Медицинская служба гражданской обороны
Стр 1 из 71Следующая ⇒ Учебник инструктора по лечебной физической культуре Редактор А.С. Иванова. Художник Л.Т. Кружкова. Художественный редактор Ю.Н. Маркаров. Технический редактор С.С. Васипова. Корректор 3.Г. Самылкина.
А05374 Сдано в производство 16/У1П 1973 г. Подписано к печати 21/111 1974 г. Формат 60Х90/и. Бумага тип. № 2. Печ. лЛ 30,0. Усл. п. л. 30,0. Уч.-изд. л. 34.0. Бум. л. 15,0. Тираж 39000 экз. Издат. № 4790. Цена 1 р. 40 к. Зак. 625.
Издательство «Физкультура и спорт» Государственного комитета Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Москва, 103006. Каляевская ул., 27.
Ярославский полиграфкомбинат «Союзполиграфпрома» при Государственном комитете Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, Ярославль, ул. Свободы, 97.
© Издательство «Физкультура и спорт», 1974 г. Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ
В советской медицине, в комплексной терапии различных заболеваний, широко применяются физические упражнения. Всестороннее изучение сущности и механизмов их лечебного действия позволило создать теоретические основы применения физических упражнений как средства патогенетического функционального лечения. Сформировались и постоянно совершенствуются клинически обоснованные и дифференцированные методики их использования при отдельных заболеваниях. Метод лечения с помощью физических упражнений, получив наименование лечебной физической культуры, прочно вошел в число основных средств медицинской и социальной реабилитации трудящихся в нашей стране. Использование лечебной физической культуры в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на всех этапах лечения (начиная с лечебных учреждений армейского района и кончая госпиталями глубокого тыла) во многом способствовало возврату к боевой и трудовой деятельности свыше 70% всех раненых и больных. Никогда ранее на протяжении многовековой истории военная медицина не применяла столь широко лечебную физическую культуру и не добивалась таких высоких результатов лечения. Богатейший опыт, приобретенный во время войны, позволил в послевоенный период значительно расширить сферу применения лечебной физической культуры. Сейчас физические упражнения считаются одним из основных средств лечения многих заболеваний, при которых раньше они были противопоказаны. Это относится, в частности, к инфаркту миокарда, кровоизлиянию в мозг и т.д. Лечебная физическая культура стала одним из решающих факторов восстановления здоровья и трудоспособности больного человека. Подготовка инструкторов (методистов) по лечебной физической культуре осуществляется в течение более сорока лет в институтах физической культуры. В послевоенные годы она стала проводиться и на факультетах физического воспитания педагогических институтов. В 1963 году была возобновлена (впервые организована в период Великой Отечественной войны) военно-медицинская подготовка женщин по специальности «инструктор по лечебной физической культуре» для удовлетворения запросов медицинской службы гражданской обороны. Настоящий учебник написан применительно к программе, переработанной в 1972 году и утвержденной Министерством высшего и среднего специального образования СССР и Министерством здравоохранения СССР. В общетеоретических разделах использованы данные новейших исследований в области медицины. В клинико-методических разделах обобщен опыт работы ведущих клиник нашей страны, а также медицинской службы Советской Армии в период Великой Отечественной войны. Первая часть учебника посвящена вопросам, без знания которых не могут, быть полноценно восприняты основы лечебной физической культуры применительно к задачам медицинской службы гражданской обороны: основы медицинской службы гражданской обороны; общие данные об организации советского здравоохранения, краткие сведения о медицинской службе советских Вооруженных Сил в военное время; современные методы лечения пораженных и больных; физиотерапия и лечебный массаж как методы лечения, применяемые в комплексе с лечебной физической культурой. Во второй части содержатся: основные понятия и краткий исторический очерк развития лечебной физической культуры; клинико-физиологические обоснования лечебного применения физических упражнений; характеристика физических упражнений, используемых при различных заболеваниях; методика проведения и организация занятий по лечебной физической культуре. В третьей части излагаются основные сведения о заболеваниях внутренних органов, лучевой болезни, артритах, инфекционных и некоторых других заболеваниях, а также клинико-физиологические обоснования и методика применения физических упражнений. В этой же части даны сведения о физической культуре в акушерстве и для лиц среднего и старшего возраста. В четвертой части говорится о лечебной физической культуре в хирургии: при повреждениях органов движения и опоры, при ожогах и отморожениях, после ампутаций, после оперативных вмешательств на органах брюшной полости, забрюшинного пространства, грудной клетки, при повреждениях и заболеваниях лица и челюстей, органов слуха и зрения, при различных сочетанных повреждениях в результате применения средств массового поражения, при дефектах осанки и некоторых деформациях опорно-двигательного аппарата. Пятая часть учебника посвящена лечебной физической культуре при травмах и заболеваниях нервной системы. Клинические разделы во всех главах учебника даны в объеме, необходимом для понимания механизмов лечебного действия физических упражнений. Данные о заболеваниях, при которых лечебная физическая культура особенно эффективна, изложены более подробно. Учебник написан авторским коллективом в составе докторов медицинских наук, профессоров В. К. Добровольского и Г.