Общественный строй восточных славян
Философия истории Гегеля
В основе концепции Гегеля лежит представление о том, что движущей силой исторического процесса является самопознание абсолютной идеи, которая последовательно реализуется в истории различных народов. Исторический материализм Маркса. По Марксу основным фактором развития является социально-экономический, ключевое понятие - формация. Формация - это социально-экономическая организация общества, складывающаяся на определенном этапе развития человечества. а) первобытно-общинный строй; б) рабовладельческий; в) феодальный; г) капиталистический; д) коммунистический. Тип формации определяется на основании существующего в ней способа производства. Способ производства формирует экономический базис общества, на основании которого развивается надстройка - комплекс характеристик (социальных, культурных и пр.). переход - неизбежно революционным путем, когда власть захватывают собственники нового производства. 4) Концепция локальных цивилизаций: Н. Я. Данилевский "Россия и Запад", О. Шпенглер "Закат Европы", А. Тойнби. 4. Принципы исторического исследования - это исходные способы истолкования исторического материала. В качестве основных принципов можно выделить три: 1) Принцип историзма - предполагает изучение объекта исследования в процессе его развития во времени, во взаимосвязи с другими объектами и с окружающей средой. 2) Принцип системности - предполагает изучение целостности объекта через анализ его внутренних связей. 3) Принцип объективности - предполагает непредвзятое отношение к объекту исследования. Категории исторического исследования - это базовые понятия, отражающие наиболее важные связи изучаемого мира:
1) Историческая закономерность - причинно-следственная событийная цепь, сложившаяся на основе объективных предпосылок и условий. 2) Историческая случайность - уникальные индивидуальные причины событий, способные нарушить закономерный ход истории. 3) Историческая необходимость - ведущая тенденция развития общества, основанная на объективных условиях, но не являющаяся неизбежностью. 4) Альтернативность в истории - признание существования различных возможностей в развитии общества, одна из которых будет реализована в действительности. Особенности методов исторического исследования: 1) Главная особенность исторического исследования - объект изучения удален об субъекта познания во времени, уникален и эмпирически неповторим. 2) Объект изучения и субъект, изучающий историю, предельно сближены. 3) Изучается незавершенный процесс. Исторический источник - то, что запечатлевает в той или иной форме реально произошедшее событие. Исторический источник должен содержать информацию о произошедшем событии. Группы исторических источников: 1) Вещественные. 2) Письменные. 3) Изобразительные. 4) Фонические - все, что характеризует среду обитания: природные условия и прочее. Методы исторического исследования: 1) Археологический - состоит в изучении вещественных свидетельств эпохи. 2) Метод сравнительно-исторический: а) синхронное сравнение - анализ однотипных и однопорядковых явлений в один временной промежуток, результатом является определение качественных отличий изучаемого объекта от аналогичных; б) диахронное сравнение - анализ олного и того же явления или процесса на разных временных промежутках, позволяет выделить качественные изменения изучаемого объекта. Два научных приема: а) аналогия, б) экстраполяция. Умозаключение по аналогии - распространение выводов, сделанных на основании изучения одного объекта, на другой однотипный объект.
Экстраполяция - распространение выводов, полученных на основании анализа определенной группы фактов на иной временной промежуток. 3) Статистический метод - дает возможность отделить случайное от закономерного. 4) Лингвистический метод - исследование языка. Происхождение славян
В современной науке существуют 2 точки зрения на происхождение славян: 1) Согласно первой точке зрения славяне - коренное (автохтонное) население Восточной Европы. Они происходят от живших здесь в раннем железном веке создателей зарубинецкой и черняховской археологических культур. 2) Согласно второй точке зрения славяне переселились на территорию Восточноеропейской равнины из Центральной Европы, а конкретнее, - из района верховий Вислы, Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории, являвшейся древнейшей прародиной славян, они расселились по Европе. Восточные славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда - на Днепр, где появились в VI - VII вв. В настоящее время эта точка зрения более распространена в науке. Ученые отмечают и другой путь переселения славян в Восточную Европу: с южного побережья Балтийского моря на берега Ладоги и Волхова (в район будущего Новгорода). В Восточной Европе славяне встретились с угро-финскими племенами и расселились среди них. Расселение славян проходило мирно, так как плотность населения была низка и земли хватало всем. Постепенно угро-финнское население было ассимилировано славянами, носителями более высокой культуры.
Занятия древних славян
Главным занятием славян было земледелие. Однако оно было не пашенным, а подсечно-огневым и переложным. Подсечно-огневое земледелие распространилось в лесной полосе. Деревья подрубались, засыхали на корню и сжигались. После этого пни выкорчевывались, земля удобрялась золой, рыхлилась (без пахоты) и использовалась до истощения. На ранее использованный участок земледельцы возвращались через 25-30 лет. Переложное земледелие практиковалось в лесостепной полосе. Трава выжигалась, полученной золой удобрялась земля, рыхлилась и использовалась до истощения. Поскольку сжигание травяного покрова давало меньше золы, нежели сжигание леса, участки приходилось менять чаще - через 6 - 8 лет.
