Лечебного применения физических упражнений
ОБЩИЕ ДАННЫЕ
Лечебное применение физических упражнений - врачебно-педагогический процесс, базирующийся на биологическом и социальном значении и механизмах воздействия движений как одного из основных проявлений жизнедеятельности организма человека. Научные исследования в различных областях биологии, медицины, физического воспитания, психологии и педагогики значительно расширили и углубили представления о многообразной роли мышечной деятельности. Они позволили разносторонне обосновать использование физических упражнений при лечении различных заболеваний закономерностями нервной и гуморально-эндокринной регуляции всех процессов, происходящих в организме. Двигательные акты, совершаемые при перемещениях тела и отдельных его сегментов, - сложнейшие целостные реакции. Они осуществляются скелетно-мышечными элементами опорно-двигательного аппарата, снабженными двигательными, чувствительными и вегетативными нервами. Перемещение отдельных сегментов тела возможно при взаимосвязанных напряжении и расслаблении мышц и изменении их тонуса. При этом активизируется деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и некоторых других вегетативных систем и функций. Часть из них (желудочно-кишечный тракт, органы выделения и др.) может подавляться в процессе мышечной деятельности. Эти изменения подкрепляются стимуляцией деятельности одних и угнетением функции других желез внутренней секреции. Изменения вегетативных функций во время мышечной работы происходят также под влиянием образования в мышцах продуктов обмена, поступающих в общее русло кровообращения. Необходимо, наконец, отметить активизацию выделения нервной тканью особых химических веществ - медиаторов, без которых невозможна передача нервных возбуждений с одного нейрона на другой и с нервных окончаний на рабочие органы.
Регуляция двигательной деятельности и обеспечивающих ее вегетативных (и в том числе эндокринно-гуморальных) процессов осуществляется на всех уровнях нервной системы - аксон-рефлексов и спинного мозга (сегментарные и межсегментарные связи), продолговатого и среднего мозга, надсегментарном (зрительные бугры и гипоталамо-гипофизарная область) и коры больших полушарий головного мозга. При этом между соматической и симпатической иннервацией скелетной мускулатуры наблюдается следующее разделение функций: первая обеспечивает все моторные эффекты, вторая регулирует тонус мышц и вегетативно-трофические процессы. Что касается воздействия, осуществляемого через вегетативные нервные образования, то через симпатические центры и нервы обеспечивается высокая эффективность мышечной деятельности, а через парасимпатические - восстановление произведенных затрат, накопление жизненных ресурсов, отдых утомленных мышц. Мышечная деятельность оказывает также существенное влияние на поддержание динамического постоянства основных физиологических констант организма человека (гомеостазиса); температуры тела, осмотического давления, концентрации водородных ионов, уровня сахара в крови и др. Наконец, при движениях, как известно, совершенствуется приспособление организма к условиям внешней и внутренней среды. Это проявляется в том, что систематически улучшается координация всех физиологических функций, деятельность многочисленных регуляторных механизмов, реактивность, иммунобиологические свойства и приспособляемость организма к различным неблагоприятным воздействиям среды (неспецифическая устойчивость), функциональная приспособляемость морфологических структур тканей и органов.
Положительное влияние систематических занятий физическими упражнениями проявляется и в урегулировании протекания нервных процессов в центральной нервной системе (при их недостаточной уравновешенности). В целом же все это обеспечивает улучшение здоровья человека. Многочисленными исследованиями выявлено отрицательное влияние резкого снижения привычной двигательной активности человека (гиподинамии). При этом существенно нарушается нормальное протекание отдельных функций и гомеостазис, наблюдается ухудшение кислородного обмена и увеличение энерготрат в процессе мышечной работы. Гиподинамия может явиться причиной извращения нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта, органов выделения и дыхания, сосудистой регуляции и др. При длительной гиподинамии низкий уровень протекания всех жизненных функций становится стойким, ухудшаются пластические процессы, что проявляется в атрофии и дегенеративных изменениях в тканях и органах. Снижается реактивность, сопротивляемость и неспецифическая устойчивость организма. В основе всех этих явлений лежит резкая недостаточность мышечно-суставных раздражений.
В эксперименте белые крысы были помещены в клетки, резко ограничивающие движения или вовсе лишающие возможности двигаться. Это приводило к сильному возбуждению животных в первые дни и к явлениям резчайшей вялости в последующие. На протяжении трех недель погибло до 40% всех крыс. Вынужденное двадцатисуточное пребывание здоровых и тренированных людей на постельном режиме вызывало столь существенные изменения их жизнедеятельности, что для восстановления утраченной работоспособности потребовалось более десяти суток (Б.С. Катковский).
Изменения, происходящие во время двигательной деятельности в организме больного человека, существенно отличаются от наблюдаемых у здорового человека. Болезнь проявляется в расстройстве формальной жизнедеятельности организма и сопровождается мобилизацией защитных механизмов. Она характеризуется морфологическими и функциональными нарушениями, ухудшением или извращением динамического равновесия между организмом и средой, снижением или потерей трудоспособности.
И.П. Павлов сформулировал основные закономерности механизмов развития болезни (патогенеза). При «встрече» организма «с каким-нибудь чрезвычайным условием или, вернее, с необычным размером ежедневных условий» прежде всего «пускаются в ход оборонительные приборы тела» - усиленное выделение слюны, кашель, рвота, экссудация и т.п. Если действие их оказывает, недостаточным и «наступает полом и разрушение той или другой части организма», развивается болезнь. При этом «вступают в деятельность другие замещающие органы и механизмы». К ним, например, относится возмещение деятельности заболевших легкого или почки за счет усиления функции другого парного органа (викарирование функций), замещение (регенерация) поврежденных и погибших тканей и т.д. При выздоровлении вновь устанавливается равновесие с окружающей средой. Если нарушения необратимы, формируются постоянные функциональные и морфологические компенсации. Исследования последних десятилетий выявили резко неблагоприятное влияние гиподинамии на протекание болезней. В работе М.Р. Могендовича «Гипокинезия как фактор патологии внутренних органов» приведены многочисленные данные о том, что значительное снижение двигательной активности вызывает извращение большинства физиологических функций: общего и местного кровообращения, дыхания, температурной симметрии, моторной и секреторной деятельности желудка, выделительной функции почек.
В эксперименте к концу первых суток вынужденной адинамии у некоторых крыс были обнаружены очаги некроза в миокарде, у 60% крыс, иммобилизованных мягкой сеткой, через 7 часов сформировались язвы желудка (Ренаут).
Клинические наблюдения говорят о том, что следствием гиподинамии могут быть тромбоз, застойная пневмония, бронхит, атонические запоры, мочекаменная болезнь и другие заболевания, снижение общей сопротивляемости, чреватое опасностью осложнения основного заболевания различными инфекциями, нагноениями и т.п. Знаменательны в этом отношении XXVI Всесоюзный съезд хирургов (1956) и XVI Всесоюзный съезд терапевтов (1968). На них были приведены многочисленные данные о болезнетворном влиянии вынужденного ограничения движений больных и даны обоснования для активизации их двигательных режимов и лечебного применения физических упражнений. Одновременно многочисленные специальные исследования, посвященные влиянию мышечной деятельности на течение болезней и патологических процессов, значительно обогатили представления о сущности лечебного действия физических упражнений и о наиболее эффективных методах их терапевтического применения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|