Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Время жизненного пути и развитие личности 8 Глава




Четвертый компонент — принципиально негэнтропийный про­цесс «порождения времени», связан с категорией личностного вре­мени, когда личность в процессе своей активности не только рас­ходует темпоральную энергию, но и порождает ее, тем самым увеличивая свой собственный энергетический потенциал, интен­сивность жизни и, как одно из возможных следствий этого, пер­спективную продолжительность своей жизни. Однако не только в жизни, но и в науке часто ускользает от сознания, что длительность человеческой жизни определяется не только количеством прожи­ваемых лет, но и богатством событий, деяний, открытий, т. е. интенсивностью жизни. «Порождение» времени возможно лишь в особого рода процессах, когда активность личности является про-

______ _ _ Заключение ___.._.._._.___ 291

явлением тенденций внутреннего плана (стремления личности до­стигнуть цели, которые она сама ставит перед собой). Такая ак­тивность считается творческой и неадаптивной, т. е. направлена не на приспособление к окружающей среде, а на ее преобразование. Проявляя активность такого рода, человек испытывает не чувство потери энергии и утомления, а, наоборот, подъем настроения, ощущение силы и бодрости. В. А. Петровский называл такую активность надситуативной и полагал, что цель ее — порождение себя как субъекта (развитие себя, своих сил и талантов до запре­дельных высот), и этот-то подъем себя в невозможные сферы ведет к генерированию темпоральной энергии, недаром многие истинно творческие люди проживали огромную жизнь за короткое время или жили долго и очень долго (если, конечно, их жизнь не обры­валась насильственно).

Итак, представление внутреннего времени человека как энергии его жизни позволяет нам объединить темпоральные процессы раз­личных уровней и степеней сложности в единое человеческое время, в котором есть: 1) изначальный энергетический потенциал (отпу­щенный нам жизненный срок); 2) темп реализации и расхода этой энергии, субъективно переживаемый как длительность; 3) превра­щенные формы энергии, в которых время может запасаться и передаваться от человека к человеку, от поколения к поколению, приводя к увеличению темпорального потенциала; 4) наконец, на уровне личности осуществляется принципиально негэнтропийный процесс «выхода за пределы самого себя», ведущий к «порожде­нию» времени, когда темпоральная энергия не расходуется, а со­зидается.

В наступающую эпоху его значимость и смысл превзошли его роль во все прошедшие времена. Маршалл Маклюзи ввел для его обозначения понятие «всемирная деревня», подчеркнув этим не­мыслимо возросшую связь всех людей, причин и исходящую отсюда незамедлительность последствий. Всеобщность перемен, положив­ших конец психической, социальной, экономической и политичес­кой изоляции, взаимосвязь всех сфер жизни порождаются глобаль­ной ролью информационных процессов, которые оккупируют на­ступающий век. Маклюзи связывает смену ведущих средств коммуникации с изменением типа восприятия. Нельзя отрицать, что передача информации, владение ею, ее использование означает новые временные возможности для человечества, умножение его темпоральных и других ресурсов. Но мы не можем согласиться с тем, что информационные процессы влияют на развитие сенсори-ума — человеческого восприятия (The Medium is the Massage), как

считают специалисты.

Уже в начале века эстетика декаданса в самой изысканной форме продемонстрировала тенденцию замены истинного чувства

292 ____ ________ Заключение _______

его изображением. К концу века эта тенденция приняла, к сожа­лению, самые разнообразные, но демонстрирующие еще более глу­бокую деградацию формы. Маклюзи сравнивает средства комму­никации с особыми концентрированными способами человеческого выражения, обладающего свойствами, подобными поэзии. Однако суть событий, произошедших в XX веке, привела к отчуждению, если не к отмиранию естественных гуманных человеческих чувств, поэтому способы выражения постмодернистской эпохи фактически находятся над всем подлинным, что составляло содержание выра­жаемого. Информационная коммуникация, действительно, форми­рует новое восприятие, сенсорику, но эти способы восприятия не имеют никакой связи со способами самовыражения и самореали­зации и подлинной сущностью личности. Еще десять лет назад мы предположили, что время станет основным эквивалентом и сред­ством человеческой коммуникации, вытеснив в этой функции день­ги. Время, истраченное на один вид работы, приравнивалось к тому же, потраченному на другой вид труда, услуг. Сегодня в США существуют такие натуральные формы обмена деятельностями на основе временного эквивалента (пенсионерка занимается гардеробом своего соседа — чистка, ремонт — столько же времени, сколько он тратит на своей машине в поездках за ее продуктами). Но насту­пающий век информации опрокидывает эти простые формы, но­сящие локальный характер. Время уже не только производитель­ность труда (как утверждал К. Маркс) и в этом качестве показатель прогресса. Из средства жизни (время труда, необходимое для вос­производства жизни) оно становится его качеством, которое обес­печивается способностью человека опережать настоящее, но нали­чие этой способности еще не гарантирует того, что она будет реализована.

