Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Собственное Я и объект




Собственное Я стало предметом возрастающего инте­реса у психоаналитиков с тех пор, как Хартманн (1950) ввел концепцию репрезентации Собственного Я как антитезы объектным репрезентациям. Хартманн определил Собствен­ное Я как субструктуру эго, и с тех пор эта точка зрения разделялась большинством психоаналитических авторов (Sandier and Rosenblatt, 1962; Jacobson, 1964; Kernberg, 1966, 1982; Schafer, 1968). Кохут (1971, 1977) в своей пси­хологии Собственного Я не дает ясной трактовки взаимо­связи этих двух понятий.

Собственное Я становится психически представлен­ным при эмпирическом разделении до сих пор недиффе­ренцированного мира представлений. Уровень организа­ции этого первичного переживания Собственного Я крайне низок и будет лишь постепенно обогащаться разнородно­стью представлений, требуемых для появления более де­тальных и прочных образов Собственного Я. Эти более продвинутые образы Собственного Я, которые в норме развиваются в переживание идентичности или констант­ности Собственного Я, обычно относят к тому моменту, когда репрезентации Собственного Я уже обозначаются как понимание, которое имеет субъект о собственной лич­ности (Schafer, 1968, р. 28). Тем не менее, любой субъект, способный воспринимать себя как субъект — не имеет значения, насколько незрело и примитивно, — является, по определению, дифференцированным Собственным Я с наличием репрезентаций в психическом мире пережива­ний индивида.

Это вновь возвращает нас к сравнению концепций эго и Собственного Я. Если все составные части психики рас­сматривать как представленный на некотором уровне психическии опыт, то такие утверждения, как «структура мира репрезентаций есть продукт функций эго » или «мир репре­зентаций... есть набор указаний, которые направляют эго к соответствующей адаптивной и защитной активности» (Sandier and Rosenblatt, 1962, p. 134, 136), определенно не согласуются с этим взглядом. В этих определениях эго и его функции постулируются как нерепрезентированные абстракции, отделенные от Собственного Я, которое вза­мен наделяется репрезентированными и, следовательно, приобретенными через опыт качествами. Если принимается моя точка зрения, то кажется более подходящим заклю­чить, что Собственное Я представляет собой функциональ­ное, исходящее из опыта проявление психики после того, как она уже стала способной воспринимать себя отдельно от внешнего мира.

В предыдущей главе я предположил, что Собственное Я появляется тогда, когда его первая функция — голод­ный плач — становится психически представленной через ее способность приводить к удовлетворению. Как было под­черкнуто выше, психические функции и психическая струк­тура существуют только тогда, когда они представлены на некотором уровне психического опыта. Функциональное и структурное в сфере психического опыта не может суще­ствовать отдельно от переживаемого и репрезентативного; напротив, кажется, что они являются экзистенциально вза­имозависимыми.

Следовательно, вместо того чтобы рассматривать Соб­ственное Я как орудие, используемое гипотетическим и неэмпирическим эго, я скорее предпочитаю уравнивать Соб­ственное Я с активно воспринимающей и функционирую­щей организацией психики, посредством которой индивид имеет возможность воспринимать себя как существующе­го и живущего в такой же мере, как наблюдать эмпиричес­ки отдельный внешний мир и взаимодействовать с ним. В таком случае Собственное Я обозначает постоянно рас­ширяющегося и дифференцирующегося воспринимающе­го субъекта с изменяющимися по точности и определенно­сти образами себя и объекта, а также с относящимися к Собственному Я функциями, которые или предшествуют образованию Собственного Я, или приобретаются через процессы интернализации.

Таким образом, Собственное Я — это структурная орга­низация, внутри которой развивается психика и посредством которой приобретается чувство существования человека в

мире. Поддержание этого чувства жизненности, то есть субъективного переживания Собственного Я, будет с этого времени (дифференциация Собственного Я и объекта) су­щественно важной целью для индивида и центральным мо­тивом для всей дальнейшей структурализации его психики. Все последующие направления развития психики происхо­дят посредством Собственного Я и идентичны с направлени­ями его развития.

С появлением переживания Собственного Я индивид становится способным к восприятию внешнего мира, ак­тивному наблюдению за ним и взаимодействию с ним. Объек­тный мир имеет отношение к феноменам, переживаемым как «не я », отделенным от Собственного Я. Внешние («ре­альные ») объекты воспринимаются как существующие вне Собственного Я, тогда как так называемые объектные пред­ставления являются эмпирически локализованными внут­ри него[6].

Переживаемое взаимодействие Собственного Я с вне­шними объектами будет постоянно тестировать, влиять и видоизменять внутренние образы этих объектов, которые воспринимаются и как доставляющие удовольствие, и как несущие угрозу, а с продолжающейся структурализацией все более и более как передающие информацию так назы­ваемой «реальности*. Полное или выборочное прекраще­ние тестирования и изменяющего влияния «реального» объектного опыта на дальнейшее развитие внутреннего мира Собственного Я и объектных образов ответственно за мо­нотонно повторяющиеся способы переживаний, которые в более или менее протяженной и искажающей форме ха­рактеризуют различные уровни психопатологии и которые Стрейчи (1934) назвал «закрытые репрезентативные миры », которые надо вновь открыть в процессе аналитической ра­боты.

Мое применение концепции Собственного Я и объект­ных образов касается внутренних представлений Собствен­ного Я и объектов, которые в оптимальном случае под­вержены постоянным процессам дифференциации и интеграции в продолжающемся на протяжении жизни эмпирическом взаимодействии между Собственным Я инди­вида и объектным миром. Эти процессы и являются в ос­новном процессами интернализации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...