Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Время жизненного пути и развитие личности 7 Глава




В этом смысле различаются законы существования объективной необходимости и законы духовного осуществления человеком своей сущности. Вторые осуществляются только усилиями субъекта, на­правленными на преодоление необходимости, на противостояние ей, на то, чтобы вопреки необходимости осуществить свою жизнь достойным человека образом. И именно в этом заключается особая сущность ценностного времени. Линии развития личности как ин­дивидуальности и как субъекта в этом смысле не совпадают, что с особой силой воплощено в дилемме: совместны ли гений и зло­действо.

Это несовпадение особенно видно на примере жизни и развития творческих личностей. Индивидуальность последних, их способ­ность, талант, гениальность, как это прекрасно описано в бесчис­ленных романах о жизни великих художников, музыкантов, уче­ных, владеют их личностями. Они подчиняются своему таланту, он ведет их по жизни. Воля нужна мастеру лишь для того, чтобы соотнести свой талант и свою работоспособность. Талант — это, действительно, имманентная самоактуализация личности как ин­дивидуальности. Даже когда художник воплощает в своих творе­ниях свою эпоху, ее стиль (модернизм, постмодернизм), он делает

__________ Глава пятая __ ___________ 279

это несознательно, непроизвольно. Но такие творческие личности отличаются от тех, которые становятся субъектами высших духов­ных ценностей, на это различие справедливо указал В. Д. Шадриков [127]. В соответствии с принципами человечности, что предполагает сознательные, волевые усилия по преодолению противоречащих этой сущности обстоятельств, необходимости существования, вы­живания. Осуществление таких волевых усилий, деяний, поступков (по С. Л. Рубинштейну) предполагает, что личность вырабатывает в себе определенные качества, а именно, что она достигает зрелости. Личностная зрелость — это прежде всего нравственная ответствен­ность, которую субъект берет на себя не только за свою жизнь и по­ступки, но и за жизнь окружающих людей («ближних» и «даль­них», по С. Л. Рубинштейну). Эта ответственность есть соединение во времени причины и следствия деяния субъекта. Ответствен­ность — это осознание и реализация своих действий как причин и «причинения», и одновременно это взятие на себя последствий этих деяний. Здесь субъектом' осуществляется совершенно особый синтез времен — предваряющего, предшествующего и последую­щего.

Если бы следствия поступков и деяний всегда были только позитивны, то нужна была бы только направляющая их детерми­нанта. Но в возможности негативных следствий действий, совер­шенных из благих побуждений, и выражается столкновение ду­ховной интенции с реалиями бытия, существования. Ответствен­ность поэтому оказывается гарантией субъекта за разрешение противоречия (в его позитивном или негативном варианте).

Ответственность, которой в психологии было уделено очень мало внимания, представлялась некоторой личностной «чертой». На самом деле это особая проективная способность личности со­здавать такое ценностное время, такое идеальное экстернальное пространство, в котором осуществление действий, реализация дела, программы и т. д. находится под «покровительством» личности. «Увидеть» эти идеальные ценностные конструкции, создаваемые личностью в ткани, в реалиях жизни, чрезвычайно трудно. Они могут быть воссозданы только на основе философско-методоло-гического подхода. Трудно «увидеть» замысел и способ реализации военной кампании или даже одного сражения из реалии передви­жения войсковых частей во времени и пространстве — в театре боевых действий. Но оно подчинено определенной логике, состав­ляющей способ реализации стратегического замысла полководца. Ту же «расстановку сил» (по выражению С. Л. Рубинштейна) осуществляет личность при реальной организации жизни, но эта организация каждый раз подчинена замыслу, принципу, который носит не только когнитивный характер (чем обычно представляется план). Этот принцип или замысел реализуется личностью идеально

280 ______ Время жизненного пути и развитие личности _____

и. реально одновременно, он воплощается объективно на основе субъективных опор, усилий, гарантов, одним из которых является ответственность.

