Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок выполнения работы. Задание 1. Порядок выполнения работы . Контрольные вопросы. Практическая работа 3. Оценка риска загрязнения окружающей среды по методикам, разработанным американским агентством по охране окружающей среды




Порядок выполнения работы

1. Внимательно изучите методы изучения зависимости заболеваемости

от факторов окружающей среды.

2. Ответьте на контрольные вопросы.

3. Выполните задания.

Задание 1

На территории «А» с повышенным загрязнением атмосферного воздуха в течение 1 года диагностировано заболевание бронхиальной астмой у 1 527 мужчин, при общей численности мужского населения 8 760 человек. На контрольной территории «В» расположенной в зелёной зоне число мужчин заболевших астмой в течение того же года составило 518, при численности мужского населения 7 780 человек.

Определить суммарные показатели заболеваемости для территории «А» и зоны «В», оценить достоверность данных по каждой зоне и достоверность различия полученных показателей.

Задание 2

Вариационный ряд содержит 14 проб в порядке возрастания концентрации тяжелого металла:

0; 0; 012; 0, 23; 0, 32; 0, 36; 0, 44; 0, 48; 0, 55; 0, 98; 1, 07; 1, 46; 1, 63; 1, 76.

Определить 95– ю процентиль и её значение.

 

Контрольные вопросы

1. Какие условия влияют на здоровье населения и в какой степени?

2. Поясните смысл биологического правдоподобия, географического правдоподобия.

3. Какие существуют временные зависимости между нарушениями здоровья и экологическими факторами воздействия?

4. Что такое сила воздействия и что такое специфичность?

5. Каковы цели санитарно– эпидемиологических исследований?

6. Каковы задачи комплексной санитарно– гигиенической оценки состояния объектов окружающей среды и в чём состоит методика её проведения?

7. Охарактеризуйте смысл ретроспективных исследований.

8. Дайте определение проспективным исследованиям.

9. В чём смысл поперечных исследований?

10. Что представляет собой продольный метод исследований?

11. Что представляет собой метод «случай – контроль»?

12. Как реализуется когортный метод исследования?

13. Какую пользу может принести анкетно– опросный метод?

14. Какие типы исследований применяются для решения различных задач (по табл. 3. 14).

15. Какие ошибки встречаются при исследованиях и как их избежать?

16. Достоинства и недостатки различных источников информации о вредных химических веществах?

17. Что представляет собой система социально-гигиенического мониторинга и какие показатели она изучает?

18. Охарактеризуйте задачи социально-гигиенического мониторинга?

19. В чём состоят задачи установления причинно-следственных связей между воздействием вредных факторов и здоровьем населения?

20. Как вычисляется стандартная средняя ошибка и достоверность результатов?

21. Что такое коэффициент достоверности, доверительный интервал и доверительная вероятность и как они связаны между собой?

22. Напишите уравнение для распределения Гаусса и поясните, как изменяется характер кривой при изменении параметров  и σ.

23. Нарисуйте зависимость распределения Гаусса и поясните взаимосвязь между коэффициентом достоверности и доверительным интервалом.

24. Как выбирают необходимое число наблюдений?

25. Для чего используют и как вычисляют стандартизованные показатели?

26. Что такое процентиль и когда её используют?

27. Что такое коэффициент корреляции и как его вычисляют?

28. Что представляет собой уравнение регрессии, и как находят его коэффициенты?

29. Что представляет собой уравнение множественной регрессии, и как определяют его показатели?

 


Практическая работа 3

Оценка риска загрязнения окружающей среды по методикам, разработанным американским агентством по охране окружающей среды

Цель работы: освоить методики оценки химического риска

Теоретические положения

Большинство методик анализа химического риска, которые используются в США, разработаны американским агентством по охране окружающей среды (Environmental Protection Agency of USA – U. S. EPA) http: //www. epa. gov. us

Кроме того, широко используются методики, разработанные Комитетом по профессиональном здоровью и безопасности (Occupational Safety and Health Administration – OSHA), Национальным институтом профессиональной безопасности и здоровья (National Institute Occupational Safety and Health – NIOSH), Комитетом по продовольствию и лекарствам (Food and Drag Administration – FDA), Координационным комитетом по программам окружающей среды и связанным программам (DHHS Committee to Coordinate Environmental and Related Programs). EPA разрабатывает и применяет методы анализа риска с целью решения проблем загрязнения и защиты от загрязнений окружающей среды, и другие упомянутые организации с целью изучения проблем загрязнения в производственной деятельности и загрязнения продуктов, соответственно своим названиям.

