Как узнать истинного монаха
+ Истинный монах всегда ровен и уважителен со старшими и младшими; и в келье, и вне кельи всегда собран и сосредоточен; и в уединении, и с людьми всегда уравновешен и хранит молитву в сердце; к бедным доброжелателен, с богатыми осторожен, с представителями власти не угодлив, при похвале скромен, в скорбях безмятежен, в радости спокоен. + Истинный монах свет миру, проводник в Царство Божие, неисчерпаемый кладезь мудрости, источник смирения и благодатный покров Божественной Любви. + Истинный монах ищет не дружбы со старцем, а Спасения; ищет не денег, а благодати Божией; стремится не к славе, а к смирению; отвергает всякую ненависть и так обретает Любовь Духа Святаго в неизреченном свете Господа Иисуса Христа. Не подобает + Не подобает монаху выглядеть надменно, подобно королю; дорого одеваться, подобно купцу; разговаривать повелительно, подобно полководцу; хитрить и изворачиваться, подобно адвокату; учить ближних как жить, подобно надзирателю. Тяжело видеть + Тяжело видеть, когда монах, получив власть, возносится над ближними, подобно языческому божеству; домогаясь должностей, льстит и изворачивается, подобно нищему на базаре; ища денег и связей с сильными мира сего, лицемерно выдает себя за чистосердечного простеца, подобно торгашу в лавке; встречаясь с прихожанами и паломниками, изображает из себя смиренного молитвенника, подобно актеру на сцене. Монах и братство + Когда монах держится монашеского братства, он хранит себя в нем, подобно рыбешке в стае рыб. + Когда монах отбивается от братства, его со всех сторон обступают опасности, как хищники мелкую рыбешку вне стаи. ГЛАВА 9. О познании правильном и ложном
«Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне». (Мф. 7: 24) О познании правильном и ложном + Ум это орган познания, но если он испорчен пороками, страстями и привязанностями, его способность правильно познавать утрачивается, ум запутывается в ложных суждениях и гибнет, не успев понять смысл происходящего. + Ум, который сохранил в себе чистоту познания, осознает гибельность неправильных суждений, решительно берется за искоренение пороков, страстей и привязанностей, обретает благодатную помощь и силу от Бога и освобождается от ложных представлений и суждений, познавая Бога и бытие так, как есть. О помощи + Одни люди спрашивают, нужна ли помощь. А другие просто помогают. + Первые поступают как добрые люди, а вторые уподобляются Христу. Об истине Православия и ядовитых плевелах чужих учений + Истина Православия глубока для тех, кто не плавает по ее поверхности, а опытом познает ее безпредельные глубины. + Мусорное ведро чужих учений тоже может казаться глубоким для того, кому представляется, что и в нем можно найти что-то ценное. + Православие просто в начале, но высоко в завершении, ибо высоты его Царство Небесное. + Чужие учения высоки в начале, но конец их болотная грязь ядовитых измышлений и темные личины тьмы. + Христос, любвеобильный Бог наш, встречает нас в младенчестве, хранит в юности, укрепляет в зрелости и соединяет с Отцом Небесным во Святом Духе в старости. + Темные личины чужих учений обольщают нас миражами, скрывающими мерзость запустения и всей толпой убегают от слова и Креста Христова. + Если хочешь пройти по жизни невредимым, избери одного Христа и Его Церковь; если хочешь спастись, только Христос спасет тебя и освободит Своей истиной, ибо Христос есть истина. + Если ты заблудился в дебрях чужих учений и их яд начал убивать тебя, не страшись, покайся, и Христос исцелит твое сердце от смертельного яда и спасет тебя Своей всепрощающей Любовью.
О неприятностях и успехах + Когда хочешь отыскать главного виновника всех твоих неприятностей, посмотри в зеркало. + Когда ты радуешься своим успехам, вспомни о тех, кого уже нет; разве твои успехи смогут вернуть их к жизни? О порче и избавлении от нее + Мир это порча, ибо живет по своей воле и любит своих, испорченных своеволием. + Если ты не хочешь быть порченным, то, рано или поздно, выйдешь из мира ради исцеления от порчи и Спасения. + Своеволие это порча ума, Божественная воля это его исцеление. ГЛАВА 10. О среднем пути и золотой середине «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». (Мф. 10: 16)
О среднем пути и золотой середине + Нет ничего лучше в духовной жизни среднего пути, ибо это, по словам святых отцов, поистине «царский» путь. + Средний путь свободен как от воображения, уводящего ум в прелесть, так и от крайностей аскетизма, убивающего не страсти, а тело. + Средний путь это золотая середина: убери крайности, и то, что останется, это и есть золотая середина. + Средний путь не имеет крайностей, потому он и зовется «царским» путем. О расслаблении и упорстве + Расслабление это духовное усыпление, вызванное равнодушием к собственному Спасению. Преодолевается постоянным ежедневным усилием побеждать себя шаг за шагом. + Упорство это неослабевающие усилия духовного Спасения, вызванного наличием в душе решимости стоять до конца в борьбе с собственными страстями. -+ Наличие решимости залог победы в духовной борьбе и есть милость Божия к той душе, которая способна совершать самоотверженные поступки. Сильная и слабая душа + Сильная душа укрепляется скорбями, слабая душа утешениями. + Сильная душа в испытаниях становится только тверже, слабая душа оживает только в тепличных условиях. + Сильная душа в искушениях быстро стяжает непрестанную молитву; слабая душа овладевает молитвой в течение всей своей жизни. + Сильная душа успевает стяжать благодать в зрелом возрасте и быстро выходит из мира смерти; слабая душа уповает на помилование и обретает его при последнем дыхании. + Сильная душа спасается смирением, слабая душа терпением.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|