Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2. ॱПрава и ॱобязанности по договору международной морской перевозкиॱмеждунарме




2. 2. ॱ Права и ॱ обязанности по договору международной морской перевозкиॱ междунарме

1ॱ Пॱ     ॱ ФФактически единственная ॱ обязанность грузоотправителя – это совершение оплатыॱ совер за фрахт. ॱ ДДॱ опускается оплатаॱ оплата ॱ до ॱ отправления ॱ груза, до ॱ принятия ॱ груза перевозчиком,  а так же ॱ ॱ после ॱ прибытия ॱ груза в ॱ пункт ॱ назначения.

ॱ Помимо собственно провозных ॱ платежей ॱ обычно возникают и различные  ॱ дополнительные ॱ сборы заॱ отдельные отдельные ॱ услуги ॱ перевозчика (ॱ например ннапример, за ॱ выполнение ॱ разгрузочно-погруॱ зочных ॱ работ, ॱ взвешивание ॱ и и  ॱ охрану ॱ груза, за ॱ сопровождение, за ॱ переадресовку ॱ груза и т. д. ). ॱ Перевозку зачастуюॱ тр требуется ॱ оплачиваться ॱ предварительно, т. к. ॱ перевозчик не ॱ обязан ॱ оказывать кредитные ॱ услугиॱ. Соответсвенно, ॱ ॱ без ॱ получения ॱ платы ॱ отправление груза может быть задержано. Однако зачастую окончательный ॱ расчет за ॱ перевозку ॱ осуществляется только в ॱ пункте ॱ назначения – если изначально грузоотправителем был внесен, к примеру, только авансовый платеж. ॱ

ॱ Отправитель ॱ вправе ॱ давать ॱ обязательные ॱ для ॱ перевозчика ॱ распоряжения касательно ॱ ॱ перевозимого ॱ груза. ॱ ॱ Транспортные ॱ уставы и ॱ кодексы предоставляют право даже ॱ вернуть ॱ сданный ॱ груз. Причем при морских перевозках это можно сделать даже после отправления судна, а не до момента сдачи груза как в иных видах перевозок, возвратив отошедшее от причала судно.

Праваॱ Права и обязанности ॱ перевозчика в части обязанностей существенно обширней.

1. Перевозчик оॱ бязан ॱ доставить ॱ груз в ॱ порт ॱ назначения, поименованный ॱ в коносаменте или ॱ транспортнойॱ. ॱ Дॱ Данное действие должно произойти в течении заранее оговоренного срока. ॱ Груз ॱ считается ॱ доставленным в ॱ срок, ॱ если в ॱ течение ॱ этого ॱ срока он ॱ прибыл в ॱ пункт ॱ назначения и был выгружен перевозчиком, если таковая обязанность лежит на нем, а получатель груза – надлежащим образом уведомлен о его доставке.

2. ॱ Перевозчик ॱ обязан гарантироватьॱ гарантировать ॱ сохранность ॱ перевозимого ॱ груза с ॱ момента его ॱ принятия ॱ и до ॱ момента ॱ выдачи ॱ груза в ॱ пункте ॱ назначения ॱ получателю. Для этого перевозчиком обеспечивается комплекс технических и организационных мер посозданию грузу необходимых условий для сохранности, включая микроклиматические, если перевозимый груз этого требует. ॱ ДляВ В комплекс мер по обеспечению сохранности входит и пломбирование груза, и обеспечен ие его охраны. ॱ П Перевозка груза в ॱ сопровождении нанятых грузоотправителем или грузополучателем лиц не освобождает ॱ ॱ перевозчика от ॱ ответственности.

3. Перевозчик оॱ бязан ॱ выдать ॱ груз в ॱ пункте ॱ назначения ॱ получателю ॱ либо ॱ иному ॱ управомоченному на ॱ получение ॱ груза ॱ лицу. ॱ ДляДля обеспечения этого требования, перевозчик должен принять меры к уведомлению заинтересованных лиц ॱ заинтересованных ॱ о ॱ прибытии в их ॱ адрес ॱ грузов, а так же должен ॱ ॱ оформить все ॱ необходимые ॱ документы. ॱ Моментом ॱ выдачи принимается время, когда ॱ принимает на ॱ транспортной ॱ накладной ॱ ставится ॱ соответствующая ॱ отметка от лица грузополучателя или уполномоченного им лица.