Трагедией XX века стало названное К. Марксом отчуждение, которое на психологическом языке может быть названо импотен­цией, т. е. отсутствием способности к подлинности жизни. Таково уни-чтожающее влияние сформировавшегося сегодня социального времени на способ жизни личности. И если в целом наши иссле­дования показали теоретический идеал — ценность личностного времени и ее способность к его умножению, то они выявили и ту, еще не уничтоженную реальность, которая свидетельствует о без­граничной возможности реализации этого идеала.

Поэтому, в отличие от оптимистической парадигмы физики, психология сегодня имеет две альтернативные парадигмы — про­гресса или регрессии. И если первая определяется в основном усилиями самой личности и степенью овладения ею культурой, то вторая — теми способами интеграции людей в социум, которые пока не адекватны возможностям и сущности отдельной личности.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Субъект — символ российского само­сознания // М., 1995. С. 10-28.

2. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизне­деятельности // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 19-45.

3. Абульханова-Славская К. А. Активность и жизненная позиция лич­ности. М., 1988.

4. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М., 1977.

5. Абульханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени // Психология личности в социалистическом обществе. М., 1990. С. 114-129.

6. Абульханова-Славская К. А. Проблема активности личности. Ме­тодология и стратегии исследования // Активность и жизненная позиция личности. М., 1988.

7. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.

8. Абульханова-Славская К. А., Енакаева Р. Р. Российский менталитет или игра без правил? (Российско-французские кросскультурные исследо­вания и диалоги) // Российский менталитет. М., 1996. С. 4—28.

9. Айзенк Г. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. Н. Новгород. 1994. 170 с.

10. Аксенов М. Опыт метагеометрической философии. М., 1912. 100 с.

11. Александров Ю. И. Макроструктура деятельности и иерархия функциональных систем // Псих. журн., 1995. Т. 16. № 1. С. 26.

12. Андреас К., Андреас С. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами. Новосибирск, 1993.

13. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса.

М., 1968. 557 с.

14. Анциферова Л. И. Методологические проблемы психологии раз­вития. Принцип развития в психологии. М., 1978.

15. Арутюнова Н. Д. Время: модели и метафоры // Логический анализ языка. Язык и время. М., 1997. С. 51—61.

16. Арушанов М. Л., Коротаев С. М. От реляционного времени к

субстанциональному. Ташкент, 1995.

17. Асеев В. Г. Значимость и временная стратегия поведения // Псих.

журн. 1981. № 6. С. 28-37.

18. Аскин Я. Ф. Проблема времени. М., 1966.

294 Список литературы

19. Барашенков В. С., Гальперин Я. Г., Ляблин М. В. Психофизические феномены // Физическая мысль России. 1996. № 3-4. С. 101-123.

20. Бендлер Р., Гриндер Д. Формирование транса. М., 1994. С. 249-250.

21. Берберова Н. Рассказы в изгнании. М., 1994.

22. Бергсон А. Воспоминания настоящего. Собр. соч. В 5 томах. Пг., 1915. Т. 4. С. 79-120.

23. Березина Т. Н. Интрапсихический пространственно-временной об­разный континуум как субъективная реальность // Психология личности. Новые исследования. М., 1998. С. 192-209.

24. Березина Т. Н. По ту сторону. Процесс индивидуации в поэзии Бориса Гребенщикова // Архетип. 1996. № 3-4.