Таким образом, ответственность выступает как способность лич­ности к организации жизни в соответствии с принципами духов­ности, человечности, которая предполагает и усилия, мужество самой личности, и способ реализации этичности в реалиях жизни. Одни люди берут на себя ответственность за задачи одного мас­штаба — за задачи, связанные с близкими людьми, другие способ­ны бороться за улучшение жизни многих людей, третьи — только за свою собственную жизнь.

Ответственность и ее субъектный характер проявляются в том, что она освобождена от контроля социума, она добровольна, глубоко личностна. Именно в тоталитарном обществе было очевидно, что за судьбу народа, за справедливость брали на себя ответственность личности в силу внутреннего призвания, убеждения, совести, а не социального контроля, давления или норм. И именно ответствен­ность по самому большому счету дает личности чувство свободы от давления этого общества и его контроля.

С ответственностью как особой позицией субъекта С. Л. Ру­бинштейн связывал серьезное отношение к жизни. На наш взгляд, экзистенциализм предложил понятие, которое содержит в себе характеристику не только серьезного отношения к жизни, но имен­но такого способа ее реализации, который дает субъекту подтверж­дение этой серьезности. Это понятие подлинности жизни.

Не только личность, погруженная в текущие дела и заботы житейской необходимости, но личность, обладающая мощной ре­флексией, не всегда достигает подлинности жизни. Одной рефлек­сии, одной духовной способности, одних нравственных взглядов недостаточно, чтобы их реализовать в жизни реально, вопреки бесконечным трудностям и противоречиям жизни. Подлинной жизнь становится и переживается личностью как подлинная, когда она реализуется в соответствии с духовными принципами, прин­ципом человечности. Как много вберет для себя личность в свое понимание, представление о человечности определит она сама, но тем более важно, чтобы это представление было максимально ре­ализовано практически, от чего и зависит ее переживание подлин­ности или неподлинности своей жизни. Пусть масштабы ее деяний будут не безмерны, пусть она проживет лишь свою собственную жизнь согласно принципам человечности — это бесконечно трудно и безгранично много. И чем меньше будет дистанция, разрыв между благими намерениями, идеями, идеалом и реальным их осущест­влением, тем более цельной и сильной духовно будет ощущать себя личность и более подлинной будет ей представляться ее жизнь.

______ Глава пятая _____ 281

Десятки книг написаны философами и психологами о смысле жизни. Но, на наш взгляд, переживание смысла жизни, или жизни как имеющий смысл, связано не только с предваряющим наличием целей, планов, замыслов. Оно связано с мерой соответствия этих в широком смысле притязаний и их реализации — в широком смысле достижений, которая и дает переживание жизни как подлинной, т. е. имеющий смысл. Это и есть время жизни, т. е. тот ее до­стигнутый личностью способ, который отвечает ценностям, идеа­лам, принципам человечности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы начали анализ проблемы так называемого психологического времени с точки зрения науковедческого подхода, можно сказать, с низшего уровня. Нашей первой задачей стал обзор разнообразных и разноплановых направлений, подходов, исследований, говоря образно — разных времен. Предложенная нами концепция времени прежде всего служила цели найти такое единое основание, чтобы стянуть эти «нити» и преодолеть явный разрыв между объективным и субъективным временем. Основанием всех исследований, давав­ших возможность их сравнения, первоначально явилась довольно простая исходная модель личностной организации времени, вклю­чавшая его осознание, переживание и деятельность. Но смысл этой модели, на первый взгляд, включающей классическую триаду — когнитивного, эмоционального и деятельного компонентов, — со­стоял в том, что ее основанием оказывалась личность и ее особая способность к организации времени жизни в целом (тогда как изучение времени жизненного пути в целом ряде исследований оказывалось лишь одним из направлений изучения психологичес­кого времени). Таким образом, в исходной модели была заложена связь между организацией времени личности и личностью. Пос­леднее предполагало иной временно-пространственный масштаб и личность как субъекта.

