Занятие 8. «Можно ли научиться изменять свое состояние?»
Занятие 8. «Можно ли научиться изменять свое состояние? » Ведущий: «На прошлых занятиях мы с вами узнали, что эмоции бывают положительные, отрицательные, но никогда не бывают абсолютно бесполезными. Однако существуют эмоции, которые вы хотели бы испытывать часто (какие это эмоции? ), а другие как можно реже (какие? ). Почему так происходит, что некоторые эмоции хочется испытывать как можно реже? Когда мы испытываем какую-нибудь отрицательную эмоцию, что происходит с нами? Всегда ли нам приятны минуты, когда мы находимся под впечатлением отрицательных эмоций? Можно ли что-то с этим сделать? Я хочу рассказать вам одну притчу. Это притча об одном могущественном царе, властителе необозримых земель. Как-то однажды почувствовал себя царь расстроенным. Тогда созвал он всех своих мудрецов и обратился к ним: «Неведома мне причина, но что-то велит мне искать особое кольцо, которое сможет успокоить мою душу. И это кольцо должно быть таково, чтобы в несчастье оно радовало меня и поднимало мне настроение, а в радости, когда бы я ни бросал на него свой взгляд, печалило». Стали мудрецы совещаться и глубоко задумались. В конце концов, спустя некоторое время они поняли, какое кольцо хотел их властелин иметь. Сейчас я предлагаю вам побывать в роли мудрецов и собраться на тайный совет здесь и сейчас, чтобы решить, какое же кольцо хотел иметь ваш царь. (Обсуждение в группах. )
Виктимология насилия И принесли они кольцо царю своему. И сияла на нем надпись: «И это пройдет». Однако всегда ли у нас есть возможность и желание ждать, пока плохое настроение пройдет само? Можно ли как-то активно постараться изменить свое состояние? » Участники предлагают примеры такого изменения:
— японская кукла начальника, на которой может «разрядить» свой гнев подчиненный; — нападающий футбола, который все негативные эмоции вкладывает в силу удара; — вспомнить что-то приятное или место, где было очень хорошо. Участникам предлагается сесть поудобнее, закрыть глаза и вспомнить такое место, где они чувствовали себя комфортно. Вспомнить положительные эмоции, связанные с этим местом. Ведущий говорит, что всякий раз, когда они будут чем-то расстроены, можно мысленно вернуться в это место и изменить свое эмоциональное состояние. Ведущий: «Но как узнать, что пришло время изменить свое эмоциональное состояние? Нам нужно посмотреть на себя со стороны. Существует множество способов оценить свое состояние. Я хочу предложить вам один из них. Сегодня мы научимся измерять свое состояние с помощью эмоционального термометра». Всем участникам раздают «термометры» (см. ниже) и небольшие листочки бумаги. На примере сегодняшнего утра демонстрируют, как пользоваться «термометром». Затем участникам предлагают оценить свои состояния, начиная с утра; оценить перепады в эмоциональном состоянии в течение сравнительно небольшого отрезка времени. Работу с «термометром» предлагают закончить сегодняшним вечером, вновь «просмотрев» события прошедшего дня и оценив каждое из них. Домашнее задание: принести свои работы к следующему занятию. Эмоциональный термометр
Глава 4 Занятие 9. «Во мне живут семь Я» / часть Ведущий: «Давайте поиграем в одну игру! Нужно найти черты сходства у себя с другими членами группы. Для этого мы воспользуемся мячиком. Например: у меня и у Юли одинаковый цвет глаз — я бросаю Юле мячик. Юля же, получив мячик, ищет черты сходства с другим человеком и бросает ему мячик. Единственное условие — мячик должны получить все участники игры. Начали!
