студента с высоким уровнем материальной обеспеченности, % к норме
студента с высоким уровнем материальной обеспеченности, % к норме (норма принята за 100 %) Далее графически отображаем показатели баланса нутриентов в рационе, используя примеры построения диаграмм приложения 10: Рис. Х. Показатели баланса питательных веществ в рационе студента (за 1 принято содержание белка)
Рис. Х. Соотношение животных и растительных белков в рационе питания студента, в процентах
Рис. Х. Соотношение животных и растительных жиров в рационе питания студента, в процентах
2. Представляем в виде круговых диаграмм фактическое и рекомендуемое распределение энергии рациона по основным приёмам пищи в сравнении с рекомендуемым при 3-разовом питании:
Рис. Х. Распределение энергии среднесуточного рациона студента по основным приёмам пищи, в процентах Даём ответ на задание с помощью каких методов могли быть получены особенности режима питания студента? Указанные особенности могли быть получены с помощью использования социологического метода (анкетного опроса) или путём изучения дневника питания. Далее, согласно заданиям задачи, дополняем таблицу с показателями пищевого статуса студента колонкой, содержащей возможные методы определения и оценки тех или иных показателей:
Окончание таблицы
3. Заключение по результатам изучения состояния питания студента с низким уровнем материальной обеспеченности При изучении качественных и количественных характеристик среднесуточного рациона студента установлено, что его энергетическая ценность ниже фактических средних суточных энерготрат на 337 ккал (11, 42%), что при длительном использовании подобного рациона может обусловить дефицит массы тела, способствовать развитию заболеваний и нарушений, связанных с недостаточностью питания (алиментарных заболеваний). Данный неблагоприятный прогноз усугубляет двигательная активность студента, которая превышает нормируемый уровень для данной группы населения на 5, 36%. Анализируемый рацион характеризуется пониженным содержанием белка (на 10, 0%), особенно животного (на 20, 0%). Также снижено в рационе общее содержание жиров (на 8, 6%). Одна из наиболее неблагоприятных характеристик рациона – выраженный дефицит растительных жиров (имеет место выраженный дефицит (на 61, 29%). С учётом данных о биологической роли жиров, в том числе растительных, анализируемая характеристика рациона может способствовать развитию у студента целого ряда нарушений и заболеваний, этиопатогенетическим фактором которых являются неблагоприятные по уровню значения липидного спектра крови.
По углеводам анализируемый рацион весьма близок к норме: имеет место снижение их потребления на 5, 11%. Однако обращает внимание значительное превышение нормируемого уровня потребления простых сахаров (на 29, 27%), что обусловливает риск развития алиментарно-зависимых заболеваний, например, кариеса зубов, сахарного диабета и других. По всем витаминам имеет место их дефицит в рационе от 15 до 30%. Особенно неблагоприятным фактором является почти 30-процентный дефицит витамина С, так как 50 и более процентов этого витамина при тепловой кулинарной обработке продуктов питания разрушается. В сравнении с нормами в рационе значительно снижено содержание кальция (на 45%), магния (на 20, 0%), железа (на 35%), йода (на 43, 33%). На этом фоне обращает внимание значительный избыток фосфора (75%). С учётом того факта, что при всасывании и усвоении кальций и фосфор являются антагонистами, обсуждаемая характеристика может обусловить значительное снижение обеспеченности организма студента и без того дефицитным кальцием со всеми грозными последствиями недостаточности этого минерала. Постоянный дефицит кальция в рационе, особенно в сочетании с избытком фосфора может привести к заболеваниям костно-мышечной системы, нарушениям энергетического обмена, свёртывающей системы крови, снижению работоспособности и другим заболеваниям и нарушениям, имеющим весьма неблагоприятные прогнозы. Дефицит магния, как правило, обусловливает нарушение функционирования миокарда и сердечно-сосудистой системы в целом, а также ряд других нарушений и заболеваний. Представленные выше неблагоприятные последствия характеристик рациона питания студента усугубляются выраженным дисбалансом нутриентов. В частности, имеет место диссбалансированность по питательным веществам, которая характеризуется повышенным отношением количества углеводов к белку. Не соответствует норме соотношение животных и растительных белков с превалированием в этом соотношении белков растительного происхождения, что может обусловить дефицит в организме незаменимых аминокислот и развитие соответствующих алиментарно-зависимых заболеваний и нарушений. Не отвечает требованиям соотношение животных и растительных жиров, что подчёркивает справедливость представленного выше неблагоприятного прогноза, который был сформулирован при анализе содержания жиров в абсолютном выражении.
При рассмотрении баланса основных минеральных веществ обращает внимание выраженный дисбаланс кальция и фосфора со значительным преобладанием в соотношении этих минералов последнего (1: 2, 55 вместо рекомендуемого 1: 0, 8). Данная характеристика питания студента подчёркивает справедливость прогноза неблагоприятных последствий повышенного содержания фосфора в анализируемом рационе, сформулированного при анализе содержания в нём минералов в абсолютном выражении. Отмеченные выше недостатки среднесуточного рациона студента детерминированы нерациональным продуктовым обеспечением питания. Анализ связи характеристик ЭЦ и химического состава питания с особенностями его продуктового обеспечения и основные неблагоприятные последствия представлены в рабочей таблице:
Окончание рабочей таблицы
Характеризуя режим питания студента можно отметить, прежде всего, что имеющее место 3-разовое питание не является оптимальным. В большей степени требованиям оптимальности отвечает 4-разовое питание, при котором процессы обмена наиболее надежно обеспечивают гомеостаз. Грубым нарушением принципов здорового питания является факт значительного превышения допустимого времени между обедом и ужином – 8, 5 часов (допустимое время – 5 часов). Данная характеристика режима питания может обусловить наличие в желудке длительное время гиперацидной среды, деструктивное воздействие кислоты и ферментов, рефлекторно выделяющихся при объективном чувстве голода железами внутренней секреции на эндотелий желудка и кишечника. В результате – реальный риск развития гастритов и колиэнтеритов.
Значительная перегрузка энергией обеда и ужина обусловливает в свою очередь повышенную нагрузку на пищеварительный аппарат и также способствует развитию алиментарно-зависимых заболеваний и нарушений ЖКТ. Таким образом, длительное питание студента с указанными выше характеристиками среднесуточного рациона может обусловить раннее развитие целого ряда заболеваний и нарушений в организме. При рассмотрении результатов определения некоторых показателей пищевого статуса студента обращает внимание реализация основных положений неблагоприятных прогнозов, сформулированных по результатам анализа состояния фактического питания. Так, например, у студента имеет место низкая в сравнении с идеальной МТ. Однако при этом ИМТ по критериям его интерпретации свидетельствует о нормальной МТ для данной длины тела. Отклонение ВОО от ДВОО несущественно, в пределах ошибки метода определения показателя. Содержание жира в организме студента ниже нормы для его антропометрических данных на 6, 9%. С этим показателем связано значение ТМТ, представляющей метаболически активную часть тела, которая, исходя из зависимости этих двух показателей пищевого статуса, значительно выше оптимальной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|