Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Существенные условия и содержание договора международной морской перевозки




ॱ 2. 1. Предмет договора международной морской перевозки

ॱ Коносамент (англ. - bill of lading, B/L, BOL; ॱ фр. - ॱ connaisement) - ॱ Bill of ॱ Lading, B/L - ॱ документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу. Удостоверяет право собственности на отгруженный товар. Коносамент выполняет ряд функций: служит распиской перевозчика о получении груза для транспортировки; является описанием внешнего (видимого) состояния груза; является товарно-транспортной накладной и подтверждением договора перевозки груза, а так же товарораспорядительным документом. Иногда выполняет роль обеспечения кредита под отгруженные товары. Кроме того, коносамент представляет собой средство ॱ передачи ॱ прав на ॱ транзитный ॱ товар ॱ другой ॱ стороне путем простой ॱ ॱ передачи ей данного ॱ документа. Коносамент – это основной документ, п ॱ ॱ рименяющийся ॱ при ॱ морских ॱ перевозках. Фактически являет собойॱ ॱ ॱ  ॱ ॱ договор о ॱ перевозке ॱ груза, ॱ заключаемый ॱ между ॱ грузоотправителем и ॱ транспортным ॱ агентством или ॱ ॱ фирмой. ॱ ॱ Коносаментॱ причисляют причисляют к ॱ ценным ॱ бумагам. Он - ॱ единственный ॱ приемлемый ॱ документ, предоставляемый продавцом ॱ в ॱ соответствии с ॱ терминами ॱ CFR и ॱ CIF. [11] ॱ

Различают следующие виды коносаментов:

--0-ॱ ॱ ॱ - именной (для конкретного ॱ ॱ ॱ получателя ॱ груза);

- ॱ ордерный или индоссированный (при наличии ॱ ॱ указания о ॱ выдаче ॱ груза по ॱ распоряжению ॱ отправителя ॱ или ॱ получателя);

- сквозной (при доставке груза несколькими этапами, на различных транспортных средствах, с т. н. «перевалкой»);

- " на ॱ предъявителя" (ॱ ॱ ॱ груз ॱ выдается ॱ предъявителю ॱ коносамента).

Кроме тогоॱ Кроме того, существует т. н. «чистый» коносамент – когда ॱ ॱ ॱ перевозчик не ॱ сделал в ॱ нем ॱ замечаний и/или ॱ претензий к ॱ количеству и ॱ качеству перевозимого груза, и " нечистый" – когда он содержит какие-либо оговоркиॱ о ॱ состоянии ॱ перевозимого ॱ товара или грузаॱ.

ॱ ॱ Про Прочие ॱ транспортные ॱ документы, ॱ помимо ॱ коносамента, ॱ нене могут помочь осуществить контроль за доставкой ॱ ॱ транзитного ॱ товара в ॱ место ॱ назначения ॱ или ॱ дать ॱ возможность ॱ покупателю реализоватьॱ ॱ транзитный ॱ товар путемॱ ॱ передачи ॱ документов  ॱ ॱ покупателю. ॱ ॱ МММинусом коносамента  является сложность его представления (замены) в электронном виде – ведь ॱ ॱ владение ॱ коносаментом ॱ необходимо ॱ для ॱ получения ॱ товаров от ॱ перевозчика в ॱ месте ॱ назначенияॱ. Правда, применительно к постоянно развивающимся технологиям «электронной подписи» и «электронных ключей», данная проблема имеет реальные пути разрешения. [12]

ॱ Малые ॱ партии грузовॱ не ॱ требуют приॱ ॱ своей ॱ перевозке ॱ фрахтования ни целого ॱ судна, ни отдльныхॱ ॱ ॱ его ॱ грузовых ॱ помещений. Поॱ этому ॱ в ॱ качестве ॱ договора ॱ морской грузоॱ перевозки в ॱ линейном ॱ судоходстве линейный коносамент, а неॱ ॱ чартерॱ ॱ.

ॱ Помимо функции контроля за фактом доставки товара перевозчику, транспортные ॱ документы ॱ должны ॱ ॱ ॱ ॱ констатировать исходной (исправное и комплектное) состояние товара, насколько это возможно оценить силами перевозчика при его приемеॱ. Записи с указанием о любом дефекте груза делают коносамент «нечистым», что делает его ॱ ॱ неприемлемым в ॱ соответствии с ॱ UCP.

анкॱ Бланк линейного ॱ коносамента содержит на ॱ ॱ обратной ॱ стороне ॱ условия ॱ договора ॱ морской ॱ перевозки ॱ груза ॱ оператором - ॱ держателем ॱ судоходной ॱ регулярной ॱ линии, ॱ название ॱ которой ॱ присутствует на ॱ лицевой ॱ стороне данного ॱ коносамента. ॱ Основным ॱ содержанием ॱ этогоэтого ॱ договора ॱ является ॱ перевозка ॱ грузов на «линейных ॱ условиях» (liner ॱ terms) ॱ согласно ॱ проформ ॱ линейных ॱ коносаментов ॱ БИМКО (ॱ Балтийский и ॱ международный ॱ морской ॱ совет, ранее – конференция, в г. ॱ Копенгагене) «Висконбилл» (1973 г. ); «Конлайнбилл» («развернутая форма») и «Лейнербилл» (ॱ «краткая ॱ форма», 1978 г. ). ॱ ДанныДанные виды проформ являются базовыми для разработки коносаментов для конкретных условий перевозки по той или иной линии. В последнее время все коносаменты являются машиночитаемыми документами и адаптированы для использования в системах логистики с использованием ЭВМ.