Славяне занимались животноводством, но имело подсобное значение. Важную роль в хозяйстве славян играла охота, но не ради мяса, а только ради пушнины. Охотились на белку, куницу, соболя. Занимались бортничеством - собиранием меда диких пчел. Торговали мехами, медом, воском, обменивая их на ткани и драгоценности, главным образом в Византии. Основной торговой дорогой Древней Руси стал путь "Из Варяг в Греки": Нева - Ладожское оз. - Волхов - Ильмень-озеро - р. Ловать - волоки до притоков Днепра - Днепр - Черное море.
Общественный строй восточных славян
В VII - IX вв. у восточных славян шел процесс разложения родоплеменного строя: переход от родовой общины к соседской. Общинники жили в отдельных домах - полуземлянках, рассчитанных на одну семью. Частная собственность уже существовала, но скот оставался в общем владении, неравенства внутри общин еще не было. Выделилась родоплеменная знать - вожди (кнезы, князья) и старейшины. Они окружали себя дружинами, то есть вооруженной силой, не зависящей от воли народного собрания и способной принудить рядовых общинников к повиновению. Таким образом, славянское общество уже подходило к возникновению государственности. Каждое племя имело своего князя. Слово "князь" происходит от общеславянского "кнез", означающего "вождь". Одним из таких племенных князей-вождей VI (VII) века был Кий, княживший в племени полян. Русская летопись ("Повесть Временных лет") называет его основателем Киева. Некоторые историки даже считают, что Кий стал основателем древнейшей племенной княжеской династии, но это мнение не разделяется другими авторами. Многие исследователи считают и самого Кия легендарной фигурой.
Возникновение
Летопись связывает возникновение государства у восточных славян с призванием варягов. "Варяжская легенда", изложенная в летописи, рассказывает, что словене, кривичи и чудь, стремясь преодолеть междоусобицы, призвали на княжение варягов (норманнов) из-за моря. Три варяжских вождя: братья Рюрик, Трувор и Синеус стали княжить соответственно в Новгороде, Изборске, Белоозере. После смерти братьев Рюрик правил один. Дружинники Рюрика Аскольд и Дир отпросились у него идти "на греки" и ушли на юг, однако осели в Киеве и стали править там. После смерти Рюрика его дружинник Олег с малолетним сыном Рюрика Игорем отправился на юг, обманом заманил в ловушку и убил Аскольда и Дира, а сам стал править в Киеве, объединив Киев и Новгород. На основе легенды возникла в XVIII в. норманская теория. Она утверждала, что государство у восточных славян создали пришельцы-скандинавы, то есть германцы (скандинавские народы принадлежат к германской языковой группе). Русские ученые-монархисты на основе норманской теории доказывали невозможность революционных потрясений в России. Они рассуждали так: на Западе государство возникло в результате завоевания, а в России - в результате мирного добровольного призвания, поэтому на Западе отношения между властью и подданными с самого начала были враждебными, а в России - мирными. Некоторыми западными, в основном немецкими, учеными XIX в. норманская теория использовалась для того, чтобы объявлять славян неполноценным народом, не способным самостоятельно создать государство. В середине ХХ века эти утверждения взяла на вооружение гитлеровская пропаганда, провозгласившая славян расово неполноценными. В русской науке реакцией на норманизм стал крайний антинорманизм - стремление доказать, что варягов на Руси или не было совсем, или они не сыграли сколько-нибудь существенной роли в становлении Древнерусского государства. Таких взглядов придерживался, в частности, М. В. Ломоносов. В современной науке крайности норманской теории почти не встречаются. Серьезные ученые на Западе уже не пишут о том, что славяне получили государственность извне. В то же время и большинство российских авторов считает, что первыми князьями действительно были варяги.
Правда, продолжаются споры о том, были ли варяги скандинавами, или западными славянами, жившими на южном побережье Балтийского моря (польское Поморье). Большинство ученых признает: · историчность Рюрика, · вымышленность Трувора и Синеуса, · варяжское происхождение первых русских князей (Олега, Игоря, Ольги), имена которых - явно скандинавские (Хельг, Ингварь, Хельга). В то же время, в современной науке существует единое мнение о том, что призвание варягов не являлось началом государственности на Руси. Государство возникло в результате закономерного развития восточнославянского общества. Норманны находились на той же стадии развития. Скорее всего, враждующие племена призвали их как нейтральную силу, способную прекратить усобицы. Варяги не были связаны ни с одной из враждующих группировок и потому в равной степени устраивали всех. Варягов призывали на княжение, следовательно сама эта форма власти у славян уже существовала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|