ТЕМА 6. Полнодоступный пучок. система с ожиданием. экспоненциальное время обслуживания вызовов простейшего потока. вторая формула Эрланга. модель M|M|V.
ТЕМА 6. Полнодоступный пучок. система с ожиданием. экспоненциальное время обслуживания вызовов простейшего потока. вторая формула Эрланга. модель M|M|V.
Необходимые сведения по теме содержатся в [1, стр. 79-88], [3, стр. 84-89]. Контрольные вопросы 1. Что представляет собой система обслуживания с ожиданием? 2. Назовите ограничение на величину поступающей нагрузки в системе с ожиданием? 3. Какие показатели качества обслуживания вызовов используются в системах с ожиданием? 4. Приведите вторую формулу Эрланга. От каких параметров зависят условные потери в этой модели? 5. Охарактеризуйте функцию распределения времени ожидания начала обслуживания. 6. Укажите рациональную область применения систем с ожиданием.
Пример решения задачи задача На полнодоступный пучок емкостью V=10 линий поступает простейший поток вызовов с параметром λ 1=180выз/чac и λ 2=300выз/чac. Время обслуживания распределено по экспоненциальному закону, средняя величина которого t = 90с. Постоянная обслуживания β =1. Допустимое время ожидания начала обслуживания t∂ =90c. Требуется определить: Вероятность потерь по времени – Рt; Вероятность занятия всех линий пучка - Ру; Вероятность потерь по вызовам - Рв; Вероятность того, что время ожидания начала обслуживания превысит t-P(γ > t); Среднее время ожидания начала обслуживания по отношению к любому вызову М[γ ]; Среднее время ожидания начала обслуживания по отношению к задержанному вызову – M[γ з]; Среднюю длину очереди - М[ j]; Вероятность того, что длина очереди превысит один вызов - P(j > 1). решение Вероятность потерь по времени - Pt можно определить по формуле
где Y - интенсивность поступающей нагрузки (Эрл)
Значение функции распределения начала обслуживания Р(у > t) по формуле (5. 13) [1]: , где t - допустимое время ожидания начала обслуживания в относительных единицах ; Тогда = 0, 0189е-(10-4, 5) = 0, 000237= 0, 237 * 10-3 Следовательно, из миллиона обслуженных вызовов 273 вызова будут ждать начала обслуживания время большее одной относительной единицы (90с). Среднее время ожидания начала обслуживания в относительных единицах для любого вызова ; В абсолютных единицах c. Среднее время ожидания начала обслуживания в относительных единицах для задержанных вызовов ; В абсолютных единицах с. Средняя длина очереди Вероятность того, что в очереди более n вызовов, определяется по формуле: Тогда Расчет характеристики системы обслуживания при λ 2=300 выз/час проводится аналогично. По результатам решения задачи провести сравнение показателей качества обслуживания при λ 1=180 выз/час и λ 2=300 выз/час.
ТЕМА 7. Полнодоступный пучок. Система с ожиданием. Постоянное время обслуживания вызовов простейшего потока. Теория Кроммелина. Формула Полячека-Хинчина модели M|D|V, M|D|1
Необходимые сведения по теме содержатся в [1] стр. 88-98, [2] стр. 175-180, [3] стр. 90-93. Контрольные вопросы 1. В чем заключается сущность теории Кроммелина? 2. Сопоставьте характер распределения времени ожидания и пропускную способность систем с ожиданием для двух распределений длительности занятия: постоянного и показательного. 3. Приведите формулу Полячека-Хинчина и поясните физический смысл входящих в нее величин. 4. Преобразуйте формулу Полячека-Хинчина применительно к моделям М|М|1 иМР|1. 5. Проиллюстрируйте графически зависимость Р(у > t) = f(t) для модели обслуживания М|М|1 и M|D|1.
Пример решения задачи ЗАДАЧА На блок ГИ АТСКУ, обслуживаемый одним маркером (V=1), поступает нагрузка Y=40 Эрл. Средняя длительность занятия входа блока составляет tвх=120с. Длительность обслуживания маркером одного вызова постоянна и составляет h = 0, 6с. Допустимое время ожидания начала обслуживания td=1, 2c. Определить:
Вероятность того, что вызов будет задержан Р(γ > 0); Вероятность того, что время ожидания начала обслуживания превысит t-P(γ > t); Среднее время ожидания начала обслуживания для любого вызова -М[γ ]; Среднее время ожидания начала обслуживания для задержанного вызова -М[γ з];
РЕШЕНИЕ Процесс обслуживания маркером поступающих вызовов можно рассматривать как математическую модель обслуживания простейшего потока однолинейным пучком, работающим по системе с ожиданием при случайной выборке вызовов из очереди. Эта модель исследована Берком и получены результаты в виде функции распределения времени ожидания Р(γ > t) в зависимости от нагрузки поступающей на маркер - η и допустимого времени ожидания начала обслуживания. По полученной зависимости построены кривые (кривые Берка) [2, стр. 178 или Приложение 4]. Для определения величины η воспользуемся следующей формулой Эрл. Нагрузка, поступающая на маркер, меньше 1 Эрл, следовательно, маркер с обслуживанием такой нагрузки справится. Допустимое время ожидания выражается в относительных единицах:
По кривым Берка определяем Р(γ > 0) = 0, 2; Р(γ > 2) = 0, 002, т. е. 20% всех поступивших вызовов обслуживается с ожиданием; 0, 2% вызовов обслуживаются с временем ожидания свыше 1, 2 с. Среднее время ожидания начала обслуживания определяется по формуле Полячека-Хинчина. Применительно к данной модели они имеют следующий вид: ; ; Тогда эта величина в относительных единицах: ; ; В абсолютных единицах М[γ ] = 0, 125 · 0, 6 = 0, 075 с; М[γ 3] = 0, 625 · 0, 6 = 0, 375 с. Такое время ожидания начала обслуживания для абонента является вполне приемлемым.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|