В  ॱ линейных ॱ коносаментах всегда бронируетсяॱ ॱ право ॱ судна ॱ заходить, ॱ после принятия конкретного груза после принятия конкретного груза, в третьи порты (помимо порта загрузки – выгрузки) ॱ для принятия или выгрузки иных ॱ ॱ грузов, ॱ ॱ для ॱ бункеровки и иных технологических операцийॱ, а так же право ॱ размещать ॱ грузы отдельных ॱ ॱ владельцев в грузовых помещениях судна по ॱ усмотрению ॱ капитана и/или грузового помошника (суперкарго) с ॱ учетом ॱ общей ॱ загрузки и особенностей ॱ судна ॱ для ॱ обеспечения ॱ его ॱ мореходности и удобства погрузочно-разгрузочных работ. ॱ удол Особому согласованию с грузовладельцем, правда, ॱ требует размещение груза на верхней палубе (под открытым небом). Необходимо отметить так же субститут, так же оговариваемый в линейных коносаментах – право превозчика заменить судно на иное, имеющее сходные технические и эксплуатационные характеристики и аналогичное заменяемому расписание движения. В случае принятия груза к перевозке на условиях «лайнер терме», такие линейные перевозчики осуществляют и обработку грузов в портах отправления и прибытия (ॱ ॱ ॱ «судно ॱ осуществляет ॱ погрузку и ॱ выгрузку ॱ грузов у ॱ определенного ॱ причала и ॱ несет ॱ все ॱ расходы по ॱ погрузке ॱ груза с ॱ причала в ॱ трюм ॱ судна, ॱ включая ॱ штивку, ॱ укладку и по ॱ выгрузке ॱ груза из ॱ трюма на ॱ причал у ॱ борта ॱ судна»). При этом перевозчик, помимо стивдорных расходов (погрузка и выгрузка в портах) несет ответственность за приобретение различных вспомогательных материалов (крепежа, обрешетки и др. ), сортировку товарных партий и, при необходимости, экспертизу повреждений груза и др.

ॱ ООплата за провоз ॱ считается ॱ ॱ заработанной ॱ судовладельцем с ॱ момента ॱ погрузки ॱ груза в ॱ судно ॱ невзирая на время и место фактического производства этой оплаты. ॱ Р Различные ॱ ॱ налоги и сборы, ॱ пошлины и другие ॱ ॱ расходы подобного типаॱ ॱ относятся на ॱ счет ॱ грузовладельца. Онॱ же ॱ оплачивает очистку грузовых помещений (ॱ фумигацию), затраты по ॱ сбору и ॱ сортировке ॱ груза, ॱ если ॱ смешение отдельных ॱ ॱ партий ॱ произошло по ॱ его ॱ вине, ॱ возмещает ॱ расходы за ॱ ॱ дополнительную ॱ перегрузку и т. д., а ॱ также ॱ все ॱ штрафы и сопутствующие ॱ расходы, ॱ ॱ понесенные ॱ перевозчиком из-за ॱ несоблюдения ॱ отправителем/ॱ получателем национальных ॱ таможенных ॱ ॱ правил. В ॱ типовой ॱ проформе ॱ линейного ॱ коносамента ॱ предусмотрена и возможность девальвации/ревальвации валюты, в которой производилась оплата услуг перевозчика и ॱ если ॱ между ॱ датой заключения ॱ фрахтовой ॱ сделки и ॱ датой ॱ фактической ॱ оплаты ॱ фрахта курс данной валюты изменится - ॱ сумма ॱ фрахтового ॱ платежа ॱ будет также скорректирована в ту или иную сторону. ॱ

В ॱ линейных ॱ коносаментах ॱ предусматривается, ॱ что ॱ перевозчик не ॱ обязан извещать грузоотправителя/получателя ॱ извещать о ॱ приходе ॱ судна в порт назначения, поскольку предполагаетсяॱ ॱ, ॱ что ॱ судовладелец точно следует заранее оговоренному расписанию – однако на практике подобное объявление (нотис) всегда делается.

Отдельно оговариваются условия погрузки-выгрузки опасных грузов, что разрешается делать в большинстве портов лишь на специально выделенных и оборудованных причальных местах, причем в максимально короткие сроки. Соответственно, ॱ в таких ॱ коносаментах указываетсяॱ, ॱ что ॱ все ॱ расходы и ॱ риски при реализации данных ॱ требований так же ॱ относятся на ॱ отправителей ॱ или ॱ получателей ॱ опасных ॱ грузов. [13]

ॱ НеНебольшая часть ॱ расходов по грузоॱ перевозке является фиксированной и не зависит от объема груза и его типа – например, ॱ оформление сопутствующихॱ ॱ документов, бухгалерское обеспечение сделки, документальное ॱ доॱ оформление ॱ приемки и ॱ сдачи ॱ груза. ॱ Для ॱ ॱ компенсации ॱ таких ॱ расходов ॱ правила ॱ перевозки ॱ предусматривают ॱ взыскание некоторой ॱ минимально ॱ возможной ॱ суммы ॱ фрахта по ॱ коносаменту в пользу судовладельца.

В ॱ линейных ॱ перевозках ॱ всегда ॱ применяется ॱ так ॱ называемая «Лондонская ॱ оговорка» ॱ коносамента (London ॱ clause, ॱ terms), ॱ пре предоставляющая ॱ судовладельцу право на разгрузкуॱ ॱ по ॱ прибытии ॱ судна в ॱ порт ॱ назначения и ॱ одновременное ॱ прекращение ॱ ответственности ॱ перевозчика за ॱ груз ॱ после ॱ его ॱ выгрузки с ॱ судна. [14]


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...