25. Березина Т. Н. Юнгианская типология личности и трансспектива времени // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995. С. 160-172.

26. Березина Т. Н. Я и другой во внутренней речи // Психология личности. Новые исследования. М., 1998. С. 259-280.

27. Березина Т. Н. Исследование внутреннего мира человека методом анализа характеристик мысли и образа // Психол. журн. 1999. Т. 20..№ 5. С. 27-37.

28. Березина Т. Н. Методики исследования глубинных особенностей личности. М., 1997.

29. Березина Т. Н. Пространственно-временные особенности мыслен­ных образов и их связь с особенностями личности // Психол. журн. 1998. Т. 19. № 4. С. 13-26.

30. Березина Т. Н. Жизненный путь личности: осознанный и неосо­знаваемый аспекты // Российский менталитет. Вопросы психологической теории и практики М., 1997. С. 313-323.

31. Библер В. С. Творческое мышление как предмет логики (проблемы и перспективы) // Научное творчество. М., 1969. С. 167-220.

32. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.;

Воронеж, 1996. 392 с.

33. Бутусов К. П. Время — физическая субстанция // Проблемы пространства и времени в современном естествознании. Л., 1990. С. 301-310.

34. Бушов Ю. В., Несмелова Н. Н. Индивидуальные особенности вос­приятия человеком длительности интервалов времени // Физиол. человека, 1994. № 3. С. 30-35.

35. Веккер Л. М., Ломов Б. Ф. О чувственном образе как изображе­нии // Вопр. фил. 1961. № 4. С. 47-59.

36. Владимиров Ю. С. Пространство—время: явные и скрытые раз­мерности. М., 1989. 191 с.

37. Воловикова М. И. Образ времени в православном сознании Древней Руси // Образ в регуляции деятельности. М., 1997. С. 53-54.

38. Гаврилов Л. А., Гаврилова Н. С. Биология продолжительности жизни. М., 1986. 169 с.

39. Гегель Г. Лекции по эстетике. Соч. Т. XII. М., 1938.

40. Головаха Е. А., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 1984.

41. Гостев А. А. Образная сфера человека. М., 1992.

_Список литературы 295

'ч' 42. Григоровская Н. Ю. Типологические особенности времени лично­сти // Психология личности. Новые исследования. М., 1998. С. 222-239.

43. Григоровская Н. Ю. Особенности осознаваемого и неосознаваемого компонентов личностной организации времени. Автореф. дисс. канд. пси-хол. наук. М., 1999.

44. Григорьев С. В. «Игры сознания» и биографические исследования в этнопсихологии // Российский менталитет. Вопросы психологической теории и практики. М., 1997. С. 260-280.

45. Гайденко П. П. Проблема времени в хейдеггеровской онтологии // Вопр. филос. 1915, № 2. С. 109—120.

46. ГуревичП. С. Философская антропология. М.: Вестник, 1997. 448 с.

47. Денисов В. А. Устойчивость регуляции операторской деятельности (на примере деятельности, связанной с управлением динамическим объ­ектом). Автореф. дисс. доктора псих. наук. Л., 1991. 39 с.

48. Джидарьян И. А. Счастье и его типологические характеристики // Психология личности. Новые исследования. М.:, 1998. С. 67-84.

49. Дилъман В. М. Большие биологические часы. М., 1981. 207 с.

50. Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н. Левши. М.: Книга, 1994. 230 с.

51. Добрякова А. В. Небесный круг и алфавиты // Дельфис. 1997. № 1(9). С. 86-88.

52. Долин А. А., Попов Г. В. Кэмпо — традиции воинских искусств. М., 1990. 430 с.

53. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. М., 1995.

54. Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследо­вания. М., 1994. 163 с.

55. Ермолович В. И. Психологические особенности одновременного выполнения речевых действий. Автореф. дисс. канд. психол. наук., М., 1979.

56. Завалишина Д. Н. Активность операторов в условиях дефицита времени // Б. Ф. Ломов (ред.). Инженерная психология: теория, методо­логия и практическое применение. М., 1977. С. 190—218.

57. Зинченко В. П. Человек развивающийся. М., 1994. 304 с.

58. Зинченко В. П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. М., 1997. 336 с.