Как вы думаете, для чего мы играли в эту игру? Мы искали черты сходства с другими людьми, посмотрели, как нас видят другие. Скажите мне, пожалуйста, что такое Я? Моя боль, мой голод, моя радость. Не «я болею», а у «меня болит». Болит не Я, болит «оно», от которого Я зависит. Если разобраться по существу, то Я — всего лишь самоотождествление с тем, что в нас более или менее постоянно или кажется новым. Образ Я — это представления человека о самом себе. Этот образ Я мы называем Я-настоящее (реальное). Я-на-стоящее состоит из трех составляющих: 1) Я — в моем представлении; 2) Я-идеальное; 3) Я — глазами других людей. Все эти три образа живут в нас и вместе составляют Я-настоящее. Все эти три Я далеко не одинаковы, и у разных людей они выражены по-своему. Напомните мне, пожалуйста, как называется наш курс?! Правильно, «Психология саморазвития». Сейчас мы с вами подошли к основным процессам саморазвития: это самопознание, самоизменение, взаимопонимание. Их названия написаны на карточках, которые перед вами. Что же это такое? Самопознание — построение связей между Я-настоящим и Я — в моем представлении; самоизменение — построение связей между Я-настоящим и Я-идеальным; взаимопонимание — установление возможных связей между Я-настоящим и Я — глазами других людей. Какой же из этих трех процессов для вас наиболее привлекателен? Возьмите карточки с тем процессом, который вас больше всего заинтересовал, и отдайте их мне. Пока мой помощник подсчитает результаты, давайте поиграем еще в одну игру. Игра называется «Зоопарк». Встаньте, пожалуйста, в круг. Виктимология насилия Входя в круг, каждый из вас должен изобразить то животное, на которое, как он считает, похож в данный момент. А все остальные внимательно смотрят и отгадывают, что это за животное. Потом мы все вместе повторяем движения ведущего. Начали! Давайте подумаем и ответим на такой вопрос: «Какую же составляющую Я-настоящего мы изображали, и почему вы так думаете? ». Пока мы играли, были подсчитаны ваши ответы на карточках. И больше всего вас заинтересовал процесс взаимопонимания, взаимодействия, то есть то, как наше Я видят другие люди. Как вы думаете, почему?
Потому что по-настоящему мы знаем только наш собственный внутренний мир, что же касается мнения других людей о нас, нам приходится только догадываться о нем. Кроме того, потребность понять другого, увидеть мир его глазами извечно свойственна человеку. Но разве это удивительно? Гораздо удивительнее то, что и среди людей нет двух человек, которые бы видели одно и то же одинаково. А теперь я предлагаю вам построить «автомобиль». Для этого нам нужно выбрать одного автогонщика и разделиться на две команды. Каждая из команд будет группой «сборщиков» и будет строить автомобиль из членов противоположной группы, которые будут строительным материалом — деталями. «Сборщики» сами объявляют, кто какой частью автомобиля должен стать. «Детали» имеют право: 1) спрашивать «сборщиков» об основаниях их выбора; 2) критиковать их решение на языке метафоры: «Я не подхожу на роль гудка, так как у меня болит горло, я очень тихая и меня не будет слышно». Совсем не обязательно представить все части двигателя, ведь мы решаем не инженерную задачу, а психологическую, поэтому не обижайтесь, ведь мы говорим на языке метафоры (а ни в коем случае не вешаем друг на друга ярлыки). «Автогонщик» должен собрать автомобиль из этих частей и продемонстрировать его в движении. Автомобиль собран! Поехали! Замечательно! Автомобиль получился отличный! Понравилась вам игра? А теперь скажите, пожалуйста, что вы узнали в этой игре? А узнали вы то, что образ Я в нашем представлении не всегда соответствует Я — глазами других людей, и то, что даже этот образ неоднозначно воспринимается разными людьми. Глава 4 Теперь я предлагаю проделать такую вещь. Представьте, что в центре нашего круга стоит большая корзина. Пусть каждый из вас положит что-нибудь доброе и хорошее в эту корзину (хорошее настроение, свою любовь и т. д. ) и возьмет из нее то, чего ему не хватало на протяжении всего занятия (поддержку друзей, покой и т. д. )».