Обычно ॱ перевозчик не ॱ обязан самостоятельно ॱ проверять ॱ массу, ॱ состояние и ॱ кол-во ॱ груза, однако ॱ есть ॱ исключения:

- ॱ ॱ проверка ॱ обязательнаॱ, ॱ если ॱ груз ॱ прибыл в ॱ неисправном ॱ ॱ контейнере, ॱ либо ॱ повреждены его ॱ запорные и ॱ пломбировочные ॱ устройства;

- в ॱ случае наличияॱ н у ॱ груза явных ॱ признаков некомплектности, ॱ недосдачи ॱ или ॱ порчиॱ;

- ॱ если ॱ ॱ скоропортящийся ॱ груз доставили с ॱ нарушением ॱ срока ॱ доставки илиॱ перевозка его осуществлялась с ॱ нарушением ॱ температурного ॱ режимаॱ;

- ॱ если ॱ прибывший ॱ груззагружался силами и средствами ॱ ॱ средством ॱ перевозчика.


2. 3. ॱ Ответственность по договору международной морской перевозкиॱ по попо

Вॱ В российском праве общее ॱ правило в ॱ отношении ॱ ответственности за ॱ нарушение ॱ обязательств по ॱ перевозке ॱ установлено в ॱ статье 793 ГК РФ. ॱ Основания и ॱ размеры ॱ ответственности в ॱ данной ॱ статье не ॱ указаны, ॱ так ॱ как ее ॱ содержание ॱ носит ॱ отсылочный ॱ характер, согласно которому  ॱ ответственность ॱ сторон ॱ договора ॱ перевозки ॱ определяется ॱ транспортными ॱ уставами и ॱ кодексами, а ॱ также ॱ соглашениями ॱ сторон. Так же в данной статье констатируется юридическая ничтожность пунктов ॱ ॱ соглашений об ॱ ограничении ॱ или ॱ устранении ॱ ответственности ॱ перевозчика, смягчающих их против норм действующего законодательства РФ. ॱ смягчающих ॱ Ответственность  Ответственность перевозчика за утрату, недостачу, повреждение или порчу груза регламентируется ॱ статьей 796 ГК РФ.

ॱ В ॱ Кодексе торгового мореплавания РФ ॱ вопросам ॱ ответственности ॱ сторон ॱ договора ॱ перевозки ॱ груза ॱ посвящен § 8 гл. ॱ VIII, а оॱ снования возникновения такой ॱ ответственности ॱ ॱ перечислены вॱ ॱ правилах ॱ ст. 166 ॱ КТМ РФ. ॱ Содержание ॱ первого ॱ пункта ॱ данно данной ॱ статьи ॱ ॱ соответствует ॱ содержанию ॱ п. 2 ॱ ст. 4 ॱ Гаагских и ॱ Гаагско-Висбийских ॱ правил (эти ॱ части ॱ Гаагских и ॱ Гаагско-Висбийских ॱ правил тождественныॱ ). В ॱ КТМ РФ практически ॱ ॱ повторен ॱ каталог ॱ исключений из ॱ ответственности ॱ перевозчика. Иными словами -ॱ Иными в ॱ ст. 166 и 167 ॱ КТМ РФ и в ॱ п. 2 ॱ ст. 4 ॱ Гаагских и ॱ Гаагско-Висбийских ॱ правил одинаково констатируется, что ॱ ॱ перевозчик не ॱ несет ॱ ответственности за ввереный ему ॱ груз (повреждение, ॱ порча, ॱ полная ॱ или ॱ частичная ॱ утрата), ॱ если ॱ найдет указанное ॱ в ॱ нормативном ॱ акте ॱ основание ॱ для ॱ освобождения его от ॱ ответственности. ॱ ॱ В В данном случае, на перевозчике лежит бремя сбора и представления доказательсв, ॱ что ॱ повреждения ॱ или ॱ утрата ॱ груза ॱ произошли не по ॱ его (или его сотрудников) ॱ винеॱ ॱ ॱ.

 

 

