Речь Александра II в Государственном Совете 20 января 1861 г.
Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотрение Государственного Совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие ее силы и могущества. Я уверен, что все вы, господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть еще и другое убеждение, а именно, что откладывать этого дела нельзя; почему я требую от Государственного Совета, чтобы оно было им кончено в первую половину февраля и могло быть объявлено к началу полевых работ; возлагаю это на прямую обязанность председательствующего в Государственном Совете. Повторяю, и это моя непременная воля, чтоб это дело теперь же было кончено. Вот уже четыре года, как оно длится и возбуждает различные опасения и ожидания как в помещиках, так и в крестьянах. Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства. Я не могу не удивляться и не радоваться и уверен, что и вы все также радуетесь тому доверию, и спокойствию, какое выказал наш добрый народ в этом деле. Желал бы тоже сказать и о дворянстве, хотя опасения его до некоторой степени понятны, ибо они касаются до самых близких материальных интересов каждого; при всем при том я не забываю и не забуду, что приступ к делу сделан по вызову самого дворянства, и я счастлив, что мне суждено об этом свидетельствовать перед потомством. При личных моих разговорах с губернскими предводителями дворянства и во время путешествий моих по России, при приеме дворян, я не скрывал моего образа мыслей и взгляда на занимающий всех нас вопрос и говорил везде, что это преобразование не может свершиться без некоторых пожертвований с их стороны и что все старание мое заключается в том, чтоб пожертвования эти были сколь возможно менее обременительны и тягостны для дворянства. Я надеюсь, господа, что при рассмотрении проектов, представленных в Государственный Совет, вы убедитесь, что все, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, сделано, если же вы найдете нужным в чем-либо изменить или добавить представляемую работу, то я готов принять ваши замечания; но прошу только не забывать, что основанием всего этого дела должно быть улучшение быта крестьян, и улучшение не на словах только и не на бумаге, а на самом деле.
(Цит. по: “Хрестоматия по истории СССР 1861-1917" под ред. В.Г. Тюкавкина. - М.: Просвещение, 1990 г.)
Общественная мысль и общественно-политические движения России в XIX веке.
Вопросы: 1. Движение декабристов 2. Славянофилы и западники 3. Общественно-политические течения и движения в период проведения либеральных реформ второй половины XIX века. 1. ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ XIX век занимает особое место в истории общественной мысли России. В этот период быстрыми темпами шло разрушение феодально-крепостнической системы и утверждение капитализма. Шел процесс осознания необходимости конкретных преобразований, поиск путей их осуществления. В России сформировались три основных течения в развитии общественной мысли и общественных движений: консервативное, либеральное и радикальное (революционное). Российские консерваторы стремились сохранить в неизменном виде основы существующего строя. Либералы оказывали давление на правительство с целью заставить его пойти на проведение реформ, революционеры добивались глубоких перемен путем изменения политического строя страны. Характерной чертой развития общественного движения в начале XX века являлось то, что и в либеральном, и революционном движении того времени над всеми другими классами доминировало дворянство. Это объяснялось: во-первых тем, что в среде дворянства сформировалась интеллигенция, которая первой начала осознавать необходимость преобразований; во-вторых, тем, что российская буржуазия в эпоху первоначального накопления политикой не интересовалась, ей были нужны не политические реформы, а административно-законодательные меры, способствующие развитию капитализма.
Поскольку ожидания реформ от властей, возникшие в период правления Александра I, не оправдали надежд, среди дворянства появляется революционное течение, которое нашло практическое выражение в движении декабристов. Современную оценку V декабризма студентам поможет дать статья Н.А. Рабкиной "К современному прочтению декабризма" (История СССР, 1988, №3). Наиболее известными политическими организациями декабристов было Южное общество, образованное в 1821 г. на Украине, создателем и руководителем которого стал ГГИ. Пестель и Северное общество, образованное в 1822 г. в Петербурге, которое возглавил Н. М. Муравьев. Необходимо обратить внимание на программные документы декабристов: "Конституцию" Н. М. Муравьева и "Русскую правду" П. И. Пестеля. Их можно найти в "Сб. документов по истории России с древнейших времен до второй четверти XIX в. " (Екатеринбург, 1993) или в "Хрестоматии по истории СССР с древнейших времен до 1861г. " (М., 1987). Первая отражала взгляды умеренной части декабристов, вторая - радикальной. Н. М. Муравьев выступал за конституционную монархию, П. И. Пестель безоговорочно высказывался за республиканскую форму правления. 14 декабря 1825 года они предприняли попытку организовать восстание на Сенатской площади с целью принудить Сенат выполнить их требования: уничтожить самодержавие, отменить крепостное право и провозгласить переход к конституционному правлению. Однако восстание в виду его недостаточной организованности потерпело неудачу.
Славянофилы и западники
Во время николаевской реакции, последовавшей после поражения восстания декабристов, появилось идеологическое обоснование реакционной политики самодержавия - теория "официальной народности", которая зиждилась на трех постулатах: "самодержавие, православие и народность". Ее автором был министр просвещения С. А. Уваров. Теория официальной народности вызывала резкую критику не только радикально настроенной части общества, но и либералов. На рубеже 30-40 годов среди оппозиционных правительству либералов сложились два идейных течения - славянофильство и западничество.
Идеологами славянофилов были писатели, философы и публицисты И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, идеологами западников - П. В. Анненков, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, В. П. Боткин. Сходясь в критике российской действительности, славянофилы и западники резко расходились в поисках путей дальнейшего развития страны. Славянофилы (-фил - любящий, расположенный к чему-либо) преувеличивали национальную самобытность России, противопоставляли ее Западу, идеализировали допетровскую Русь и требовали возвращения к системе организации власти, когда последняя учитывала мнение народа через Земские соборы. Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации, что Россия и Западная Европа идут одинаковым путем, поэтому наша страна должна учитывать западноевропейский опыт. Либеральные идеи славянофилов и западников оказали серьезное влияние на следующие поколения общественных мыслителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|