2. Понятие социального. 3. Структура и функции социологического знания. 4. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.
2. Понятие социального. Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или соц. -ой группы. Именно в процессе взаимодействия люди оказывают воздействие друг на друга и тем самым способствуют тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Выделяют основные черты, которые характеризуют специфику социального: Во-первых, это общее свойство, присущее различным группам людей и являющееся результатом их взаимоотношений. Во-вторых, это характер и содержание отношений между различными группами людей, находящихся в зависимости от занимаемого ими места и от той роли, которую они выполняют в различных общественных структурах. В-третьих, это есть результат «совместной деятельности различных индивидов», проявляющийся в общении и в их взаимодействии.
3. Структура и функции социологического знания. Социология изучает: общие принципы воспроизводства, функционирования и изменения основных форм социальных взаимодействий, в т. ч., общество как целостную систему социальных взаимодействий на основе широкого привлечения эмпирических данных, фактов реальной жизни, выделяя повторяющееся, устойчивое в этих взаимодействиях в различных сферах общественной жизни.
Уровни социологии: 1. Теоретический– уровень теорий, раскрывающих глубинные сущностные связи и отношения в обществе. На этом уровне разрабатываются основные категории и законы, описывающие социальную действительность и отрабатывается методологическая основа социологического познания. 2. Прикладной – решает задачи, связанные с решением текущих социальных проблем. Знания на этом уровне развиваются в связи с необходимостью решения типичных проблем общества, а также отдельных его элементов. Функции социологии: · Гносеологическая (познавательная) – связана с изучением социальной реальности, с накоплением эмпирического и теоретического знания о ней, фактах и законах строения, функционирования и развития общества; · Прогностическая – помогает разрабатывать научно основанные прогнозы предстоящих социальных изменений; · Организационно-управленческая функция связана с выработкой рекомендаций, социальных проектов и технологий, которые могут быть использованы в управленческой деятельности для оптимизации функционирования различных социальных объектов (групп, регионов, стран и т. д. ). · Идеологическая (воспитательно-идеологическая) – связана с явной или неявной пропагандой различного рода идей социально-политического, нравственного, религиозного (антирелигиозного) характера.
4. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Возникновение первых теорий общества относится к периоду античности, когда два выдающихся древнегреческих философа – Платон и Аристотель – предложили собственное видение справедливого социального устройства. Платон своей работе “Государство” выделил особую роль разделения труда и создал первую теорию стратификации, согласно которой общество делится на 3 класса: высший (мудрецы, управляющие государством); средний (воины, охраняющие государство от смуты); низший (ремесленники и крестьяне).
Платон считал, что человеческое общество должно воплотить в жизнь идеальную общественную систему, сознательно построенную и управляемую интеллигентной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности. Каждый гражданин должен заниматься своим делом (разделение труда) и не вмешиваться в дела других классов (социальное разделение). Высший класс необходимо лишить частной собственности, которая, по мнению Платона, развращает нравы людей. Аристотель также делил общество на 3 класса: богатая плутократия; средний класс; лишенные собственности бедняки. У Аристотеля опорой порядка выступал средний класс. Аристотель учил, что государство лучше всего управляется в том случае, если: бедняки не отстранены от участия в управлении; интересы богатых ограничены; средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других. Он считал, что частная собственность развивает у людей здоровые эгоистические интересы. Несовершенство общества, по мнению мудреца, нужно исправлять моральным улучшением людей и выравниванием их жизненных шансов. Аристотель утверждал, что чрезмерное неравенство людей опасно для государства.
5. Методы социальной науки. 1) Наблюдение — сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включенным и не включенным. Научное наблюдение доказывается на практике. Включенное наблюдение — это изучение социальной группы «изнутри». 2) Эксперимент — сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой. 3) Анкетирование — сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»: - вводная часть (введение в проблему), - основная часть (вопросы по проблеме), - заключительная часть (социальная). 4) Интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий прямое 5) Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографии, произведений, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка.
При определении того, какие применять методы, нужно ориентироваться на следующие принципы: ни один метод не может иметь универсального характера, его возможности ограничены, поэтому можно говорить только об уместных или нет в данном конкретном случае; быстрота и экономичность исследования не должны отражаться на качестве собранных данных; правильное использование метода - залог достоверности данных.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|