Эта исходная модель послужила основанием построения гипотез и проведения эмпирических исследований личностной организации времени, хотя и эти исследования оставались пусть менее раз­общенными, но все же достаточно самостоятельными, поскольку выявляли особенности этой организации в разных плоскостях — жизненном пути, деятельности и т. д. Однако в самой модели был тем не менее заложен ряд единых принципов, составивших основ­ные координаты исследования. Это прежде всего самая общая идея об организации личностного времени жизни и деятельности и о субъекте как высшем уровне такой организации. Исходной гипо­тезой явился далее типологический подход, который неизменно подтверждался в виде эмпирически получаемых типологий. Более того, одной из гипотез явилось предположение, что личностная организация времени и организация времени личностью может быть теоретически описана в специальных категориях, которые

________ ______ Заключение ________________ 283

раскрывают сущность (или существенные звенья) этой организации. Типологический подход опирался на идею, что и темпоральная структура личности, и тем более ее функционирование в деятель­ности, в жизни не имеют единого для всех личностей характера, единых способов связи между различными уровнями личностной организации. Проще говоря, мы предполагали, что если у одного типа ведущим уровнем в личностной организации времени является сознание, то у другого это может быть темпераментальный уровень, а у третьего мотивационный. Мы предположили, что типологичес­кие темпоральные особенности образуются не только ведущей ролью того или иного уровня, а способом их координации в процессе функционирования личности. Это несколько теоретически выде­ленных категорий: последовательности, одновременности, своевре­менности, потенцирования, временной перспективы, трансспективы (В. И. Ковалев), и, разумеется, за всеми этими категориями всегда имплицитно стояла категория развития, также многоплановая и не всегда прямо выраженная во временных параметрах.

Стратегия исследования носила поступательный характер — от теоретического анализа организации времени жизни к исследо­ванию планирования времени жизни (как будущего); от него к исследованию способов организации деятельности (на основе вы­деления особой категории временного режима деятельности), от обобщенных суждений респондентов об этой организации, выяв­ляемых с помощью опросников, к изучению реальной организации деятельности в основных режимах; от осознания времени к выяв­лению неосознаваемых механизмов личностной организации вре­мени. В каждом из последующих исследований постепенно расши­рялось число компонентов и механизмов личностной организации времени — так удалось эмпирически доказать, что восприятие вре­мени, которое традиционно исследовалось совершенно обособленно, может быть включено в личностную модель. От одного исследования к другому углублялись и дифференцировались каждый из компо­нентов: сознание изучалось и через характеристику временных ценностей, и в качестве обобщенных представлений респондентов о времени и столь же обобщенной рефлексии своего способа дей­ствия во времени, и, наконец, в качестве рефлексии только что осуществленной реальной деятельности. Дифференцировались и ум­ножались характеристики первоначально глобально выделенного параметра переживания времени: если методика Кнаппа и Гербертте фактически заключала достаточно искусственно поставленную за­дачу, то наши исследования были нацелены на изучение имма­нентных самой личности темпоральных эмоциональных механиз­мов — эмпирически выявлялась ситуативная и личностная тревож­ность, влияющая на скорость, напряженность и ошибки дея­тельности; была раскрыта огромная роль образных референтов

284 _ __ _ Заключение _ _ ___

глубоко эмоционально пережитых жизненных событий, благодаря чему изучение собственно переживания времени переросло в иссле­дование целого неосознаваемого уровня его организации (Т. Н. Бе-резина). Исследование неосознаваемого темпорального уровня ве­лось также не только с точки зрения способа переживания времени, но было направлено на выявление образно смысловых, символи­ческих и других его механизмов, методами ассоциаций, метафор, вскрывались личностные смыслы, образно-графические репрезен­тации времени и т. д. (Н. Ю. Григоровская).