П. Лобанова, докторов медицинских наук П.И. Белоусова, А.Д. Голенбер-га и Л.Н. Старцевой, кандидатов медицинских, биологических и педагогических наук А.В. Белорусовой, Г.Я. Бутыриной, И.С. Дамскер, И.С. Колесниковой и Е.С. Ульрих, старших преподавателей В.Е. Киприановича, М.А. Корхина и Н.К. Косициной. Разделы, посвященные лечебной физической культуре при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, обмена веществ, желез внутренней секреции, центральной и периферической нервной системы в детском возрасте, написаны доктором медицинских наук, профессором С.М. Ивановым и кандидатом медицинских наук, доцентом И.Ф. Назаровой. Опыта в написании таких учебников нет. Поэтому в нем, видимо, имеются недочеты. Авторы с благодарностью примут критические замечания и пожелания. Часть первая Глава 1 МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Советский Союз - глубоко миролюбивое государство. Коммунистическая партия Советского Союза не жалеет сил для предотвращения новой мировой войны, для урегулирования международных проблем путем переговоров. На XXIV съезде КПСС Л. И. Брежнев говорил: «Вот уже более 25 лет наш народ живет в условиях мира. В этом мы видим величайшее достижение внешней политики нашей партии. Вот уже четверть века человечество избавлено от мировой войны. Советская страна, ее внешняя политика внесли немалый вклад и в это историческое завоевание народов». Однако силы агрессии и империализма все еще представляют большую угрозу человечеству. Для политики империалистических государств характерны продолжающаяся гонка вооружений, совершенствование существующих и разработка новых видов оружия, развязывание военных конфликтов и участие в них, милитаризация всех сторон жизни страны. Поэтому XXIV съезд КПСС в Резолюции по Отчетному докладу Центрального Комитета партии подчеркнул, что всемерное повышение оборонного могущества нашей Родины, воспитание советских людей в духе высокой бдительности, постоянной готовности защитить великие завоевания социализма и впредь будут важнейшими задачами партии и народа. Мировая война, если империалистическому лагерю удастся ее развязать, будет вестись с использованием принципиально нового средства вооруженной борьбы - оружия массового поражения. К нему относятся ядерное, химическое и бактериологическое оружие. В 1972 году по инициативе нашей страны достигнуто соглашение о запрещении производства и применения бактериологического оружия. Однако огромные запасы ядерного и химического оружия остаются в арсеналах империалистических государств. Основным, характерным признаком, позволяющим отнести эти виды оружия к оружию массового поражения, является возникновение в результате их применения массовых людских потерь. В настоящее время ядерное оружие является самым мощным оружием, состоящим на вооружении армий. Взрыв ядерного боеприпаса (бомбы, снаряды и др.) сопровождается практически одномоментным выделением огромного количества энергии, которая расходуется на образование воздушной ударной волны, светового излучения и радиоактивных (ионизирующих) излучений (начального и остаточного). Эти факторы, обладающие различным поражающим действием, получили название поражающих факторов ядерного взрыва. Ударная волна является основным поражающим фактором. Она представляет собой область сильно сжатого воздуха и перемещается во все стороны от центра взрыва со сверхзвуковой и звуковой скоростью, вызывая на своем пути разрушения и повреждения зданий и сооружений, промышленного оборудования и коммунально-энергетических сетей, укрытий и т.п. По мере удаления от центра взрыва интенсивность действия ударной волны уменьшается. О масштабах разрушений, причиняемых ударной волной, можно судить по следующему примеру. Многоэтажные жилые дома с каменными стенами полностью разрушаются при избыточном давлении, равном 0,3-0,4 кг/см2, получают сильные повреждения при 0,2-0,3 кг/см2. При воздушных взрывах ядерных боеприпасов, эквивалентных по мощности взрыву 500 тыс. и 1 млн. тонн обычного взрывчатого вещества (тротила), ударная волна создает избыточное давление 0,3 кг/см2 на удалении соответственно 6,1 и 7,7 км от эпицентра (проекции центра взрыва на землю) взрыва. В результате непосредственного воздействия ударной волны (сжатия тела), а также при отбрасывании тела скоростным напором воздуха и от ударов летящими обломками и предметами люди могут получить серьезные повреждения: ранения, переломы, ушибы и т.п. Около одной трети энергии ядерного взрыва расходуется на световое излучение, состоящее из ультрафиолетовых, видимых и инфракрасных лучей. Оно распространяется со скоростью 300 км/сек, значительно ослабевает по мере прохождения через воздух, вызывает нагревание, воспламенение или обугливание предметов. От непосредственного действия светового излучения (теплового эффекта), а также от возникших пожаров люди могут получить ожоги различной тяжести. Любые непроницаемые для света препятствия служат хорошей защитой от светового излучения. Начальное радиоактивное (ионизирующее) излучение при ядерном взрыве представляет собой, главным образом, гамма-лучи и поток нейтронов. И гамма-лучи (электромагнитное излучение, отличающееся от рентгеновского значительно меньшей длиной волны) и нейтроны обладают способностью проникать через различные (в том числе и очень плотные) материалы. При воздействии на живые организмы ионизирующие излучение приводит к серьезным нарушениям, в результате которых развивается тяжелое заболевание - лучевая болезнь. При наземном ядерном взрыве много грунта (пыли) смешивается с