В настоящее время в США используется свыше 110 тысяч химических веществ. Данные обо всех этих веществах содержатся в Регистре токсических эффектов химических веществ – Registry of Toxic Effects of Commercial Substance (RTECS), представляющем собой базу данных Национального института профессиональной безопасности и здоровья – NIOSH. Поскольку число химических веществ, присутствующих в окружающей среде огромно, токсикологические эффекты являются комплексными и имеются большие различия, зависящие от комбинации химических веществ и внешних условий экспозиции. Анализ риска помогает определить какие токсиканты и при каких условиях являются опасными. Он также может помочь оценить относительный риск от различных химикатов (ранжированный риск).

Анализ риска представляет собой совокупность методов, которые позволяют оценить вероятность неблагоприятных событий, обусловленных отдельными устройствами, промышленными процессами, технологиями или естественными явлениями. Анализ риска обусловленного токсической субстанцией часто не заключается в определении вероятности болезни или смерти (за исключением рака), но в установлении того является ли данная экспозиция определённого токсического вещества выше или ниже предположительно безопасного уровня.

Анализ риска не относится к точным наукам, и, следовательно, не может быть использован для точного вычисления действительного или абсолютного риска. .

Анализ химического риска обычно делится на 4 шага:

1 – Идентификация опасностей (загрязнителя). Идентификация потенциально токсического химического вещества;

2 – Определение отношения «доза–ответ». Определение токсикологических свойств в зависимости от пути поступления – оральный, ингаляционный или другой – в организм человека. Отношение доза– ответ обычно определяют на экспериментах с животными;

3 – Оценка экспозиции. Определение количества химического вещества в окружающей природе и его поступления в организм человека. Количество химического вещества поступившего в организм человека определяют путём установления количества химиката в окружающей природе и путей его транспорта (миграции). Суммарное количество токсиканта, который может нанести вред здоровью отдельного индивидуума или популяции, определяют путём количественной оценки поступления с пищей, воздухом и дермального контакта;

4 – Оценка риска. Оценка риска состоит в обработке данных, полученных на 2– м и 3– м шагах. Для выработки критерия или стандарта исходят из предположения, что концентрация должна быть такой, чтобы не мог быть нанесён вред здоровью. Например, эталонная доза (Reference dose – RfD) и «гигиенический» уровень (для 1 дня, 10 дней и субхронической экспозиции) определяют для многих химикатов с использованием фактора надёжности (неопределённости) для защиты большинства индивидуумов. Если для конкретного воздействия загрязнителя (или загрязнителей) будет достигнуто предельное значение критерия, то усилия будут направлены на уменьшение концентрации загрязнителя. Величина риска может быть определена путём сравнения эффекта при конкретном воздействии с установленным критерием или эталонной дозой.

Эталонная доза – Reference Dose (RfD), ранее она была известна как допустимое ежедневное поступление – Acceptable Daily Intake (ADI), определена как суммарная дневная доза химического вещества (в миллиграммах на килограмм веса человеческого тела), которая не может нанести вреда здоровью человека даже при условии поступления химиката в организм на протяжении всей жизни. Эталонные дозы определены для нескольких тысяч химикатов. Эталонные дозы и методика оценки риска на их основе разработаны и изложены в Информационной Системе Интегрального Риска – Integrated Risk Infirmation System (IRIS), которая была внедрена в 1993 г. Данные в этой системе обновляются ежемесячно.

Уровень беспокойства – Level of Concern (LOC) – это такая концентрация токсического вещества в воздухе, при которой население может дышать в течение одного часа без появления невосстановимых отрицательных эффектов в здоровье. Уровень беспокойства определяют по величине показателя немедленной опасности для здоровья и безопасности путем деления его на коэффициент равный 10 или путём деления дозы LD50 на коэффициент 100.

Регистрируемое количество – Reportable quantities (Rqs) – определено как количество вещества, подлежащее регистрации. Регистрируемое количество может быть равно 1. 100. 500, 1 000 или 5 000 фунтов, в зависимости от токсичности, канцерогенности, путей и скорости миграции в окружающей среде, химической активности.

Показатель канцерогенности – Cancer potency slope (q* – slopes) и –   эталонная концентрация – Reference concentration (RfCs)

Идентификация опасностей

Идентификация опасностей заключается в выявлении потенциально вредных факторов, изучении источника загрязнения; составлении перечня приоритетных химических веществ, присутствующих на исследуемой территории; исследованию достаточности и надёжности имеющихся данных об уровнях загрязнения компонентов окружающей среды (атмосферы, вод, почвы, биологических объектов); оценке связей между изучаемыми факторами и нарушениями здоровья населения.

Оценка риска требует совершенно точного знания, химических веществ присутствующих в обследуемом месте, в каких количествах и каковы их концентрации, как они распределены пространственно, как они перемещаются в окружающей среде от источника загрязнения к потенциальному реципиенту (человеку, животному, растению).

Данные, которые необходимо собрать для анализа, риска приведены в табл. 3. 1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...