Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.4. Психология взаимодействия людей в тренировочном процессе




3. 4. Психология взаимодействия людей в тренировочном процессе

Рисунок 1 – Иерархия

Система - множество элементов, связанных какими-либо отношениями, образующими определенную целостность. Множество может состоять из одного элемента.

Можно выделить три уровня взаимодействия двух систем:

1. Сверху-вниз;

2. Наравне;

3. Снизу-вверх.

       1 и 2 - симметричные шаблоны взаимодействия в иерархии, в них меняются местами только роли. На Рисунок 1 – Иерархия можно увидеть две системы. «Система 1» находится выше по иерархии, чем «Система 2». «Система 2» включает в себя две подсистемы, которые находятся на одном уровне в иерархии.

       Системой может быть представлен как один человек, так и группа людей. Мы рассмотрим следующие варианты взаимодействия: человек-человек, человек-группа людей. Взаимодействие групп не является предметом данной лекции.

       Переведем иерархическое взаимодействие систем немного в другую плоскость – воздействие на элементы системы снаружи и изнутри. Внутренние взаимодействия – взаимодействия на одном уровне иерархии, внешние взаимодействия – взаимодействия на разных уровнях

       Снаружи(сверху-вниз). Восприятие одного человека другим(иерархия) может быть обусловлено следующими факторами:

1) Влияние одного человека на судьбу другого больше, чем обратное влияние;

2) Разница в уровне навыков и знаний, либо подобное восприятие;

3) Социальная иерархия;

4) пр. факторы ставящие системы в неравное положение, при котором одна система имеет превосходство над другой.

Все эти факторы затрудняют общение, обмен информацией, соответственно снижается эффективность тренировочного процесса.

Изнутри(наравне). Когда люди стоят на схожем уровне иерархии, то трудности общения минимальны, соответственно внутри команды общение эффективней, чем общение команды с тренером (внешней для них системой).

 

Зачем это нужно знать, какие появляются трудности и как добиться эффективного взаимодействия?

Если люди стоят на разных уровнях, то уровень доверия и управляемости выше у системы., стоящей на более низком уровне иерархии к системе, стоящей на более высоком уровне иерархии, чем при нахождении систем на одинаковых уровнях иерархии. Человеку проще управлять другими людьми, ставить им задачи, но только если доверие изначально есть. Если же доверия нет, появляется сопротивление(защита), и взаимодействие с подчиненной системой становится достаточно трудоемкой и малоэффективной задачей.

Доверие, конечно, хорошо, но в нем кроется одна из коварных проблем, которая заключается в том, что человек считает другого непогрешимым, более правым, хотя это может быть не так. Отсюда вытекает проблема того, что человек не мыслит критически, а принимает все на веру, что может быть чревато различными последствиями. Так же в дальнейшем человек будет передавать эти знания далее, возможно содержащие ошибки и неточности, не осмыслив их перед этим, т. к. считает их непогрешимыми. Это ведет к закрепощению сознания, неспособности задавать вопросы и критически осмысливать информацию.

Если люди стоят на одном уровне, то критичность мышления возрастает, т. к. нет полной уверенности в правоте товарища, и тогда производится переосмысление, проводятся мысленный и практический эксперименты, выявляющие степень правоты и различные аспекты той или иной идеи.

 

Тренеру необходимо гибко выстроить стратегию своего поведения с тренируемыми.

Необходимо сделать так, чтобы общение в нужном случае происходило наравне, а в другом случае сверху-вниз. Это требует от тренера хорошего чувствования психологического состояния тренируемого, умения подстроится к его контексту (учесть его шаблоны поведения, настроения, текущую жизненную ситуацию и пр. ). Мы рассмотрим небольшой блок по теории управления с конкретными примерами.

 

Вариант наравне.

Тренер опускается до уровня тренируемых. Достаточно не создавать образа «я бог, а вы говно», в обыденном общении убирать все неравенство в статусах и общаться на равных. Давать человеку право на ошибку и возможность, без страха выглядеть глупым, выражая свои мысли. Тогда во время тренировки вы восстанавливаете свой статус-кво, но человек уже не боится выражать свои мысли. Работа сложная, надо поддерживать баланс, чтобы вам не сели на шею и не замкнулись в себе.

Вариант сверху-вниз.