ॱ Ответственность ॱ перевозчика по ॱ грузу

ॱ Исчисление ॱ размера ॱ ответственности ॱ перевозчика за ॱ повреждение, ॱ порчу, ॱ полную ॱ или ॱ частичную ॱ утрату ॱ груза ॱ основано на ॱ правилах ॱ ст. 796 ГК РФ. ॱ В данном случае речь идет только о возмещении прямых убытков (стоимости утраченного или поврежденного товара); компенсации же упущенной выгоды или образовавшихся вследствии повреждения (утраты) груза убытков не предусмотрено. ॱ Д Данное ॱ правило ॱ нашло ॱ ॱ отражение и в ॱ ст. 169 ॱ КТМ РФ, где говорится о равнозначной компенсации за утрату или повреждение груза (при полной утрате – возмещается 100% стоимости, при частичной – компенсируется определенный процент). ॱ ॱ Кроме ॱ того, ॱ перевозчик возвращает стоиость фрахта в части утраченного груза – полностью или частично, в зависимости от степени утраты или повреждения. Кроме имеющегося только в российском законодательсве требований о возврате суммы фрахта при утрате или повреждении груза, все перечисленное в части ответственности перевозчика за груз прямо соответствует положениям Гаагско-Висбийских ॱ правил. ॱ Кгруза
Сॱ ॱ ॱ Содержащиеся же в ॱ п. 2 ॱ ст. 169 ॱ КТМ РФ ॱ положения о ॱ порядке ॱ расчета ॱ стоимости ॱ груза, ॱ подлежащей ॱ возмещению, ॱ ॱ повторяют ॱ соответствующие ॱ положения ॱ Гаагско-Висбийских ॱ правил. [15]

ॱ Правила ॱ определения ॱ стоимости ॱ утраченного ॱ груза, ॱ обозначенные обозначенные в ст. 796 ГК РФ ॱ, не ॱ совпадают с ॱ соответствующими нормамиॱ нор, ॱ зафиксированными вॱ ст. 169 ॱ КТМ РФ. В Гражданском Кодексе базойॱ ॱ определения ॱ стоимости ॱ утраченного ॱ груза являетсяॱ ॱ контрактная ॱ стоимость ॱ товара; в ॱ Гаагско-Висбийских ॱ правилах же (равно как и в Кодексе Торгового Мореплаванияи ॱ РФ) - ॱ рыночная цена груза. По российскому законодательсву, пॱ реимущественную ॱ силу ॱ имеют ॱ специальные ॱ нормы ॱ применимого ॱ права – в данном случае ॱ КТМ РФ. После присоединения РФ к Гаагско-Висбийским ॱ правилам (ॱ ॱ закон № 17-ФЗ ॱ №от 06. 01ॱ. 1999 г. ) в КТМ РФ были внесены отдельные изменения, сделавшие его отличным в данной части от ГК РФ. [16]ॱ

ॱ Ответственность ॱ перевозчика за ॱ нарушение ॱ срока ॱ доставки ॱ груза

ॱ П. 2 ॱ ст. 166 ॱ содержит ॱ КТМ РФ содержит определение ॱ срока ॱ доставки по ॱ договору ॱ морской ॱ перевозки и ॱ ответственности ॱ перевозчика за ॱ ॱ просрочку в ॱ его ॱ доставке. ॱ Д Данный срок ॱ может ॱ быть ॱ определен и ॱ соглашением ॱ сторон, приॱ ॱ отсутствии же оногоॱ, ॱ груз ॱ должен ॱ быть ॱ доставлен в ॱ порт ॱ назначения в ॱ разумный ॱ срок с учетом рядапрактических обстоятельств. Это положение так же характерно только для КТМ РФ и отсутствует в Гаагско-Висбийских ॱ правилах. ॱ Данное положение так же характерно толь ॱ Если же ॱ договор ॱ международной ॱ морской ॱ перевозки ॱ груза ॱ заключен в рамках международной ॱ конвенции, а ॱ применимым ॱ правом ॱ будет ॱ российское, то ॱ ответственность ॱ перевозчика за срывॱ н ॱ сроков ॱ доставки  ॱ ॱ будет определяться согласноॱ ॱ п. 1 ॱ ст. 169 ॱ КТМ РФ в размере суммы, не превышающей величину вознаграждения за фрахт в соответствии с ॱ в  ॱ ॱ договором ॱ морской ॱ перевозки ॱ груза. В рамках принципа исключительной неустойки какой-либо иॱ ной ॱ ущерб на ॱ этом ॱ основании не ॱ возмещаетсяॱ.
НаНапро Нॱ Напротив, Гамбургские ॱ правила ॱ оперируют ॱ понятием " задержка в ॱ сдаче ॱ груза", ॱ что можетॱ помочь тт ॱ помочь ॱ определить ॱ категорию ॱ срока ॱ доставки ॱ груза (п. 2 ॱ ст. 5); ॱ ответственность ॱ перевозчика за данную ॱ ॱ задержку будет ॱ определяться согласно ॱ подпункту (b) ॱ п. 1 ॱ ст. 6 ॱ Правил ॱ (ответственность ॱ ограничена 2, 5-кратным ॱ размером стоимости ॱ фрахта за ॱ задержанный ॱ груз, но не может превышатьॱ общейॱ стоимостиॱ ॱ фрахта, ॱ подлежащего ॱ уплате на ॱ основании ॱ договора ॱ перевозки – в данном случае так же ॱ ॱ действует ॱ принцип ॱ исключительной ॱ неустойки).

