Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия и история философии: Предмет и функции истории философии, ее основные задачи.




 

Исторически первой теоретической концепцией предмета философии была древнегреческая, которую в систематизированной форме сформулировал Аристотель как "первую философию". "Первая философия" в своем предметном определении - это учение об "первых родах сущего" и своеобразная "наука" о сверхчувствительных принципах бытия. Андроник Родовский ввел термин"метафизика" ("после физики") для обозначения Книги Аристотеля об "первых родах сущего". Метафизика Аристотеля - одна из первых попыток самоопределения философии в сопоставлении с первыми шагами становления конкретного знания. Но в целом в античной философии ведущей есть тенденция включения в предмет философии не только специфической философской "предметности", а и всей "предметности" объектов конкретного, в том числе объектов возникающего научного знания. В связи с этим философия античности в своем предметном определении претендовала быть наукой всех наук.

В отличие от Аристотеля, для предметного определения метафизики, для которой было характерное понимание бытия как действительного космоса, в средневековой философии предмет метафизики понимается иначе. Предметом метафизики как рационального, понятийного знания, согласно Фоме Аквинским, в конечном счете есть Бог. Правда, приспосабливая и переосмысливая философские идеи Аристотеля к католицко-христианской религии, Фома фактически самую метафизику как философию обрекает быть служанкой теологии. Как подчеркивает В.В.Соколов, согласно Фоме Аквинским "... наука и неразрывно связанная с ней философия выводят свои истины, опираясь на опыт и ум, в то время как религиозное вероучение, которое отличает... теологическую доктрину, получает их в откровении, в Священном писании. Но такая радикальная разность методов отнюдь не означает полной разности предметов философии и теологии, областей их применения".

Радикальные изменения в определении предмета философии начались под влиянием становления действительно научного знания и социальных процессов развития буржуазного общества, которое пришло на смену феодальному. В конце XVI - начала XVII ст. возникает экспериментальное природоведение и начинается процесс определения от философии конкретных наук - сначала механики земных и небесных тел, астрономии и математики, потом физики, химии, биологии и т.п.. В определении предмета философии возникает новая проблема - место философии в системе

конкретных наук, соотношение предметов конкретных наук и предмета философии. В процессе решения этой проблемы оказались две противоположных тенденции: одна, позитивистская, - нигилистическая относительно философии и ее права вообще иметь свой предмет; вторая, согласно которой предмет философии или включает как свой существенный элемент натурфилософию - особое философское учение о природе, или как метафизика - умозрительная, спекулятивная философия, не опираясь на обобщение конкретных наук, в рамках своего предмета задает, очерчивает предметы конкретных наук (Декарт, Лейбниц).

Лишь в XIX ст. удается принципиально определить специфику предметов конкретных наук и философии. Это было обусловлено качественными изменениями в самых конкретных науках, а также в методологии как философии, так и конкретных наук. Возникают механическая теория теплоты, физическая химия, геохимия и т.п., которые заполняют "разрывы" между отдельными науками. Наука синтетически связывает в единую систему качественно разные области знаний. Это был хотя и объективный, но не стихийный процесс. На его адекватное осмысление большое влияние имело диалектический метод философии, который сначала в рамках немецкой классической философии разработал Гегель, а потом материалистически обоснования К.Маркс и Ф.Энгельс. Дело в том, что в философии и в конкретных науках XVII, XVIII ст. в целом властвовал метафизический метод философского мышления. Срок метафизика как в истории философии, так и ныне употребляется не только для обозначения теоретической философии или спекулятивной философии (особенно на Западе), но и как обозначение философского метода, противоположного диалектике. С точки зрения метафизического метода и в природе, и в обществе, и в духовной сфере объекты, процессы, явления существуют отдельно, без взаимной органической связи, они не развиваются. Хотя в них и происходят определенные изменения, они не приводят к возникновению качественно нового - "нет ничего нового под месяцем".

 

Иоганн Готфрид Гердер.

(1744—1803) —немецкий историк культуры, создатель исторического понимания искусства, считавший своей задачей «все рассматривать с точки зрения духа своего времени», критик, поэт.

