Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Викжмология насилия. Занятия 1и 2




Викжмология насилия

Я себя лучше всего чувствую:

— Где я реально нахожусь в своих обычных отношениях:

1. С ближайшими друзьями.

2. С родителями.

3. С учителями.

— Где я хотел(а) бы находиться:

1. Сейчас.

2. Когда вырасту.

Ребята должны отметить на шкале свое состояние по каждому из пунктов.

4. 6. 8. Тренинг самоопределения (для старших школьников)

Самоопределение часто понимается как выбор профессии, но помощь в этом выборе, без сомнения, связана с личностью в целом. Выбор профессии, работы будет влиять на стиль жизни, на выбор друзей, особенности отношения в семье, на потенциальную возможность временно потерять работу, то есть на огромное число социальных связей и в целом на Я-концепцию, которая складывается и под влиянием внешних условий.

Каждому человеку, имеющему опыт профессиональной работы, известно, что, как правило, каждая работа накладывает определенные ограничения на общее развитие личности. Важно шире посмотреть на выбор профессионального пути, который связан со всеми сторонами личности: с ощущениями, чувствами, мыслями, поступками, где человек также усваивает важные социальные навыки: ставить цель и принимать решение, активизировать собственные возможности, развивать уверенность в себе через понимание собственной индивидуальности (уникальности).

Приведенная ниже программа состоит из пяти блоков и предназначена для старшеклассников (14—17 лет). Некоторые ее блоки полезны для студентов младших курсов.

Цепь программы: помочь учащимся шире осознать альтернативы профессионального, карьерного развития, помочь им в принятии решения, какая работа им подходит и куда они должны направить свою активность. Программа помогает планировать и организовывать свою жизнь, не только профессиональный путь, но и развитие личности:


Глава 4

— развитие уверенности в себе;

— умение делать выбор в собственном личностном пространстве;

— умение планировать риск (любое решение содержит риск, но главное — уметь его оценить, а не избегать).

Предлагаемые занятия имеют 5 целей-задач:

1) помочь узнать себя;

2) научить определять, насколько ученик удовлетворен собой и своим образом жизни;                   *

3)  помочь расширить диапазон возможностей;

4) научить видеть то, как он тратит свое время в настоящем;

5) дать возможность ставить самостоятельные цели и оценивать свои действия с точки зрения соответствия их желаниям.

Занятия 1и 2

Цель: помочь ученику лучше узнать себя.

Ведущий: «На наших занятиях мы будем знакомиться с самим собой. Отвечать на вопросы: «Кто я? », «Что я люблю, а что мне не нравится? », «В чем я успешен, а в чем нет? », «Как я предпочитаю проводить время? », «Каковы мои самые главные мечты, планы? », «Что я хочу сделать со своей жизнью? », «Как строить планы, чтобы достичь того, чего хочу? ».

Участникам демонстрируется следующая схема:

Окно Джогари

Ты об этом знаешь Ты об этом не знаешь
Другие это знают о тебе Известное, открытое Слепое
Другие люди не знают это о тебе Скрытое Неизвестное

Ведущий: «Мы можем посмотреть на себя с разных точек зрения. У каждого человека существует мнение о себе. Как я выгляжу? Что я за человек? Что другие люди думают обо мне?


Виктимология насилия

В нас есть такая часть, которую мы смело показываем другим: что мы любим футбол, увлекаемся фильмами ужасов, предпочитаем определенные книги и т. п. Есть часть, о которой мы даже специально сообщаем другим, хотим, чтобы они об этом знали: что мы успешны в спорте, популярны у противоположного пола, отлично знаем какой-то школьный предмет и т. п. Это известная, открытая информация о нас. Мы знаем это о себе, и мы не против, чтобы другие знали это про нас.

Тем не менее мы не хотим, чтобы другие знали о нас все. Есть определенная информация о себе, которую мы знаем, но предпочитаем ее скрывать. Например, что мы думаем плохо («гадко») о других людях; что мы врем близким людям, испытываем чувство вины и т. п. То есть определенную информацию мы прячем от других.

Каждый из нас интересуется тем, как видят нас другие и что они о нас думают. Люди не всегда говорят нам, что они о нас думают. Например, Петр думал, что с ним всегда легко общаться, а его одноклассники считали, что он вспыльчив, агрессивен и совершает неразумные поступки. Другими словами, мы бываем слепы и глухи по отношению к важной информации о нас. Это та часть нас, о которой не говорят нам даже лучшие друзья. Эта информация не всегда плохо нас характеризует. Или, например, Юля считала, что она эгоистична и мелочна, но многие ее друзья полагали, что она тонкая и думающая натура.

Есть у нас еще одна часть, та, о которой не знаем ни мы, ни другие. Это неизведанная область, и по мере продвижения по жизни мы узнаем что-либо о ней тогда, когда попадаем в новые ситуации, общаемся с людьми. Мы говорим: «Такого я от себя не ожидал! ». Никто из вас не знает, например, каким он будет мужем или женой,

На наших занятиях мы будем искать информацию о всех четырех наших сторонах. Мы начнем со взгляда на известную (открытую) и скрытую области».

Упражнение «Кто я? »

Представь, что информация о тебе будет помещена на компьютерном сайте. Любой человек, который знает код, может с ней ознакомиться и узнать, что ты за человек. Ты можешь поместить только 10 суждений о себе.

Напиши 10 суждений, которые позволят любому, кто тебя не знает, составить мнение о тебе.

Эти суждения могут быть очень просты, такие, как: «Я


Глава 4

очень высокий» или «Я небольшого роста» — или более сложные: «Я человек, который, когда встречает девчонку, иногда не знает, что сказать».

Главное, чтобы их было только 10. Там могут быть суждения о себе, которые ты не хочешь сообщать никому. Поставь около них букву «С» (секретно). Это означает, что компьютер никому не раскроет эти сведения. (В дальнейшем это будет информация только для тебя. )

Упражнение выполняется в течение 10—15 минут, сразу после него предлагается

Упражнение «Лестница суждений»

А теперь пронумеруй эти утверждения от 1 до 10. Реши сначала, какое из них самое важное, самое информативное, наиболее четко отражает тебя — и поставь цифру 1. Посмотри на оставшиеся утверждения и наиболее точное из них пронумеруй цифрой 2. То же проделай с оставшимися восемью суждениями.

Упражнение «Открытие себя»

Цель упражнения: помочь осознать огромное количество человеческих неповторимых особенностей людей, которых ты полагаешь, что знаешь. Оно также дает возможность при знакомстве с суждениями других лучше понять то, что ты отмечал о себе. Это позволяет приоткрыть скрытую часть себя, если такое желание возникнет, и увидеть реакцию других.

Упражнение может принимать разнообразные формы в зависимости от психологической атмосферы в группе, степень искренности должны определять сами участники. Подчас это может быть предметом очень полезной групповой дискуссии.

Суть упражнения: участники делятся на мини-группы по 5—7 человек (желательно — наименее знакомых друг с другом людей). Каждый участник должен прочитать свои утверждения в порядке от 1 до 10. Он может не читать утверждения с пометкой «секретно». Если же он на это решается, то должен дать понять группе, что он это делает, и узнать реакцию слушателей.

На этом занятие заканчивается. Если занятие проходит с небольшой группой, итоги можно подводить в «классическом кругу», известном всем ведущим Т-групп. Если работа проводится с большой группой (классом), то завершение состоит из заключительного слова ведущего, например: «Сегодня у вас


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...