Однако фундаментальным результатом оказалось выявившееся соотношение между неосознаваемым уровнем и уровнем сознания (напомним, что первоначально у разных типов уже были обнару­жены различные функциональные соотношения между сознанием, переживанием и деятельностью, носящие как позитивный, так и негативный характер, что и позволило включить неосознаваемый уровень в общую исходную модель). Обнаружился основной меха­низм соотношения неосознанной и осознанной сфер, заключающий­ся в том, что первая в ряде случаев выступала как ресурс, обес­печивающий свободу отношения личности ко времени (Н. Ю. Гри­горовская) [43]. Это явилось доказательством важнейшего, давно полученного Л. Ю. Кублицкине сугубо эмпирическим (а не тео­ретически-гипотетическим) путем факта различия типов временной детерминации личности — внешней или внутренней, исходящей от субъекта. Однако исследования Н. Ю. Григоровской значительно продвинули представление о делении временной детерминации на внешнюю или внутреннюю — сложная архитектоника внутренней личностной темпоральной организации, которая в одном случае, действительно, выражает свободу, т. е. внутреннюю детерминацию отношения к внешнему — объективному времени, а в другом — внутреннюю необходимость ставить себя в рамки, которые выра­жают ориентацию на внешне заданное время.

Дифференцировались и углублялись представления об исследуе­мых качествах организации времени деятельности. Если первона-. чально это был рефлексивный, типичный для данной личности обоб­щенный образ действия в разных режимах времени, а затем способ реальной деятельности в двух режимах, исследуемый по целому ряду параметров (соотношение скорости и числа ошибок и т. д.), обнару­жившихся благодаря вариации заданий деятельности, то еще позднее предметом исследования стала способность планирования деятель­ности (т. е. не прошлой, не настоящей, а будущей), степень ее связи с самооценкой этой своей способности самой личностью и одновре­менно способность к совместной деятельности. Когда все эти пере­численные параметры были дополнены еще и телесным компонен­том, выявляющим степень физической напряженности при решении темпоральных проблем, то первоначально простая модель личност-

___________ Заключение __ _______________285

ной организации времени превратилась в интегральную модель этой организации. Она включала, кроме восприятия, и отношение ко времени (единство рефлексии, понятий о времени, образных пред­ставлений и неосознаваемых смыслов), а также способность к его планированию и представление о своих способностях. Можно ска­зать, что были выявлены своеобразные личностные организационные стратегии обращения со временем, опирающиеся на его имплицит­ные или эксплицитные концепции.

И наконец, на самом последнем этапе удалось перевести вре­менные категории на язык традиционных личностных категорий (предложенных С. Л. Рубинштейном) и тем самым показать им­манентную личности темпоральную организацию. Последним фун­даментальным поворотом в стратегии исследования явилась свое­образная инверсия его предмета. Если первоначальная модель была не более чем аналогом обычно изучаемых составляющих (например, тех же, что входят в состав установки — когнитивный, эмотивный и мотивационный компоненты), т. е. в этом смысле она не была специфична именно для выявления организации времени, а по­следняя изучалось в своих достаточно изолированно взятых объ­ективированных формах (жизни, деятельности) или субъективных (сознание, переживание, неосознаваемые компоненты), то в самом завершающем исследовании (разумеется, на основе интеграции все­го предшествующего) удалось выявить не только то, как личность организует время (имея в виду под организацией и зависящие от нее произвольные и непроизвольные способы организации), а то, какова сама личность в ее темпоральной сущности, каковы ее движущие силы, смысло-движущие ресурсы. Понятия «личность» и «время» полностью интегрировались так, что оказалось возмож­ным объяснение самого психологического времени в собственно личностных категориях. Мы пришли к результатам, согласно ко­торым движущие силы личности оказываются зависимыми не от самих по себе мотивов и потребностей, и даже не от их уровня и выраженности, а от композиции целого ряда личностных состав­ляющих, в которые включается и способность (возможность), и удовлетворенность (а тем самым эмоциональная движущая — или тормозящая сила), и ориентация на успех/неудачу (как позитивное или негативное предвосхищение и «проигрывание» своих дейст­вий). Сочетание, способ связи этих составляющих образует источ­ник активности (движения) личности (или причину ее застоя, регрессии, консерватизма). Мы предполагаем, что понятие «актив­ность личности», которое очень широко употреблялось нами до сих пор, может быть в данном контексте конкретизировано более адекватно звучащим понятием личностной энергии.