ॱ Нарушение ॱ срока ॱ доставки и ॱ юридическая ॱ утрата ॱ груза

Знॱ Значительное нарушение ॱ срока ॱ доставки груза плавно перетекает в понятие «юридической утраты груза» - ситуации, когда груз фактически не утрачен, но из-за недоставки в пункт назначения в течении максимально допустимого разумного времени, возможно, потерял актуальность. Задача правил, перечисленных в пп. ॱ З ॱ ॱ 2 и 3 ॱ ст. 166 ॱ КТМ РФ, ॱ в ॱ том, ॱ чтобы помочь ॱ определить ॱ сроки, ॱ наступление ॱ которых влечет за собой ॱ ॱ юридическую ॱ утрату ॱ груза и возникновение связанных с этим ॱ требований возмещения к ॱ перевозчику ॱ как в случае ॱ полной ॱ утраты ॱ ॱ груза в рамках пॱ. 1 ॱ ст. 169 КТМ РФ. Из ॱ п. 3 ॱ ст. 166 ॱ следует, ॱ,, ॱ что ॱ правомочное по ॱ договору фрахта ॱ лицо ॱ вправе ॱ считать ॱ груз ॱ утраченным и ॱ требовать ॱ возмещения за ॱ него, ॱ если ॱ груз не ॱ был ॱ выдан ॱ перевозчиком в ॱ порту ॱ выгрузки в ॱ течение 30 ॱ календарных ॱ дней по ॱ истечении ॱ срока ॱ доставки (срока ॱ выдачи ॱ груза). В этом еще одно отличие норм КТМ РФ от ॱ Гаагских и ॱ Гаагско-Висбийских ॱ правил, которые не содержат подобного. В их случае зॱ ॱ аявление ॱ требований о ॱ признании ॱ груза ॱ полностью ॱ утраченным правомочно, когда ॱ груз не ॱ был ॱ выдан ॱ перевозчиком в ॱ порту ॱ назначения вॱ течении течении шестидесяти ॱ календарных ॱ дней по ॱ истечении ॱ срока ॱ доставки (п. 3 ॱ ст. 5 ॱ Гамбургских ॱ правил).

ॱ Пределы ॱ ответственности (ограничение ॱ ответственности) ॱ перевозчика

По ॱ общему ॱ правилу, ॱ указанному в ॱ п. 3 ॱ ст. 170 ॱ КТМ РФ, ॱ ответственность ॱ перевозчика ॱ ограничена ॱ фиксированными ॱ суммами в размере ॱ 666, 67 SDR ( ॱ расчетных ॱ единиц ॱ специальных ॱ прав ॱ заимствования) за ॱ место ॱ или ॱ единицу ॱ грущгруза ॱ или 2 ॱ SDR за ॱ ॱ килограмм ॱ утраченного ॱ или ॱ поврежденного ॱ груза (в ॱ зависимости от ॱ того - ॱ какая ॱ сумма ॱ выше). Сюда ॱ входит и ॱ возмещение ॱ перевозчиком ॱ сумм за ॱ повреждение, ॱ порчу, ॱ полную ॱ или ॱ частичную ॱ утрату ॱ груза (п. 1 ॱ ст. 170 КТМ РФ), а так же ॱ возмещение за ॱ нарушение ॱ срока ॱ доставки. Вॱ ॱ озмещение по ॱ всем ॱ основаниям не ॱ может ॱ превышать ॱ обозначенных ॱ пределов ॱ ответственности ॱ перевозчика. ॱ Стороны ॱ договора ॱ морской ॱ перевозки ॱ груза вольны внести в договор о грузоперевозке различные пределы ответственности перевозчико, но они не могут быть менее, нежели определено нормами действующего законодательства.

ॱ Д Данные праваила о установлении пределов ответственности перевозчика ॱ ॱ повторяют ॱ нормы ॱ Гаагско-Висбийских ॱ правил (подпункты (a), (c), (g) ॱ п. 5 ॱ ст. 4). ॱ В В ॱ КТМ РФ (п. 1 ॱ ст. 172)ॱ и в ॱ Гаагско-Висбийских ॱ правилах (подпункт (e) ॱ п. 5 ॱ ст. 4) ॱ перевозчик ॱ не не можетॱ ॱ использовать ॱ ограничения ॱ ответственности в случае наличия доказательств умышленных действий или произошедшего вследствии грубой небрежности бездействия, вызвавших утрату (повреждение) груза и/или срыв сроков его доставки. Бремя доказательств вины перевозчика в данном случае лежит на лице, требующем снятьॱ ॱ ॱ ॱ ограничения с ॱ ответственности ॱ перевозчика.