Берется лидер в команде, в той области, в которой вам необходимо ввести внедрение идеи и «случайно» мимоходом обсудить это с человеком без всяких «нам надо серьезно поговорить»: за чаем, на привале и пр., как бы между делом. Обязательно дать высказать человеку свои мысли по интересующему вас вопросу, чтобы мыслительный процесс в его голове настроился в нужном направлении. Далее небольшими подсказками или наводящими вопросами привести его к необходимой вам идее, чтобы человек получил ощущение, что это его идея и он до всего додумался сам.

Желательно делать морду «кирпичом» или удивленный вид и похвалить человека за его догадку. Следом, по окончанию можно перевести тему в другое русло, с более серьезным видом, чтобы у человека осталось ощущение, что это основное, о чем вы хотели с ним поговорить, хотя все зависит от ситуации. Данная уловка нужна, если вам надо внедрить идею в коллектив, который негативно относится к вашему воздействию.

Далее, т. к. этот человек является лидером, он сможет передать необходимую идею команде. Даже если в итоге в команде идея примет другую форму, то указанием плюсов и минусов можно подвести к необходимому виду.

 

Но для чего нужны все эти нежности, когда можно взять палку и фигачить вдоль хребта в случае неповиновения?

Под передачей навыков и знаний можно подразумевать выстраивание системы знаний и навыков.

Процесс передачи знаний итеративный от поколения к поколению. Это значит, что определенная система знаний и навыков передается от одного поколения к другому из раза в раз.

Здесь начинается игра в глухой телефон. Что хотел сказать, что сказал, что услышал, как осмыслил, пропустив через свою систему ценностей.

Если идет общение только сверху вниз, без возможности дружеского общения, то в определенной степени исчезает фактор доверия. Это приводит к тому, что при возникновении вопросов может появиться страх, что он не будет соответствовать какому-то образу, что будет выглядеть глупым и т. д., что помешает высказать свой вопрос вслух. Соответственно мы имеем пробел в знаниях, который человек заполняет как может в силу своих представлений и фантазии. В итоге мы получаем искажение на каждом этапе передачи информации.

 

Тренируемые - это система, на которую тренер производит управляющее воздействие и, в результате внутренних процессов системы (мыслительного процесса) получаем результаты управляющего воздействия (знания и навыки).

Наиболее эффективными системами являются системы с обратной связью, позволяющие проанализировать выходной поток и, в случае необходимости, корректировать управляющее воздействие.

Рисунок 2 -- Система с обратной связью

Рисунок 3 – Начальное(хаотическое) состояние системы

Рисунок 4 – Конечное(систематизированное) состояние системы

 

Как это использовать?

Спрашивайте, что непонятно было из ваших объяснений, есть ли у кого вопросы. Не смейтесь над их вопросами – убирайте у людей страх выглядеть глупыми. Чем более точные вопросы вы будете задавать людям, тем более конкретные ответы будете получать, и люди будут задавать более конкретные вопросы в ответ. Т. е. вместо вопроса “все ли вам понятно? ” можно задать вопрос “понятны ли вам виды применения узлов? ”, “какие виды применения узлов вы уже знаете? ”.

 

Для более эффективного развития технических навыков, тренируемого необходимо привлекать к выполнению различных элементов при организации тренировки, соответствующих его уровню подготовки, что поднимет его уровень самостоятельности. Также это даст почувствовать себя частью системы, в которой он работает и повысит его уровень доверия к тренеру. Опять же, необходимо быть аккуратным при анализе действий, выполненных тренируемым, т. к. это вы попросили его помощи, и он сделал как смог. Стоит также оценить сильные и слабые стороны решения, если есть время дать переделать.

 

Еще один аспект, который забывают люди при передаче знаний – это ограниченность когнитивных способностей отдельных людей. Т. е. способность, запоминать, анализировать, систематизировать у людей может находится на разном уровне и, возможно, придется выстраивать тренировку так, что разные люди будут выполнять задачи разной сложности. Так же человек ограничен в способности запоминать информацию, не ждите от человека того, что он запомнит все что вы ему передали, без специальных мнемотехник. Качество запоминания информации будет зависеть не только от тренируемого, но и от того насколько доступно и системно будет подавать информацию тренер. Запомните для себя: каша в голове тренируемого – это не проблема тренируемого, это заслуга тренера.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...