продуктами деления ядер и непрореагировавшей частью ядерного заряда, а затем выпадает по пути движения радиоактивного облака. В результате большие площади оказываются зараженными радиоактивными веществами. Образуется так называемый радиоактивный след. Радиоактивные вещества при распаде испускают ионизирующее излучение (остаточная радиация), которое также может вызывать лучевую болезнь. Радиоактивные вещества, попавшие на кожу, нередко являются причиной кожных заболеваний. Ударная волна, световое и ионизирующее излучения при ядерном взрыве действуют практически одновременно. Параметры их поражающего действия изменяются в зависимости от мощности ядерного боеприпаса, высоты взрыва, расстояния до объекта, характера защиты людей и других причин. Несмотря на это, можно установить некоторые общие закономерности поражения людей при применении ядерных боеприпасов: - при одинаковой степени защиты у людей, располагавшихся ближе к эпицентру взрыва, будут более тяжелые поражения; - у людей, находившихся при взрыве на открытой местности, будут комбинированные поражения - ожоги и травмы; лучевая болезнь и травмы; лучевая болезнь и ожоги; травмы, ожоги и лучевая болезнь; - люди, которые находились в укрытиях и убежищах, как правило, могут получить лишь травмы. Химическим оружием называют отравляющие вещества и средства их применения. Химические боеприпасы, находящиеся на вооружении армий империалистических государств, снаряжаются главным образом зарином, У-газами и ипритом. Зарин и У-газы являются нервно-паралитическими ядами и значительно превосходят по токсичности все другие отравляющие вещества. Они легко проникают в организм через легкие, слизистые оболочки, кожу и даже в очень небольших количествах вызывают у людей смерть или тяжелые поражения. Так, бывший начальник Научно-исследовательского управления химической службы армии США генерал Ротшильд в книге «Оружие завтрашнего дня» указывает, что для смертельного отравления зарином необходимо, чтобы в организм человека проникло около 1 мг отравляющего вещества. Еще более сильным поражающим действием обладают У-газы. Возросшая роль тыла в достижении победы над врагом, с одной стороны, и возможность доставки боеприпасов в ядерном и химическом снаряжении практически в любую точку нашей планеты - с другой, заставляют признать, что в современной войне уничтожение или максимальное поражение объектов тыла страны будет одной из главных задач противника. Для обеспечения во время войны устойчивой работы тыла, защиты населения и объектов народного хозяйства от средств поражения, а - также для проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах массового поражения в нашей стране создана система общегосударственных оборонных мероприятий, получившая название гражданской обороны. Она является составной частью обороны нашего государства и должна быть в постоянной готовности. Гражданская оборона СССР (ГО СССР) должна обеспечить: - своевременное оповещение населения об опасности нападения противника; - устойчивую работу важнейших объектов народного хозяйства во время войны; - защиту населения путем: а) своевременного рассредоточения рабочих и служащих за пределы возможных объектов нападения противника, а также эвакуации населения, не занятого в производстве; б) укрытия в убежищах рабочих и служащих, оставшихся в городах; в) снабжения всего населения индивидуальными средствами защиты, а также проведения специальных лечебно-профилактических мероприятий, предупреждающих поражения людей или уменьшающих степень тяжести поражений; - защиту продовольствия, фуража, воды, а также сельскохозяйственных животных от радиоактивных и отравляющих веществ; - проведение после нападения противника совместно с формированиями общего назначения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ (разведка, локализация и ликвидация пожаров, создание проходов через завалы, спасение населения, оказавшегося под завалами, устранение аварийных ситуаций на энергетических и коммунальных сетях и др.), среди которых Главное место занимают розыск пораженных в очагах, оказание им первой медицинской помощи, эвакуация за пределы очага; - быстрейшее оказание населению, пострадавшему при нападении противника, полноценной медицинской помощи и его лечение. В решении задач, возлагаемых на гражданскую оборону СССР, активное участие принимают все ведомства, учреждения, предприятия, учебные заведения, все население страны. Применительно к специалистам физической культуры, и физического воспитания, которых готовят в институтах физической культуры и на факультетах физического воспитания, это означает целесообразное их использование в составе медицинской службы гражданской обороны. Комплексное лечение раненых и больных на современном уровне развития медицины немыслимо без применения практически на всех этапах лечения обоснованной системы лечебной физической 'культуры. Это убедительно доказал опыт Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В этом мы постоянно убеждаемся в мирное время. Для успешной работы в военное время инструкторам по лечебной физической культуре необходимо получить соответствующие знания, приобрести некоторые специальные навыки. В частности, необходимо иметь четкое представление о медицинской службе гражданской обороны, условиях ее деятельности, организации медицинской помощи раненым и больным, возможном характере повреждений, наносимых современными видами оружия, особенностях их течения и лечения. Наконец, необходимо знать обязанности инструктора, организацию и содержание его работы в лечебных учреждениях военного времени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|