Разумеется, все предшествующие исследования также были изучением самой личности как темпоральной системы. Однако

286 ____________ _ Заключение _

только выход к системообразующей этой организации, т. е. к временному ресурсу; позволил с значительной степенью определен­ности понять потенциал, движущую силу личности, т. е. ее лич­ностную и жизненную пружину, «энергию». Это понятие не имеет ничего общего с околонаучными энергетическими концепциями. Оно имеет иной смысл и назначение. Употреблявшееся нами ранее понятие активной личности часто воспринималось как синоним или термин, близкий к социальной активности (хотя в нашей работе «Стратегии жизни» [7] было дано его психологическое оп­ределение). В других случаях активность воспринималась как соб­ственно личностная «черта» (активная или пассивная личность). Сближение понятий активности и энергии, во-первых, опирается на раскрытие интегративно-мотивационной особенности личности. Во-вторых, понятие активности раскрывалось нами и другими ав­торами (А. В. Петровский, В. А. Петровский) в контексте взаимо­действия личности с действительностью. Понятие энергии позво­ляет раскрыть активность, движущие силы личности не только как субъекта, взаимодействующего с объектом, но как субъекта, включенного в Мир, Вселенную (С. Л. Рубинштейн).

В таком случае и физика, и психология являются науками, раскрывающими онтологические закономерности бытия, имманент­но включающего субъекта. Тогда субъект — по С. Л. Рубинштей­ну — не противостоит бытию, а включен во Вселенную. И именно на этом самом общем, предельно философском основании может быть снято противоречие между науками и понятиями субъектив­ного и объективного (как физического и социального) времени, спор между физиками и психологами.

Обобщая наши данные в понятиях, сопоставимых с теми, ко­торыми оперирует физика, можно сделать вывод, что свойством «открытости» обладает не только Вселенная, но и ее «атом» — личность. Эта открытость заключается в порождении личностного времени, в его расширении, умножении, и возрастании общей энергии Мироздания, в противовес энтропийным тенденциям. Со­поставляя эту мысль с формулой Н. А. Козырева о временном потоке, необходимом для превращения причин в следствия, в рас­сматриваемом нами масштабе времени—пространства такой при­чиной становится личность (по выражению С. Л. Рубинштейна, способ осуществления человеком своей сущности означает «причи­нение»). Не претендуя на точность описания личностного времени в этих категориях, можно сказать лишь то, что соотношение причин и следствий, во-первых, не линейно (причина и следствие движутся во встречных направлениях), во-вторых, следствие не только воз­действует в обратном порядке на причину (что также соответствует линейной модели), а может порождать причины нового порядка и уровня, каковой является личность. На этом уровне появляется

___ ______ Заключение________ 287

новый тип детерминации — ценностная, целевая, которую Г. Ол- порт вообще считал принципиально отличной от причинной. Раз­личие он видел в том, что причинность всегда имеет прошлое и настоящее измерение, а цели личности — только будущее.

Далее, как отмечает А. Тимашев,1 вопреки общепринятому мне­нию об одномерности времени можно допустить многомерность (или по крайней мере еще одно временное измерение). Вывод из этого постулата однозначно совпадает с нашими результатами:

«второе измерение времени отвечает за возможность свободного выбора и обеспечивает многовариантность будущего». Именно этот свободный выбор будущего и свободное отношение ко времени выявились в наших исследованиях. Понять свободу выбора можно, приняв положение, с которого мы начали, что существует не время, а времена. Эту идею в более глобальной форме высказывает А. П. Левич в своей статье «Время — субстанция или реляция» [74]. Одна из наших существенных категорий — «своевремен­ность», фактически обозначает оптимальное совпадение разных времен (личностного и социального и т. д.). Но наши исследования позволяют утверждать, что неслучайность такого совпадения опре­деляется личностью. Ею обеспечивается способность человека ме­нять свою собственную скорость времени в очень широком диапа­зоне (которую пока считают необъяснимой).

