным, главным образом биологическим законам. Свое организмическое видение общества он подтверждал рядом наглядных аналогий: торговлю и дороги он сравнивал с кровообращением в организме, а кровяные тельца – с деньгами; информационную инфраструктуру – с нервной системой живого организма; правительство в государстве – с человеческим мозгом. С точки зрения Спенсера, социальная эволюция – это прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов, в первую очередь политических. Он подчеркивал, что социальная эволюция совершается людьми в процессе их деятельности. Поэтому для развития общества необходимо создать нормальные условия для духовной и физической деятельности индивидов.
Эмиль Дюркгейм. Французский философ и социолог, один из основателей современной социологии. Он разработал доктрину социального реализма. Суть ее такова: · природу социальных явлений следует объяснять социальными факторами; · исходным моментом анализа поведения людей и их деятельности является общество как система взаимодействий индивидов, социальных групп и соответствующих социальных институтов. Э. Дюркгейм был сторонником рационалистического метода в социологии, т. е. строго логического объяснения общественной жизни. По его мнению, социология – есть наука о социальных фактах, под которыми он понимал политические, правовые, религиозные и иные нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами, ценностями. Он считал, что исторический переход от одной общественной формы к другой, обусловлен природой и функциями социальной солидарности. В ранних обществах социальная солидарность основывается на сходстве составляющих и индивидов, на полном растворении индивидуальных сознаний в “коллективном сознании”. Структура такого общества простая с незначительным разделением труда. Такую солидарность Дюркгейм называл механической. В развитых обществах индивиды выполняют функции в соответствии с разделением общественного труда, обуславливающего функциональную зависимость и взаимообмен. Этот новый тип связей между индивидами, создаваемый разделением труда, Дюркгейм называет органической солидарностью. Макс Вебер, немецкий социолог, философ и историк, которого называют создателем “понимающей” социологии. По его мнению, социология является “понимающей”, поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием. В отличие от Э. Дюркгейма и К. Маркса, которые отдавали приоритет обществу, М. Вебер превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Вебер трактует ценность как “установку той или иной исторической эпохи”. По мнению ученого, социология – это наука о социальных действиях. Не каждое действие Вебер называет социальным, а только то, в котором присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других). Он выделил следующие типы действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|