59. Иванов В. П. Человеческая деятельность—познание—искусство. Киев, 1977.

60. Иванов Ф. Е. Взаимодействие сенсорных систем при опознании временных структур. Автореф. дисс. канд. псих. наук, М., 1980. 24 с.

61. Капра Ф. Дао Физики. СПб., 1994. 302 с.

62. Карпенко Ю. П. О способе применения физических теорий к описанию паранормальных явлений // Парапсихология и психофизика. 1998. № 1. С. 137-144.

63. Касл С. В. Эпидемиологический подход к изучению стресса в труде // Психология труда и организационная деятельность: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия. М., 1995. С. 144-178.

64. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса М., 1986.

65. Ковалев В. И. Особенности личностной организации времени жиз­ни // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995. С. 179-185.

296 Список литературы ____

66. Коган Л. Н. Возможности планирования жизненного пути чело­века // Вопросы прогнозирования и планирования развития личности. Красноярск, 1985.

67. Козырев Н. А. Избранные труды. Л., 1991. 448 с.

68. Кокс Т., Маккеи К. Трансактный подход к изучению производ­ственного стресса // Психология труда и организационная деятельность:

современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия. М., 1995. С. 205-225.

69. Комфорт А. Биология старения. М, 1967. 398 с.

70. Кублицкине Л. Ю. Организация времени личности как показатель ее активности // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995. С. 185-192.

71. Кузьмина О. В. Личностные особенности организации времени деятельности // Автореф. дисс. канд. психол. наук. 1993.

72. Кунц Г.. 0'Доннел С. Системный и ситуационный анализ управ­ленческих функций. Т. 1, 2. М., 1981.

73. Кучинский Г. М. Диалог и мышление. Минск, 1983. 189 с.

74. Левин А. П. Время — субстанция или реляция. Отказ от противопо­ставления концепций // Философские исследования. 1998. № 1. С. 6-23.

75. Ли А. Г. Ясновидение. Формирование особых состояний сознания для раскрытия экстрасенсорных способностей человека. М., 1994. 168 с.

76. Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь // Прин­цип развития в психологии. М., 1978.

77. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психо­логии. М., 1984.

78. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1979.

79. Лосик Г. В. Выявление единиц временной организации устного речевого сообщения. Автореф. дисс. канд. псих. наук, М., 1977. 20 с.

80. Лучшие психологические тесты. Петрозаводск, 1994.

81. Маиерс Д. Социальная психология. СПб., 1997. С. 79-93.

82. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тесты. М., 1982. С. 108-118.

83. Мезенцев В. В лабиринтах живой природы. М., 1982.

84. Молчанов Ю. Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М., 1977. 192 с.

85. Муравьев В. Н. Овладение временем. М., 1998.

86. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1973.

87. Николис Г., Пригожий И. Познание сложного. М., 1990. 344 с.

88. Носов Н. А. Виртуалы // Виртуальные реальности. М., 1998.

89. Партыко Т. Б. Исследование критических интервалов как осо­бенности отражения времени (психологические аспекты). Автореф. дисс. канд. псих. наук, М., 1982. 24 с.

90. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996. С. 512.

91. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 1998.

92. Пригожий И. От существующего к возникающему. Время и слож­ность в физических науках. М., 1985. 327 с.

93. Прохоров А. О. Психология неравновесных состояний. М., 1998.

Список литературы 297

94. Пчелиное А. Ф. Временные факторы дестабилизации деятельности членов экипажей воздушных судов гражданской авиации. Автореф. дисс. канд. псих. наук, М.^ 1993. 19 с.

95. Рамачарака Йог. Наука о дыхании индийских йогов. СПб., 1916.

96. Растригина Н. А. Экспериментально-психологическое исследова­ние проблемы самоорганизации личности, проявляющейся во временной позиции. Выпускная дипломная работа. М., 1999.

97. Робинсон Д. Добейся от людей наилучшего. М., 1994. 136 с.

98. Розенова М. И. Психосемантические аспекты отношения ко вре­мени. Автореф. дисс. канд. психол. наук., М., 1998. 16 с.

99. Рубахин В. Ф., Журавлев А. Л., Шорин В. Г. Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом. М., 1976.

100. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. 382 с.

101. Рубинштейн С. Л. Дневники. Частный архив. С. 35.

102. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М., 1997.

103. Рыбцов С. А. Структура конфликтных ситуаций, стимулирующая распространение конфликтов в массовом вознании, и причины, побуж­дающие их активацию // Сознание и физическая реальность. Науки о сознании и мозге на рубеже 2000 года. Тезисы докладов. М., 1999. С. 79-84.

104. Сапогова Е. Е. Знаково-символическая деятельность и проблема объективации образа //Образ в регуляции деятельности. М., 1997. С. 201-204.

105. Серенкова В. Ф. Типологические особенности планирования лич­ностного времени // Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995. С. 192-204.

106. Славская А. Н. Гуманистические проблемы понимания и интер­претации. Гуманистические проблемы психологической теории. М. 1995. С. 83-95.

107. Славская А. Н. Интерпретация в российском менталитете и пси­хологической теории // Российский менталитет. М., 1997. С. 241-260.

108. Славская А. Н. Некоторые особенности генезиса и структуры индивидуального сознания // Российский менталитет. Психология лич­ности, сознание, социальные представления. М., 1996. С. 49—58.

109. Смирнова Н. Л. Представления об интеллекте у подростков и педагогов // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995. С. 135-146.

110. Толстая С. М. Время как инструмент магии: компрессия и растягивание времени в славянской народной традиции // Логический анализ языка. Язык и время. М., 1997. С 28-35.

111. Толстой Н. И. Времени магический круг (по представлениям славян) // Логический анализ языка. Язык и время. М., 1997. С. 17-27.

112. Томе X. Теоретические и эмпирические основы развития чело­веческой жизни // Принцип развития в психологии. М., 1978.

113. Трубников Н. Н. Время человеческого бытия. М., 1987.

114. Тюрин Ю. Н., Макаров А. А. Анализ данных на компьютере. М., 1995. 384 с.

115. Улитова Е. С. Мотивационный анализ поведения личности во временном аспекте. Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1988. 21 с.

298 Список литературы

116. Фаиоль А. Учение об управлении // Научная организация труда и управления. М., 1965.

117. Фельдштеин Д. И. Социальное развитие в пространстве—времени детства. М., Флинта, 1997. 160 с.

118. Филиппов Л. Философская антропология Жана-Поля Сартра. М., 1977.

119. Флоренский П. А. Иконостас. М., 1994. 254 с.

120. Фреиденберг О. М. Миф и литература древности. М., 1978.

121. Фреес П. Адаптация человека к времени // Вопр. филос. 1961, № 1. С. 43-56.

122. Фридман М., Розенман Р. Поведение А-типа и ваше сердце. М., 1974.

123. Харламенкова Н. Е. Способность отказать в просьбе как психо­логический механизм самоутверждения личности // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995. С. 146-156.

124. Ходос А. Теории Калуцы—Клейна: общий обзор // Успехи фи­зических наук. 1985. Т. 146..Вып. 4. С. 647-654.

125. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследова­ния. Москва; Томск, 1997. 392 с.

126. Цуканов Б. И. Фактор времени и природа темперамента // Вопр. псих. 1999. № 4. С. 128-136.

127. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996.

128. Швырков В. Б. Цель как системообразующий фактор в поведении и обучении // Нейрофизиологические механизмы поведения. М., 1982. С. 164-185.

129. Шихобалов Л. С. Время: субстанция или реляция? Нет ответа // Вестник СПбО РАЕН. 1997. Т. 1. № 4. С. 369-377.

130. Шреидер Ю. А. Космический субъект. М., 1999.

131. Элъкин Д. Г. Восприятие времени. М., 1960. 310 с.

132. Элъкин Д. Г., Козина Т. М. Отсчет времени в состоянии сна и гипноза // Бессознательное. Природа, функции, методы исследования, Тбилиси, 1978. С. 136-140.

133. Эмме А. М. Биологические часы. Новосибирск, 1967.

134. Юнг К. Г. Психология бессознательного. М., 1994. 315 с.

135. Юнг К. Г. Психологические типы. СПб.; М., 1995. 716 с.