Согласно концепции И. Пригожина, траектории движения не­обратимы. Это совпадает с мыслью Г. Олпорта о незначительной роли прошлого соотносительно с ролью будущего. Но способность личности воспроизводить прошлое противоречит этому тезису. Оче­видно, что обратимость—необратимость зависит от характера суб­станции, о движении которой идет речь. Как мы отмечали, прошлое уже не имеет того пространства с его последовательностью, которое было присуще жизни личности, но оно переходит в новом виде в • «субстанцию» самой личности (опыт, память). И воспроизводить это прошлое время—пространство личность может в любой после­довательности, отвечающей целям и задачам настоящего. Так, опыт фактически также становится ресурсом личности, поскольку отве­чает на вопрос «как», который содержит временной потенциал личности, ее приобретенную способность.

Физики отмечают, что для дальнейшего развития представлений о пространстве, времени, материи и движении в понятийном базисе естествознания, по-видимому, не хватает каких-либо новых сущ­ностей, появление которых наиболее вероятно в форме субстанцио­нальных подходов (А. П. Левич). И если, когда мы пятнадцать лет назад начинали наши исследования, парадигмы физики были

' Тимашев Альберт. Об истинной природе времени. Исследования. Проект Levante «Нашей газете». Торонто.

288____., „________ Заключение __ __ ____

альтернативны гуманитарным подходам ко времени, сегодня оче­видно, что они стали, по крайней мере имплицитно, взаимодопол­нительны. Новая сущность, которой не хватает естествознанию, — личность, т. е. сущность, расширяющая и умножающая время как Вселенная.

Однако сама природа времени в предельно абстрактном фило­софском смысле предполагает и вечность, и бесконечность как не подлежащие измерению, и определенность, точность.

Мы бы всячески подчеркнули тот факт, что именно личность, становясь во времени птицей, одновременно обладает способностью определять и устанавливать свои временные координаты, вехи, опре­деленности, свои завершения (окончания) и свои начала. Эта способ­ность произвольности обращения со временем. Так, в частности, инициатива личности — это расширение времени—пространства и ответственность за их структурирование, достигающее степени при­емлемой для личности определенности. Деятельность — это про­странство, ограниченное временем, но субъектом ограничения может быть как личность, так и внешние причины, что приводит к описан­ному выше напряжению и перенапряжению личности.

Исходя из наших исследований, можно сформулировать энер­гетическую концепцию психологического времени. Разумеется, вре­мя не только энергия, но время и энергия (подобно тому как свет является и волной, и частицей, время, возможно, является и энергетической субстанцией, и реляцией, отношением). Значит, в одном из своих аспектов время — это энергия. Через категорию энергии и категорию личность мы можем объединить ранее от­дельно рассматриваемые психологическое, биологическое, социаль­ное и время культуры. Ранее мы выделяли в качестве составляющих личностного времени восприятие, переживание, осознание и орга­низацию времени; здесь мы рассмотрим еще один элемент — энер­гетику личностного времени.

Однако если вводить в качестве эквивалента активности лич­ности понятие энергии, то необходимо подчеркнуть его личностный характер и соотнести с другими объективно существующими энер­гетическими уровнями, компонентами бытия человека. Человечес­кое время — процесс непрерывного превращения потенциальной энергии жизни в саму жизнь, во множество переходящих друг в друга мгновений настоящего «сейчас». Энергетическую составляю­щую можно выделить в любом времени (биологическом, культур­ном, социальном и прочих), следовательно, она может быть одним из тех оснований, которое поможет нам объединить их все в личностной организации времени.

Итак, первый компонент человеческого времени — изначаль­ный темпоральный энергетический потенциал, или отпущенное нам потенциальное время жизни. Современная биология исследо-

_ __ _ _ ___ _ __ Заключение _ ____ _ „____ 289

вала и описала многие физиологические, биохимические и моле­кулярные механизмы работы этих «биологических часов» (генети­ческая программа развития и старения организма — чем не мате­риальное воплощение этой энергии?). И это «потенциальное время жизни», заложенное в конкретных механизмах молекулярно-гене-тического кода, и есть первый рассматриваемый нами уровень че­ловеческого времени (или его основной энергетический потенциал).

