Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виктимология аддиктивного поведения




Глава 4

сделать выводы быстро, почему этого решения ждут именно от вас.

• Не старайтесь перестроить всю работу, если руководство не ставит перед вами такой задачи. Даже если вы знаете более совершенные методы, формы отчетов и т. д., постарайтесь сначала установить доверительные отношения с коллегами, а потом вносите свои предложения.

• Выясните, какие традиции приняты в коллективе, — как принято обращаться друг к другу, к руководству, принято ли «прописываться», сдавать отчеты и т. д.

• Понаблюдайте за происходящим — кто с кем общается, ходит обедать или покурить, к кому обращаются за помощью, у кого спрашивают совета, что делают, когда опаздывают на работу, принято ли задерживаться после работы, использовать телефон в личных целях и т. д.

• Надо понимать, что далеко не каждое резкое высказывание в ваш адрес, не каждое указание на сделанные ошибки означают, что против вас ведется война.

• Если вы знаете, кто решил свести с вами счеты, то наверняка сможете выйти победителем. Однако для этого вы должны скрупулезно проанализировать поведение — как свое, так и соперника.

Следующие рекомендации можно было бы дать руководителям, подвергающимся моббингу:

• «Вливаясь» в новый коллектив или продвигаясь по служебной лестнице, не спешите сразу затевать революцию. Для коренных перемен, если они действительно необходимы, предпочтительнее эволюционный, а не революционный путь.

• Не стремитесь «войти в чужой монастырь со своим уставом». Другими словами, не старайтесь сразу же заставить всех работать по новым правилам, несмотря на то, что они кажутся вам более эффективными, чем те, которые приняты в данном коллективе.

• Не теряйте психологического равновесия в ситуации прессинга. Возможно, углубленный анализ покажет вам, что проблемы кем-то сознательно преувеличены, а на самом деле все не так плохо.

1                  • Не принимайте скоропалительных решений в случае,

если обстоятельства, как вам кажется, этого требуют. Возможно, кто-то специально подталкивает вас к заранее вырытой «яме».

• Не увольняйте никого «под горячую руку».

1         776


Виктимология насилия

И все же чаще встречаются ситуации, когда «нездоровые» отношения в коллективе, постоянные жалобы и конфликты, мешающие нормальной работе, вынуждают руководителя принимать меры. От того, как он будет действовать в каждом конкретном случае, зависит и его авторитет.

Можно ли оставаться в стороне от выяснения отношений, влияющих на результаты работы, и конфликтов, которые не снимаются самостоятельно, без вмешательства «извне»? Однозначный ответ — все жалобы надо выслушивать, нельзя позволять конфликту разрастаться. Но вмешиваться ли в него самому или нет — это надо решать в каждом конкретном случае.

Количество желающих пожаловаться начальнику на коллег — точный индикатор психологического климата в коллективе. При нормальных отношениях люди открыто высказывают друг другу свои претензии. Но в первую очередь именно от личности руководителя зависит, будут ли к нему обращаться с жалобами. В целом наличие жалоб (в разумных количествах) должно радовать шефа: все-таки подчиненный пришел к нему как к последней инстанции и надеется выйти из кабинета с решенной проблемой. Производственные конфликты всегда должны решаться при непосредственном участии руководителя. Обратная ситуация свидетельствует о том, что начальника просто не замечают. А полное игнорирование конфликтов со стороны руководителя может привести к очень печальным последствиям, вплоть до развала коллектива.

Очень важно в качестве профилактики моббинга разъяснить сотрудникам их должностные обязанности. Лучше всего, когда они получают описание той работы, которую будут выполнять, то есть должностную инструкцию. К сожалению, во многих фирмах об этом правиле либо просто забывают, либо не считают его важным. Также можно создать условия для разрешения взаимных претензий самими участниками конфликта: выслушать обе стороны и принять решение. Дайте высказаться жалобщику, и его эмоциональное напряжение спадет. К тому же открытое обсуждение позволяет начальнику разобраться в причинах конфликта, не ввязываясь в мелкие дрязги. Но к патологическим жалобщикам, склонным к интригам и распространению сплетен, надо относиться жестко: не будет такого человека — не будет и проблем.


ГЛАВА 5

ВИКТИМОЛОГИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

А ермин «лекарственная зависимость» (addiction) был введен в 60-х годах XX века экспертами ВОЗ для обозначения привыкания к наркотикам и алкоголю. Addictus — юридический термин, обозначающий человека «подчиняющегося, осужденного». Метафорически аддиктивным поведением называется глубокая, рабская зависимость от некой непреодолимой силы, которая обычно воспринимается как находящаяся вовне — будь то наркотики, алкоголь, сексуальный партнер, пища, деньги, — то есть любая система или объект, требующие от человека тотального повиновения (Усков, 2000).

Зависимости — одна из самых насущных проблем здоровья, и она может иметь социальные, биологические и психологические причины. Пациенты с зависимостями обращаются за помощью к разным специалистам: наркологам, эндокринологам, диетологам, психотерапевтам, психологам, специалистам в сфере нетрадиционной медицины и др. Но психотерапевтический опыт показывает, что источником зависимого поведения чаще всего являются сложные нарушения личности, те, которые ведут к формированию психологии жертвы, как это описано в главе 1 настоящего справочника. Неразрешенная внутренняя проблема может повлечь за собой использование «заместителей» неудовлетворенных потребностей. Вот почему у разных форм зависимостей: алкоголизма, табакокурения, наркомании, переедания, азартных игр, злоупотребления шоколадом и кофе, созависимости, зависимости от работы или от секты — существует общий механизм образования. Поэтому зависимости можно назвать также компенсаторным поведением или неадекватной формой защиты личности (Каменская, Радченко, 2001).

Коринн Свит определяет зависимость как свойство характера или поведения, которое можно описать следующим образом:

• Вы не контролируете это, скорее это контролирует вас. Вы чувствуете, что не имеете иного выбора, кроме как делать это, брать это, поступать так, как требует это.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...