136. Abulkhanova К. A. The concept of personality as the time arrangement system// XXVI International congress of psychology. Montreal, Canada, August 16-21, 1996.

137. Baltes P. В., Goulet L. R. Status and issues of a life-span developmental psychology // R. Goulet, P. B. Baltes. Life-span developmental psychology:

Reserch and theory. N.-Y. Acad. Press, 1970.

138. Block R.A. Expertness and remembering time: Affordances, context, and cjgnition // Time and Hum. Cogn.: Life-Span Prospect. Amsterdam, 1989. P. 333-363.

139. Buhler Ch. Der menschliche Lebenslauf psychologisches Problem. Berlin, 1933.

140. Corballis М. С. An imagined revolutions // Theor. Image Form. № 4, 1986. P. 151-168.

Список литературы 299

141. Drain М., Reuter-Lorenz P. A. Attitudinal «neglect» in the normal brain // Bull. Psychonom. Soc. 1993. № 5. P. 396.

142. Doob L. W. Pattering of Time. N.-H. and L.: Vale University Press, 1971.

143. Eraser J. T. On time, passion and knowledge. Braziller. N. Y., Eraser J. Т., Lawrence N.. Whitrow G. J. The study of time. Vol. I-III. N.Y., 1978.

144. Gilford J. P. The nature of human intelligence. N.Y., Me Grawhill., 1967.

145. Gold T. Cosmic Processes and the Nature of Time // Mind and Cosmos. Essays in contemporary Science and Philosophy. Pittsburgh, 1966. P. 329.

146. Interdisciplinary Perspectives of Time // Annals of the New York Academy of Sciences, 1967. Vol. 138, part. 2. P. 367-415.

147. Lens W. A multu-dimensional questionnaire measure of time perspective // XXVI International congress of psychology. Montreal, Canada, August 16-21, 1996.

148. Lens W., Moreas М. A. Future-time perspective: an individual and a societal approach// Psychology of future orientation / Ed. Zaiesci Z. Lublin, 1994. P. 23-38.

149. Nurmi J-E. The development of future-orientation in a Life-Span context // Psychology of future orientation. Lublin, 1994. P. 63-75.

150. Nuttin J. Time perspectives in human motivation and Learning. Acta psychologica. 1964. P. 23, 60-84.

151. Renter-Lorenz P. A, Ninsbourme М., Moscovitch М. Hemispheric control of spatial attention // Brain and Cogn., 1990. № 2. P. 240-266.

152. Stapp Н. P. Theoretical model of a purposed empirical violations of the predictions of quantum theory // Phys. rev. N.Y., 1894. Vol. A50, № 1. P. 18-22.

153. Wigner Е. P. Symmetries and Reflections. Scientific Essays, Cambridge Press, 1970.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.......................................... 5

Глава 1. Проблема личностной организации времени жизни.... 15

1. Постановка проблемы и основные гипотезы............. 15

2. Типология личностной организации времени жизни....... 32

3. Планирование времени и жизненные перспективы........ 38

Глава 2. Личностная организация времени деятельности........ 54

1. Типология личностной организации времени деятельности.. 54

2. Компьютерное моделирование временных режимов деятельно­сти и диагностика личности........................ 71

3. Некоторые аспекты тайм-менеджмента. Личностное время и

социальное пространство успешного руководителя........ 83

Глава 3. Соотношение осознаваемых и неосознаваемых механизмов

в личностной организации времени................ ^106

1. Личностная организация времени на языке пространственно-временных образных гештальтов..................... 106

2. Роль неосознаваемого в способах личностной организации вре­мени......................................... 127

3. Личностные особенности осознания и переживания времени. 136

Глава 4. Активность личности как жизненная темпоральная система 151

1. Активность личности как движущая сила самореализации во

времени...................................... 153

2. Активность личности и необычные темпоральные феномены 179

Глава 5. Время жизненного пути и развитие личности......... 212

1. Проблема развития личности в жизни................ 212

2. Жизненный путь личности и его время............... 235

3. Личность во времени человеческой культуры........... 264

4. Личность как субъект жизненного пути............... 275

Заключение......................................... 282

Список литературы................................... 293

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...