Второй компонент связан с движением темпоральной энергии — это темп реализации и расходования изначального энергетического «запаса». Это и есть восприятие и осознание процесса движения энергии, в самом простом случае осознание движения «биологи­ческих часов», расхода отпущенного нам времени (в более сложном случае подключаются негэнтропийные процессы личностного вре­мени — это усложняет общую картину переживания времени, на этом мы остановимся ниже). Этот темпоральный аспект связан с субъективным переживанием человеком скорости движения вре­мени. Именно этот аспект чаще всего понимается под психологи­ческим временем в субъективистских теориях. Ими описываются разные феномены переживания длительности временных проме­жутков в зависимости от заполненности их событиями и от эмо­ционального состояния человека («время то тянется еле-еле, то бежит»). Мы предполагаем, что это объясняется темпом движения энергии. Чем больше, чем быстрее расходуется темпоральная энер­гия, тем быстрее движется человеческое время. В зависимости от ориентации человека на внешний или внутренний ритм такое состояние может субъективно переживаться как ускорение времени (поскольку человек ориентирован на внутреннее время, именно внутреннее время ускоряется) или как его замедление (поскольку — на внешнее, то оно представляется замедленным относительно соб­ственного ритма). В состоянии «ускоренного» времени энергия расходуется быстро, и дается ее человеку чуть больше, чем обычно, поэтому такие состояния могут переживаться как длительные и заполняться большим, чем обычно, количеством событий, дел, мыслей и чувств. Больше всего энергии расходуется в состоянии стресса. Многочисленные эмпирические данные показывают, что именно в ситуации стресса (например, угрозы жизни) человек переживает ускорение субъективного времени и расходует выде­лившуюся дополнительную энергию на порождение мыслей и чувств («прошла перед глазами вся жизнь») и иногда даже действий и дел («успел невозможное — отскочить от приближающегося по­езда»). И ускоренно расходуется в такие мгновения именно тем­поральная энергия, просто потому что другой энергии у нас нет. Недаром считается, что после таких стрессовых мгновений у че­ловека «прибавляется седых волосков» и платит он за них «годами жизни». И это на самом деле так, поскольку ускорение психоло-

29Q________^_______ Заключение ________ __

гического времени в критические периоды происходит за счет повышенного расходования внутренней энергии времени.

Третий компонент — это превращение темпоральной энергии. Как следует из закона сохранения энергии, энергия не может исчезать неизвестно куда, она лишь изменяет свою форму, превра­щаясь из одного вида в другой. Однако формы превращенной энер­гии различны. Закон сохранения энергии — один из самых общих законов Вселенной. Применительно к личностной энергии он может звучать так: время отдельной человеческой жизни превращается личностью в материальные (деятельность) и идеальные (идеи) фор­мы культуры; другие люди, присваивая эти превращенные формы, увеличивают за счет них свой энергетический потенциал. Челове­ческая культура (мы включаем сюда достижения и искусства, и науки) это прежде всего воплощенное время. Усвоение этого времени позволяет личности увеличить свой энергетический потенциал и, возможно, расширить отпущенный ему срок. Материальные пред­меты (продукты труда, культуры, искусства, науки, техники) — наиболее зримые и осязаемые формы превращенной энергии вре­мени, и они наиболее доступны для последующего потенцирования другими людьми. Явления внутреннего плана (мысли, чувства, переживания, желания, фантазии, планы, наконец, творчество, научное и художественное, в своем идеальном виде) — это тоже формы превращенного времени, только они мало доступны для наблюдения и усвоения их жадными потомками. Очевидное след­ствие повышения культурного уровня цивилизации — это рост средней продолжительности жизни, что и наблюдалось повсеместно в истории (по мере становления нашей цивилизации средняя про­должительности жизни увеличивалась; во все времена представи­тели господствующего класса, имевшие доступ к культуре, жили дольше). Этот хорошо известный факт так и не получил адекватной интерпретации, хотя объяснять его пытались не раз. Например, увеличение продолжительности жизни часто объясняют развитием медицины или улучшением питания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...