Философия и критика. Сочинения: «Фрагменты по немецкой лит-ре», «Критические рощи» сыграли большую роль в развитии немецкой литературы. Центральное положение буржуазной теории культуры Гердера: каждый народ, каждый прогрессивный период мировой истории имеет и должен иметь литературу, проникнутую национальным духом. Обосновывает положение о зависимости литературы от естественной и социальной среды: климата, языка, нравов, образа мыслей народа.

«О возникновении языка», статьи: «Об Оссиане и песнях древних народов» и «О Шекспире», «Тоже философия истории» посвящено критике рационалистической философии истории просветителей. «Пластика», «О влиянии поэзии на нравы народов в старые и новые времена», «О духе древнееврейской поэзии». «Идеи к философии истории человечества». Это первый опыт всеобщей истории культуры, где получают своё полное выражение мысли Гердера о культурном развитии человечества, о религии, поэзии, искусстве, науке. Восток, античность, средние века, Возрождение, новое время — изображены с поражавшей современников эрудицией. Издал сборник статей и переводов «Рассеянные листки» и философский этюд «Бог». «Письма для споспешествования гуманности» и «Адрастея», против классицизма Гёте и Шиллера.

Художественные произведения и переводы. «Легенды» и «Парамифии». «Дом Адмета», «Освобождённый Прометей», «Ариадна-Либера», «Эон и Эония», «Филоктет», «Брут». «Народные песни», «Голоса народов в песнях», «Из восточных стихотворений», перевод «Сакунталы» и «Греческой антологией».

Борьба с идеями Просвещения. Борется с теорией литературы и философией эпохи Просвещения. Просветители верили в человека культуры. Утверждали, что только такой человек должен быть субъектом и объектом поэзии, считали достойными внимания и сочувствия в мировой истории только периоды высокой культуры, убеждены в существовании абсолютных образцов искусства. Гердер полагал, что носителем подлинного искусства является «естественный», близкий к природе человек, больших, не сдерживаемых рассудком страстей, прирождённого гения, такой человек должен быть объектом художественного изображения. Восторженно относился к народной поэзии, Гомеру, Библии, Оссиану, Шекспиру. По ним рекомендовал изучать подлинную поэзию, ибо здесь изображён «естественный» человек.

Идея развития человечества. По Гердеру, человечество в своём развитии подобно отдельному индивиду: оно переживает периоды молодости и дряхлости, с гибелью античного мира оно узнало свою первую старость, с веком Просвещения стрелка истории вновь совершила круг. То, что просветители принимают за подлинные произведения искусства, не что иное, как лишённые поэтической жизни подделки под художественные формы, возникшие в своё время на почве национального самосознания и ставшие неповторимыми с гибелью породившей их среды. Подражая образцам, поэты теряют единственно важное: свою индивидуальную самобытность, а так как Гердер рассматривает человека как частицу нации, то и свою национальную самобытность.

Призывает современных ему немецких писателей начать новый круг культурного развития Европы, творить под знаком национальной самобытности. Рекомендует обратиться к ранним периодам отечественной истории, там они могут приобщиться к духу своей нации для обновления искусства и жизни. Совмещает теорию прогрессивного развития, сходясь с просветителями, полагавшими, что «золотой век» следует искать не в прошлом, но в будущем.

Идея национального государства. Выдвинул идею современного национального государства, возникла в учении из естественного права и носила пацифистский характер. Государство, возникшее в результате захватов, вызывало ужас, т.к. разрушало национальные культуры.

«Природа воспитывает семьи и, следовательно, самое естественное государство — то, где живёт один народ с единым национальным характером». «Государство одного народа — это семья, благоустроенный дом. Оно покоится на собственном фундаменте; основанное природой, оно стоит и погибает только с течением времени».Гердер называл такое государственное устройство первой степенью естественных правлений.

Учение о народном духе. «Вообще - то, что называется генетическим духом и характером народа, удивительно. Он необъясним и неугасим; он стар как народ, стар, как страна, которую этот народ населял».

Идея национального духа получила особый смысл благодаря приложению к её формулировке его любимого слова «генетический». Это означает живое становление вместо застывшего бытия. Критичнее относился к понятию расы (Кант). Его идеал гуманности противодействовал этому понятию.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...