// часть Ведущий: «Рассмотрим тему «Я — глазами других людей». Я предлагаю сыграть в игру. Она называется «Ассоциации». Многие, наверное, знают правила этой игры, а для тех, кто не знает, я объясняю: нам нужен один водящий (по желанию). Мы попросим его выйти на 1 минуту за дверь, а сами загадаем кого-либо из присутствующих. Водящий заходит в круг и задает вопросы всем участникам. Вопросы должны быть не прямые, а метафорические. Например: каким бы он был, если бы превратился в цветок, животное и т. п. Отвечая, участники должны использовать характеристики человека, цвет волос, рост, одежду и т. п. ». Упражнение выполняется, водящий меняется 2—3 раза. Игра останавливается, подводятся итоги. Ведущий: «Мы с вами в течение нескольких дней пытаемся познать себя, свои чувства и эмоции, а также по ходу тренинга что-то узнавали о других. Возьмите по листку и напишите небольшой рассказ по следующей формуле: «Если бы... (имя человека, которого вы выбрали для описания)... был(а) книгой, то эта книга будет о... ». /// часть Подростки глазами взрослых Цель занятия: вместе подумать о роли подростка в отношениях со взрослыми, о его позиции (пассивная — активная) в конструктивном решении семейных конфликтов. Обратить внимание на проблемы взаимопонимания: всегда ли мы правильно понимаем сказанное? Попытаться помочь подростку поставить себя в позицию взрослого и взглянуть на себя с этой позиции. Занятие начинается с игры, которая помогает настроиться, создать рабочую обстановку: Игра «Настройка пианино» Все садятся в круг. Каждый участник кладет руки на бедра соседей слева и справа. Тот, с кого начинается игра, хлопает своего соседа справа по бедру. Сосед должен мгновенно среа- Виктимология насилия гировать, быстро хлопнуть по бедру первого игрока и тут же хлопнуть соседа справа, как бы передавая ему эстафету. И так по кругу, постепенно убыстряя темп. Если кто-нибудь ошибается, игра начинается с первого игрока. После окончания игры все садятся просторным кругом. Ведущий: «Тема нашего сегодняшнего занятия: «Подросток и взрослый». Я предлагаю вам поговорить о тех взрослых, которые постоянно рядом с вами, которые вас будят, кормят и отправляют в школу. Догадались, кого я имею в виду? Правильно, родителей. А теперь представьте такую ситуацию: мама пришла с работы уставшая, расстроенная, стала накрывать на стол, разбила тарелку; папа полчаса ехал в переполненном троллейбусе, он раздражен. У тебя болит голова, поэтому ты заявляешь, что тарелка, которую разбила мама, была твоя любимая, и из другой ты есть не будешь. Чем, по-вашему, закончится эта ситуация?
А кто может исправить положение? А вы смогли бы в такой ситуации разрядить атмосферу, наладить отношения? Давайте попробуем все вместе. Я прошу вас разделиться на три группы, и каждой группе дам ситуации, в которой участвуют родители и ребенок. Внимательно прочитайте ситуацию. Затем попробуйте изменить реплики ребенка так, чтобы он разрядил атмосферу, помог выйти из конфликта. Разыграйте ситуацию. У вас 5—10 минут на подготовку». Ситуации: 1. Мама отцу: Опять ты затоптал пол. В этом доме тебе ни до чего нет дела. А я так устала. Отец маме: Оставь меня в покое! Дочка: С ума можно сойти в этом доме! Один ворчит, другой кричит, я этого больше не выдержу! 2. Дочка делает уроки. Отец читает книгу, нужную ему для работы. Дочь отцу: Папа, как пишется слово «огурец»? Отец дочери: Через «о». Пожалуйста, не отвлекай меня. Дочь: «Наверно» пишется вместе? Папа, прочти, хорошо ли я написала... Папа, проверь... Отец: Я же просил не отвлекать меня, отстань! Мама, входя, отцу: Вечно ты читаешь, помоги ребенку. Совершенно ничем не интересуешься, кроме своих книг! 3. Дочка маме: Мясо жесткое, не буду его есть. Гадость! Глава 4 Мама дочке: Как ты выражаешься? Что ты себе позволяешь? Отец обеим: Прекратите, не ссорьтесь хотя бы во время обеда. Мама отцу: Она у тебя научилась привередничать. Постоял бы ты в очередях, тогда бы понял... Когда группы готовы, они показывают сценки. Участники обсуждают, удалось ли выполнить задание. Вместе группа делает вывод о том, что ребенок может влиять на отношения в семье, делать их хуже или лучше. Ведущий: «Предлагаю поиграть в «Испорченный телефон» — игра всем хорошо знакомая. Я говорю на ухо первому игроку фразу. Ее передают по кругу. Последний говорит вслух то, что услышал. Играем несколько раз. Давайте подумаем над тем, сталкиваемся ли мы в жизни с «испорченным телефоном»? Бывает ли так: нам говорят одно, а мы слышим совсем другое? Можно ли одинаковыми словами выразить разные вещи? Давайте посмотрим, умеем ли мы понимать то, что нам говорят. Мне нужно 4 «мамы». Пожалуйста, кто хочет? Все мамы будут говорить одну фразу: «Иди делать уроки», но по-разному. Одна мама будет виноватой, вторая — сверхопе-кающей, третья — обвиняющей, а четвертая — отстраненной (т. е. ей все равно). Каждая мама получает листок бумаги, на котором написано, что она должна сказать этой фразой. Всех остальных я прошу разделиться на 3 группы. Ваша задача: понять, что хочет сказать мама на самом деле, говоря «иди делать уроки», и определить, какая мама «виноватая», какая — «обвиняющая» и т. д. и вручить каждой маме соответствующую карточку». Мамы: 1. Виноватая: «Знаю, что тебе не хочется, но хоть для очистки совести, хоть для вида». 