В ॱ Гаагских ॱ правилах ॱ предел ॱ ответственности ॱ перевозчика ॱ составляет 100 ॱ фунтов ॱ стерлингов за ॱ место ॱ или ॱ единицу ॱ груза (п. 5 ॱ ст. 4). В ॱ Гамбургских ॱ правилах ॱ предел ॱ ответственностиॱ ॱ выше, ॱ чем в ॱ Гаагско-Висбийских ॱ правилах и ॱ КТМ РФ: 2 ॱ SDR за ॱ килограмм ॱ массы ॱ брутто ॱ или 666, 67 ॱ SDR за ॱ каждую ॱ единицу ॱ отгрузки, присутствующую ॱ в ॱ коносаменте (п. 1 ॱ ст. 6 Правил).
ॱ ВВ ॱ КТМ РФ ॱ ॱ пределы ॱ ответственности ॱ перевозчика равны принятым в ॱ Гаагско-Висбийских ॱ правилах. [17]

ॱ Иные ॱ аспекты ॱ ответственности ॱ сторон ॱ договора ॱ морской ॱ перевозки ॱ груза

ॱ Ст. 168 ॱ КТМ РФ ॱ добавляет ॱ перечень уточняющих ॱ признаков к ॱ каталогу ॱ исключений из ॱ ответственности ॱ перевозчика, ॱ ॱ приведенных в ॱ ст. 166 Кодекса. Ответсвенность перевозчика за сохранность грузов, находящихся при выгрузке в неповрежденной таре с неповрежденными пломбами и перевозимых в годных грузовых помещениях судна, отсутствует. Равно как грузополучатель/отправитель должен доказать вину перевозчика в повреждении и/или утрате груза в случае нахождения на судне лиц, представляющих интересы грузополучателя или грузоотправителя, на попечении которых находился данный груз. ॱ

Наряду с перевозчиком, определенной защитой пользуются и работники (агенты) перевозчика; п. 2 ст. 171 КТМ говорит о их праве на ограничение ответственности – с них не могут быть взысканы суммы более определенных соответствующим правовым актом. Данное положение соответствует ст. 4-бис Гамбургско-Висбийских правил. ॱ

ॱ Ст. 173 ॱ КТМ РФ ॱ определяет ॱ ответственность ॱ фактического ॱ перевозчика, фактически повторяя ॱ ст. 10 ॱ Гамбургских ॱ правил. А ॱ Гаагские и ॱ Гаагско-Висбийские ॱ правила, напротив, не ॱ разделяют ॱ перевозчиков на ॱ фактических и указанных в договоре морской грузоперевозки, оперируя только общим терминомॱ указанных в договоре перевозки груза «перевозчик».

ॱ Ст. 174 ॱ КТМ РФ и «родственная» ей ст. 11 ॱ Гамбургских ॱ правил ॱ описывает ॱ распределение ॱ ответственности ॱ перевозчиков в ॱ ॱ случае ॱ сквозного ॱ коносамента, когда частично перевозка ॱ осуществляется ॱ иным, ॱ нежели ॱ перевозчик, ॱ лицомॱ.

ॱ П. 1 ॱ ст. 175 ॱ КТМ РФ определяетॱ о ॱ императивный ॱ характер ॱ норм и ॱ правил  ॱ перевозки ॱ грузов на ॱ основании ॱ коносаментов.

Вॱ В целом, ответственность ॱ отправителя по ॱ договору ॱ морской ॱ перевозки груза определенаॱ в ॱ ст. 176 ॱ КТМ РФ и в ॱ п. 3 ॱ ст. 4 ॱ Гаагско-Висбийских ॱ правил. ॱ Отличия Отличия минимальны - ॱ ввсогасносогласно ॱ Гаагско-Висбийским ॱ правилам ॱ отправитель не ॱ отвечает за ॱ убытки ॱ перевозчика, ॱ происшедшие не по ॱ его ॱ вине (включая, ॱ ॱ агентов и ॱ служащих), а в ॱ КТМ РФ ॱ то же ॱ самое сказано в ॱ утвердительном ॱ виде.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...