5.1. Безопасность тренировочного процесса
5. 1. Безопасность тренировочного процесса
Совершение ряда тактических ошибок в каждой отдельно взятой ситуации и стратегических в мероприятии в целом ведет к повышению риска возникновения аварийной ситуации и её тяжести. Зачастую это происходит из-за недостатка опыта и недостаточной широты взгляда на ситуацию вместе с плохой оценкой возможных последствий. При принятии какого-то решения необходимо обдумать все возможные последствия в различных временных промежутках, их вероятность и тяжесть. Всегда стоит завышать критические параметры той или иной ситуации для более точной оценки, чтобы чувство сжатой задницы помогло вам оценить ваше решение (высота, степень повреждений, время проведения, количество людей и т. д. ) Встал, подумал, вместо того, чтобы ломить вперед, оценил факторы на данном маршруте и принял правильное решение. Пошел в связке по несложному рельефу, вместо провески перил, чем увеличил скорость передвижения. Оценил подготовку участников и пошел более длинным, но простым путем, чем увеличил скорость прохождения и безопасность маршрута, вместо “я знаю, как здесь можно срезать”. Запомните, многие правила техники безопасности – это рекомендации, хоть и писанные кровью, просто люди совершали плохую оценку, которая вела к ряду ошибок, что в последствии и привело к несчастному случаю. Соответственно следовать им надо с умом и понимать, что и зачем ты делаешь, что случится с тобой и с товарищем, какие возможны варианты развития событий в ближайшем времени и отдаленном будущем. Безопасность проведения мероприятия: 1. Всякое мероприятие начинается с требований техники безопасности, объяснение участникам что с ними может случится и что не надо делать и почему (снег в башка попадет…);
2. Оценка времени действия технического элемента (сколько будет висеть станция, перила, сколько будем идти по снегу, скалам и т. д., чем дольше используется технический участок, тем выше к нему требования по безопасности); 3. Важный фактор – количество людей, использующих данный технический элемент (чем больше людей планируется провести по определенному участку, тем выше должна быть надежность критических узлов и требования по безопасности); 4. Расчистка от травмирующих факторов или максимальное избегание участков с возможностью травмироваться. 5. Проверка работоспособности и надежности различных элементов тренажера и снаряжения. Что будет, если какое-то звено откажет и риск его отказа. Дублирование критических и сомнительных элементов.
6. Проблемы тренировочного процесса в клубе ТАКТ Задача клуба – подготовить спортсмена способного безопасно и эффективно преодолевать маршруты с различными препятствиями. Соответственно нам нужен на выходе человек с максимальным набором технических знаний и умений, что дает нам альпинизм и горный туризм, равно как и психологическая бивачная подготовка туриста, когда у нас нет возможности просто так валяться днями и ничего не делать, как в альплагере, в то время как надо постоянно двигаться, т. к. рюкзак сам себя до дома не донесет, да и еда кончается, а до людей еще топать и топать. Итак, ранее мы получили цели тренировок: 1. Дать теоретические знания; 2. Научить применять знания на практике; 3. Научить человека думать; 4. Как результат, подготовка человека безопасно проводить время в горах/воде/пещерах и тд. Но в реальности цели и задачи искажаются и становятся ошибочными – цель тренировочного процесса – подготовить команду к «спасам» и «майскому». Тогда как данные мероприятия являются лишь контрольной точкой для проверки своих знаний и навыков. Настоящая цель отодвигается на задний план – это походы и сборы.
Есть еще одна ошибка, которая следует из первой. Люди приходят заниматься туризмом/альпинизмом, а их готовят к каким-то соревнованиям без объяснения зачем им это надо, т. е. вот “Спасы”, будем к ним готовится и соревноваться с другими людьми. Отсюда возможна слабая мотивация посещать тренировки. Я сам пришел в клуб лазить на скалодроме, может полазить по горам. Я не понимал зачем мне эти соревнования, но ходил на тренировки с убеждением, что данные навыки мне могут пригодится в горах и на скалах. Участвовать я не планировал, но в итоге стал капитаном команды, хотя без особого желания. После «спасов» я понял, что они необходимы новичкам. Это как боевое крещение, приближенное к реальным горным условиям. Так же неверно выбран путь подготовки. Люди идут по простому пути, более быстрому, никто не хочет заморачиваться и тратить время и силы. Что это значит? Берется этап, разбирается и люди сразу идут его отрабатывать. Очень часто разрыв между необходимыми навыками и уровнем этапа слишком высоки, чтобы сразу начать эффективную тренировку. Во всяком случае тренер должен убедиться в надлежащей подготовке участников. Что получаем в реальности: 1. Люди получают роли и, зачастую, знают только свою часть этапа, т. к. их подготовки не хватает осмыслить остальные части и собрать их воедино. 2. Каша в голове. Попытка запихать комплексное техническое действие ведет к перегрузке сознания, что в нашем виде деятельности негативно для процесса обучения – падает осознанность человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|