2. Обвиняющая: «Опять будешь ловить мух, лентяй злостный, халтурщик бессовестный. Я тебе покажу, я заставлю! » 3. Сверхопекающая: «Только я знаю, что тебе надлежит делать в каждый момент, без меня ни шагу. Всегда с тобой. Всегда вместе». 4. Отстраняющаяся: «Делай, в принципе, что угодно. Главное, чтобы тебя не было видно и слышно». Ведущий: «Вот видите, сколько можно сказать одной фразой. А теперь я предлагаю вам поиграть еще в одну игру: «Ес-
Виктимология насилия ли бы я была моей мамой, я бы... ». Первый игрок продолжает фразу и кидает мячик другому. Второй продолжает фразу по-своему и кидает мячик третьему, и так далее, пока мячик не побывает у всех игроков. Домашнее задание: Попросите свою маму продолжить фразу «Если бы мама была мной... ». Прочитайте внимательно, что напишет мама, а потом спросите у нее, правильно ли вы поняли, чтобы не получилось «испорченного телефона». IV часть 1. Обсуждение понятий в группах. Дети делятся на 3—4 группы. Каждой группе дают карточку с заданием. Бунт: 1. Что это такое? 2. Его причины? 3. Какой он бывает? 4. Какие эмоции, психологические состояния, по-вашему, могут его вызывать? 5. Польза и вред. 6. Примеры. Далее ведущий кратко подводит общие итоги обсуждения. 2. Игра «Зеркало» Цель: выяснить, какая позиция больше нравится человеку, а в какой он наиболее успешен. Участники разбиваются на пары. Партнеры договариваются, кто будет «зеркалом». Другой ребенок совершает какие-то движения, а «зеркало» точно и синхронно все отражает. При этом если человек смотрит в «зеркало», то и «зеркало» должно смотреть ему в глаза, а не на его движущиеся руки. 1. По первому сигналу ведущего ребенок начинает двигаться, а «зеркало» — отражать его движения. По второму сигналу пары заканчивают игру и поднимают карточки с оценкой, отвечая на вопросы таблицы. Помощники высчитывают средний балл и заносят его в таблицу. 2. Игра повторяется, партнеры меняются ролями. 3. Партнеры играют в ту же игру, не договариваясь, кто из них в данный момент будет «зеркалом». На задание отводится 5—7 (до 10) минут. Затем обсуждение. Ведущий задает вопросы: — какие эмоции, ощущения возникали при выполнении: 1) роли человека перед «зеркалом» (управление); Глава 4 2) роли «зеркала» (подчинение); 3) согласованной работы (согласование). Что понравилось больше всего, что получилось лучше? 3. Игра «Скульптура бунтаря» Цель: выразить состояние бунта. Дети делятся на 3 равные группы. Каждой группе ведущий дает карточку с заданием (индивидуальным для группы): 1. открытый бунт; 2. скрытый бунт; 3. подавленный бунт. Группа должна представить скульптуру (скульптурную композицию) на заданный в карточке сюжет (можно использовать и неодушевленные предметы). Задача остальных ребят — угадать, что изображает данная скульптура. После показа всех трех скульптур ведущий спрашивает, что чувствовали ребята, исполнявшие роль скульптуры. Какой вид бунта был для них наиболее приемлем? 4. Игра «Повелитель — подчиненный» Цель: ясно представить себе роли повелителя и подчиненного. Из группы вызывают 4 добровольцев (при достаточном количестве времени можно проиграть со всей группой), их делят на пары. Участники каждой пары тайно договариваются между собой о том, кто из них будет играть какую роль (повелителя или подчиненного). Потом они разрабатывают сюжет для двух героев, один из которых умеет только управлять, но делает это в совершенстве, а другой умеет только подчиняться, но тоже в совершенстве владеет этим искусством. Когда пары заявляют о своей готовности, каждая по очереди разыгрывает перед зрителями свою пантомиму. Зрители выполняют работу экспертов. Они выставляют актерам оценки за точность ролевого воплощения: за то, насколько «повелитель» смог изобразить человека, диктующего другому свою волю, и насколько «подчиненный» смог отдаться чужой воле. «Эксперты» должны указать, какие выразительные средства использовали «повелитель» и «подчиненный» (т. е. проанализировать язык тела). 5. Изображение своего состояния на шкале «Повелитель — подчиненный» Ведущий выдает каждому ребенку бланк, на котором изображена шкала: повелитель_____________________подчиненный
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|