Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.1. Начнем с подачи информации.




3. 1. Начнем с подачи информации.

Вы должны взять на вооружение два принципа и использовать их так часто, как только сможете:

1. От простого к сложному;

2. От общего к частному.

 

 Как их понять?!

Не надо начинать обучение узлам с разбора полиспаста. Сначала рассказываются свойства и технические характеристики того или иного технического действия или устройства (сюда включается все, что не является действием). Только потом разбираются варианты применения и комбинирования друг с другом, опираясь на полученные знания.

Нельзя начинать тренировать людей техническому действию, которое вы представляете только в теории и не провели хотя бы ряда простых тестов, чтобы выявить сильные и слабые стороны.

 

3. 2. Человек - существо не только умное, но и разумное

Одной из наиболее важных целей, которые я ставлю для себя в обучении - научить человека обучаться самому и думать. Это необходимо, чтобы человек, основываясь на своих знаниях и навыках, мог найти выход из большинства сложившихся ситуаций, не прибегая к посторонней помощи.

Достичь этой цели можно, но все зависит от конкретного человека, его склада ума (психотипа).

Начнем с того, что придумать что-то с нуля - достаточно трудоемкое занятие. В этом случае мы даем необходимую базу для решения какой-либо задачи.

Выбираем какой-то технический элемент, состоящий из комбинации технических действий и устройств. Определяем из каких базовых элементов он состоит – необходимый и достаточный минимум. Человек обучается этим составным частям, после чего дается задание в самых общих чертах (прим.: закрепить веревку на двух точках так, чтобы нагрузка между точками распределялась равномерно; организовать станцию страховки для группы людей (более 2) и самостраховку на трех точках из связочной веревки; и пр. ). Сам тренер должен знать, как минимум два более-менее оптимальных решения задачи.

На этом этапе начинается самое забавное и веселое. Сначала человек работает без подсказок, основываясь только на опыте и знаниях, полученных ранее. На этом этапе человек может творить всякую неведомую хрень, но это уже хорошо, т. к. мыслительный процесс запущен и мозг начал работать. Старайтесь пресечь все попытки вытянуть из вас конечное решение.

Если у человека ничего внятного не выходит, и его мыслительный процесс зашел в тупик, дайте ему маленькую подсказку (от общего к частному, прим.: от назначения узлов, до конкретного узла) чтобы направить ход мыслей человека в нужное русло. По прошествии какого-то времени находится какое-либо решение.

Если придуман самый бредовый, забавный, неадекватный, но, условно, рабочий вариант, то считайте, что ваши усилия не пропали даром. Постарайтесь дать объективную оценку полученному решению с обоснованием – его слабые и сильные стороны. Это необходимо, чтобы человек начал думать над оптимизацией своего решения. Здесь можно запустить новую итерацию поиска решения задачи. Во время таких тренировок важно быть эмоционально нейтральным и не давать резко негативных оценок, т. к. это вы попросили человека подумать, и он вам доверился. На этом этапе важно позитивное подкрепление того, что он думает своей головой. Соответственно, если дать человеку негативную оценку без объяснения причин («работает, но говно») то продолжение процесса обучения может сильно затрудниться. Необходимо давать человеку право на ошибку.

В итоге необходимо добиться от человека нахождения двух различных, наиболее оптимальных решений, чтобы у человека закреплялся следующий шаблон. Решение всегда может быть найдено, всегда можно найти альтернативу. Это приведет к тому, что человек начнет задумываться что он делает и как, какие последствия будут в результате его решения, появится критическая оценка информации, своих действий и действий товарищей.

Даже если после таких тренировок человек будет считать себя не сильно умным, то они будут для него позитивными. Как сказал мне один мой друг: “После твоей тренировки чувствуешь себя говном, но таким счастливым говном... ”

 

3. 3. Почему же люди думают жопой, а не головой?

Дело в том, что существует такое заблуждение, что новичкам не надо думать, их дело маленькое, за них будут думать разрядники, а тут сказали нести, неси, сказали ползти, ползи. Дело разрядников уже побольше, им надо уже думать, как самому быть, да за новичков голова болит, а так, для более сложных дел, есть тренер/инструктор/капитан – он все придумает, не зря же он… нужное подчеркнуть. Ну, и приходим к одному из высших звеньев «думательной» цепи, выше озвученным гениям мысли. И правда, им надо думать сразу за всех, как всем вместе попасть в светлое будущие: тактика, стратегия.

Но сразу напрашивается такой вопрос. А откуда у разрядников появляется умение думать за себя и за новичков, у тренеров думать за всех сразу, хоть на каком-либо низком уровне, если, будучи новичками, их не научили думать? Мы не берем людей, которые уже пришли с каким-то порядком в голове. Все просто – думают люди всегда, просто иногда мыслительный процесс довольно скудный. Люди учатся сопоставляя причины и следствия, иногда наступая на одни и те же грабли по нескольку раз люди развиваются, у них появляется опыт, но по большей части это опыт практический (мы так сто раз делали, туда не ходи, там мне в прошлый раз снег в башка попал), при этом отсутствует опыт мысленный. Следовательно, отсутствует явление, когда практический опыт корректирует мысленный эксперимент, а мысленный эксперимент расширяет уровень знаний, основываясь на каком-то практическом примере или информации. Соответственно новичок получает какой-то опыт, становится разрядником и, на определенном уровне, может чему-то научить новичка как обходить те грабли, на которые он сам наступал. Далее его опыт возрастает еще больше и уже кажется, что человек матерый перец, он такой опытный, он столько всего сходил, куда только не залез, и, вот он тренер, но опять же «думалка», хоть и развивается, но развивается недостаточно быстро. У него большой багаж шишек от граблей, которыми он охотно делится со своими младшими товарищами. Этот багаж достаточно большой, чтобы человек ввел себя в заблуждение, что он уже собрал все грабли, но он слабо задумывается о граблях, которые еще ждут своего часа и, бывает, что грабли бьют слишком больно, так, что лучше уж было подумать и не наступать или наступать с осторожностью.

Поэтому необходимо учить людей двигать мозгом сразу, как только они попали в поле вашего зрения. Неважно в каком контексте идет обучение, учите ли вы ставить бивак, разводить костер, выбирать место для палатки, или разрабатывать стратегию передвижения по маршруту и организацию спасработ. Важно, чтобы человек научился критически осмысливать происходящее и то, что может произойти, оценивал свои действия и действия своих товарищей, пусть даже и стоящих выше по иерархии. В этом случаем мы получим сознательных новичков, динамично развивающихся разрядников и тренеров, способных научить всему, чему только можно, в частности – двигать мозгом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...