3. Взаимовлияние цветов. (контрасты). 3. 1. Одновременный цветовой контраст. 3. 2. Одновременный светлотный контраст. 4. Психологические (несобственные) свойства цвета
3. ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ЦВЕТОВ (КОНТРАСТЫ) Задачи: - закрепление понятия контраста; - формирование навыков зрительного выявления изменений цветов по цветовому тону, светлоте и насыщенности; - формирование умения различать и использовать различные степени контрастности цветов. Задание 1 Впишите определение контраста. Контраст – это_____________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________
3. 1. Одновременный цветовой контраст
Цель: уяснить влияние насыщенности на восприятие цвета в зависимости от цвета фона.
Задание 2 Впишите определение одновременного цветового контраста. Одновременный цветовой контраст – это________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ Рабочие элементы: полоса, квадраты 1 – 2.
Итоговое размещение:
Задание 3 Подберите цвета четырех пар рабочих элементов таким образом, чтобы получить на итоговых размещениях следующие эффекты: а) квадрат 1 на полосе ярче, насыщеннее; б) квадрат 2 более тускло. а б
Цель: уяснить визуальное изменение светлоты цвета при изменении тона. Рабочие элементы: полосы 1–3, квадраты 1–4.
Итоговое размещение: Задание 4 1) Подготовьте три комплекта квадратов 1 - 4, окрасив их в любые 4 из известных вам основных цвета. 2) Подготовьте три полосы, окрасив их в белый (1), средне-серый (2) и черный (3) цвета. 3) Разместите каждый из трех комплектов квадратов на трех полосах. 4) Проанализируйте визуальное изменение светлоты каждого цвета при изменении тона (светлоты) ахроматического фона.
Продолжение «ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ЦВЕТОВ»
На какой полосе цвета: – кажутся темнее: на ___________полосе; – кажутся светлее: на___________полосе; – не изменяют собственную светлоту: на________полосе. Цель: уяснить, что составной цвет является промежуточным не только по цвету, но и по светлоте. Рабочие элементы: квадраты большие 1 - 2; квадрат малый.
Итоговое размещение:
Задание 5 1) Окрасьте большие квадраты 1 и 2 в выбранные вами два основных цвета (при субтрактивном смешении). 2) Окрасьте малый квадрат в составной цвет, промежуточный от выбранных основных цветов. 3) Разместите один и тот же малый квадрат на каждом из больших. 4) Проанализируйте, на каком фоне квадрат составного цвета(малый) выглядит темнее, а на каком светлее.
Укажите, на каком фоне квадрат составного цвета (малый) выглядит темнее. На фоне____________цвета. На каком фоне квадрат составного цвета (малый) выглядит светлее? На фоне____________цвета.
3. 2. Одновременный светлотный контраст Задание 6 Впишите определение одновременного светлотного контраста. Одновременный светлотный контраст – это______________ _______________________________________________________ _______________________________________________________
Цель: выявление степени контрастности. Рабочие элементы: полосы 1–4, квадраты 1–4.
Итоговое размещение:
Задание 7 1) Окрасьте полосы и квадраты попарно в ахроматические цвета: белый, светло-серый, темно-серый, черный. 2) Расположите квадраты разных ахроматических цветов потри на каждой полосе, исключив квадрат, такой же по светлоте, что и полоса. 3) Проанализируйте степень контрастности каждого из 12 квадратов с учетом фона, обратив внимание на самое контрастное сочетание и на наименее контрастные сочетания.
Укажите самое контрастное сочетание: ____________на___________; ____________на___________;
наименее контрастные сочетания: ____________на___________; ____________на___________; ____________на___________; ____________на___________; ____________на___________; ____________на___________.
4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ (несобственные) СВОЙСТВА ЦВЕТА Задачи: - постижение особенностей взаимосвязи цвета и психического состояния зрителя; - формирование навыков использования цвета для создания нужной психической реакции зрителя.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЦВЕТА С УЧЕТОМ ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЗРИТЕЛЯ
Цель: уяснить воздействие цвета на зрителя и установить то, каким образом, используя цвет, можно влиять на психологический настрой человека. Задание 1 Подберите цветовые иллюстрации к следующим антонимам: а) по физическим характеристикам предметов и явлений теплый – холодный легкий – тяжелый звонкий – глухой
б) по характеристикам психического состояния человека бодрящий - угнетающий умиротворяющий - беспокоящий успокаивающий- возбуждающий
в) по эмоциональному состоянию веселый – грустный праздничный – будничный радостный – печальный
Творческие задания Составьте несложный натюрморт из 3–5 предметов по следующим цветовым характеристикам предметов и явлений: а) по характеристикам психического состояния человека (успокаивающий – возбуждающий); б) по эмоциональному состоянию (радостный – печальный).
5. ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ Цели: - уяснение особенностей составления цветовых гармонических групп; - формирование навыков практического использования гармонизатора «цветовой круг» при постановке натюрмортов; - уяснение гармоничных комбинаций цветовых тонов в двенадцатицветном цветовом круге. На основе гармонизатора «цветовой круг» рассматриваются 3 вида гармонических групп (или комбинаций) цветов: диады, триады и тетриады.
5. 1. Гармонизатор «цветовой круг»
В обучающих целях на основе гармонических групп цветов составляются натюрморты (для закрепления навыков передачи цветных рефлексов, избавления от константности восприятия, а также для решения других живописных и декоративных задач).
Задание 1 Подсчитайте количество возможных гармоничных диад в двенадцатицветном цветовом круге: а) диаметрально контрастных –______________диад; б) предельно контрастных – ______________диад. Пояснение к заданию Диада – это комбинация из двух цветов; триада – это комбинация из трех цветов; тетриада – это комбинация из четырех цветов. Разновидности диад: – диаметрально контрастная диада (или пара) – это пара цветов гармонизатора «цветовой круг», в которой первый цвет – произвольный, а второй цвет должен быть прямо противоположным первому (в цветовом круге они должны располагаться на противоположных концах диаметра); – предельно контрастная диада – это пара цветов гармонизатора «цветовой круг», в которой первый цвет – произвольный, а второй цвет должен быть взят со смещением на один тон вправо или влево от цвета, прямо противоположного первому.
Задание 2 Подсчитайте количество возможных гармоничных триад в двенадцатицветном цветовом круге: а) классических – _______________триад; б) контрастных – _______________триад; в) аналогичных – _______________триад. Пояснение к заданию Триада – это комбинация из трех цветов. Разновидности триад: – классическая триада – ее образуют цвета двенадцатицветного гармонизатора «цветовой круг», отстоящие друг от друга на равные промежутки в три шага; – контрастная триада – это три цвета из двенадцатицветного гармонизатора «цветовой круг», причем первый цвет – произвольный, а два других предельноконтрастные ему; – аналогичная триада – ее образуют три цвета, взятые в двенадцатицветном гармонизаторе «цветовой круг» подряд. Задание 3 Подсчитайте количество возможных гармоничных тетриад (комбинаций из четырех цветов) в двенадцатицветном цветовом круге: а) 1-я комбинация - ________________ тетриад; б) 2-я комбинация - ________________ тетриад; в) 3-я комбинация - ________________ тетриад.
Пояснение к заданию 3 Тетриада – это комбинация из четырех цветов. Разновидности тетриад: – 1-я комбинация – цвета классической триады и цвет, противоположный центральному цвету триады; – 2-я комбинация – цвета аналогичной триады и цвет, противоположный центральному цвету триады; – 3-я комбинация – цвета двух предельно контрастных диад. Цель: приобрести навыки составления гармоничных комбинаций цветовых тонов на основе двенадцатицветного цветового круга. Задание 4 Составьте двенадцатицветный гармонизатор «цветовой круг». Условия составления гармонизатора: а) вы должны получить следующую последовательность цветов: 1) 2) желто-оранжевый; 3) оранжевый; 4) красный; 5) пурпурный; 6) красно-фиолетовый; 7) фиолетовый; 8) сине-фиолетовый; 9) синий; 10) сине-зелёный; 11) зеленый; 12) зеленовато-желтый; б) желтый (1) должен быть самым светлым, а фиолетовый (7) – самым темным цветом гармонизатора. Все остальные цвета от желтого по часовой стрелке должны постепенно темнеть до фиолетовогого (1–7) и светлеть до желтого (8–12); Задание 5 Составьте примеры гармоничных комбинаций цветовых тонов на основе двенадцатицветного цветового круга для всех разновидностей диад, триад и тетриад.
а) диаметрально контрастная б) предельно контрастная в) классическая триада пара пара
г) контрастная триада д) аналогичная триада
е) четыре гармоничных цвета
Цель: выполнить краткосрочный этюд натюрморта на основе одной из гармоничных комбинаций (триады или тетриады), выбранной вами из двенадцатицветного цветового круга. Задание 6 1) Выберите гармоничную комбинацию, содержащую не менее трех цветов, и на ее основе самостоятельно составьте натюрморт из трех – четырех элементов (в постановке допускается использовать предметы, близкие по цветовому тону к цветам гармоничной комбинации, но отличающиеся от них светлотой и насыщенностью). 2) Выполните краткосрочный этюд составленного натюрморта. 3) На приведенной рядом схеме цветового круга закрасьте выбранные вами цвета гармоничной комбинации. Этюд приложите к данному упражнению.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|