8.3. Школа человеческих отношений (1930– 1950)
8. 3. Школа человеческих отношений (1930– 1950)
Основной целью этой школы было повышение эффективности работы организации за счет лучшего использования человеческих ресурсов. Представители этой школы провели множество исследований и экспериментов по вопросам мотивации людей, характера власти, лидерства, качества трудовой жизни и т. д. В результате были сделан вывод, что система человеческих отношений влияет на результативность труда не меньше, чем рационализация труда. Культура предприятия – совокупность ценностей, норм, идей, которые подсознательно и сознательно формируют стиль поведения сотрудников. Ее основные аспекты: – экономический (отношение к прибыли, контролю); – организационный (стандартизация, формализация, четкое целеполагание, иерархия); – технический (инновации, степень риска, роль НИОКР); – рыночный (роль маркетинга, отношение к партнерам, роль предпочтений клиента) и т. д. Культура определяет стиль, репутацию (марку) предприятия. Содержание и условия работы сотрудников, и в том числе менеджеров, определяет предприниматель (в соответствии с законом и договором). Это право он может делегировать работникам управления (менеджерам). Из этики предпринимательства вытекает и этика управления. Профессиональная задача менеджера – служение клиентам, сотрудникам, инвесторам и обществу, приведение в равновесие противоречащих друг другу результатов: 1) он должен служить клиентам, удовлетворяя наилучшим образом те потребности, которые обеспечивают честное соревнование фирм, что дает максимальное снижение цены, увеличение качества и разнообразия путем реализации достижений НТП; 2) он должен служить сотрудникам, поскольку только тогда он будет восприниматься ими как руководитель;
3) он должен служить инвесторам, обеспечивать максимальный доход как вознаграждение за риск; 4) он должен служить обществу, способствовать НТП, помнить об экологии. Услуги менеджера клиентам, сотрудникам, инвесторам и обществу возможны только в случае обеспечения долгосрочного существования предприятия, для чего необходимы достаточные доходы. Поэтому они являются средствами, а не целью. 8. 4. Количественная школа (1950 – по настоящее время)
Количественный подход науки основан на применении экономико-математических методов, которые были призваны способствовать управлению организациями при помощи оптимизации производственного процесса с учетом всех внешних факторов, на них влияющих. Влияние количественной школы было меньшим, чем школы человеческих отношений, так как на практике все руководители ежедневно сталкиваются с проблемами человеческих отношений и человеческого поведения чаще, чем с проблемами, которые являются предметом изучения количественной школы. Сами по себе количественные методы оказываются низкоэффективными и бесполезными, если работники организации не заинтересованы в их внедрении. Заинтересованность же работников в этом возникнет только в том случае, если они начнут стремиться к повышению производительности свого труда и ориентироваться на групповую работу. Однако, отсутствие реальных методов управления персоналом, обеспечивающих слаженную групповую работу, на практике не предоставляет возможности эффективно применять экономико-математические методы. 9. Культура организации В современной литературе существует довольно много определений понятия организационная культура. Как и многие другие понятия организационно-управленческих дисциплин, концепция организационной культуры не имеет универсального определения. Возможны лишь разнообразные функциональные описания культурной области, которые всякий раз формулируются в зависимости от конкретных целей исследования, но целостного – сущностного – определения культуры, получившего общепризнанное распространение, нет.
Большинство авторов сходится на том, что культура организации представляет собой сложную композицию важных предположений (часто не поддающихся формулированию), бездоказательно принимаемых и разделяемых членами коллектива. Часто организационная культура трактуется как принимаемые большей частью организации философия и идеология управления, предположения, ценностные ориентации, верования, ожидания, расположения и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за её пределами. Так в большинстве определений авторы ссылаются на образцы базовых предположений, которых придерживаются члены организации в своём поведении и действиях. Эти предположения часто связаны с видением окружающей среды (группы, организации, общества, мира) и регулирующих её переменных (природа, пространство, время, работа, отношения и т. д. ). Нередко бывает трудно сформулировать это видение применительно к организации. Культура организации – вид субкультуры, совокупность базовых представлений, ценностей, норм поведения ее членов. Культура организации является важнейшим свойством и показателем деятельности данной организации в рамках норм и правил социальной системы, объединяющей, координирующей и направляющей поведение людей (социальных групп). Базовые представления как компонент возникают в процессе адаптации к внешней среде в ходе внутреннего развития и передаются новым членам организации. Представления о взаимоотношениях со средой, о повседневной жизни, деятельности, человеческих взаимоотношениях характеризуют тип культуры организации. Базовые представления детерминируют оценку поведения и деятельности работников в организации, выступая в роли «фильтра» инородных культурных образцов. Ценности и нормы (материальные и духовные, экономические и внеэкономические, институциональные и неформальные, поведенческие и деятельностные) находят свое отражение в символах, идеологии, мифах, ритуалах, определяющих содержание культуры организации.
В таких организациях, как государственная и муниципальная службы, на первом плане – социальные и правовые ценности: законность, служение государству и обществу, реализация политики государства, защита прав и свобод человека и гражданина. Культура организации выполняет ряд социальных функций, главные из которых – объединение членов организации, мобилизация их для достижения определенных целей; упорядочение структуры организации; поддержание и развитие исторически унаследованных идей, ценностей, норм, стилей поведения, традиций. Культура организации выражает важнейшие отношения между организацией и обществом, государством, отдельными служащими. В культуре организации сочетаются четыре вида культурных образцов: общечеловеческие, национальные, групповые (организационные), индивидуальные. Ведущим фактором, определяющим особенности культуры организации, является структура самой организации. Так, механическая структура присуща организации как закрытой системе, в которой сферы управленческой деятельности и решаемые задачи разграничены по предметной специфике и направлениям деятельности. Это определяет «культурный код» данной организации, основанный на принципе управления и соподчиненности уровней. Органическая структура максимально приспособлена к нестабильным условиям, это модель организации как открытой системы. Ее членам все время приходится решать новые нестандартные задачи, не разделенные четко между существующими подразделениями, профессиональными и должностными позициями персонала. На индивидуальном уровне культура ассоциируется с признаками личного совершенства, соответствием идеалу. Особую роль в культуре государственной и муниципальной службы играет стиль управления, которым определяются во многом качество, сущность, образ поведения руководителя организации. Культура организации включает в себя компоненты: общий «культурный код» организации, профессиональную культуру, культуру деятельности, информационную культуру, коммуникативную культуру, культуру организационного проектирования.
Культура организации отличается высокой динамикой. В ней постоянно происходят изменения: внедряются более эффективные способы деятельности; формируются новые традиции, символы, обряды, мифы; развивается конкурентная среда; усиливается влияние ценностей, которые обеспечивают достижение целей организации, прежде всего, профессиональных знаний, умений, навыков, талантов ее членов; исчезают традиции, утратившие свою результативность. Избавление от устаревших культурных образцов особенно важно в переходные периоды, когда один тип (форма) культуры организации сменяется другим. Знание культуры организации позволяет осуществлять сознательное, целенаправленное управление процессами ее развития. Большая роль в этом принадлежит руководству организации. Разрушение консервативной основы – необходимое условие развития организации. Этому способствуют изменение объектов и предметов внимания руководства организации, совершенствование стиля управления кризисами или конфликтами, «перепроектирование» ролей, изменение критериев стимулирования, смена акцентов в кадровой политике, обновление организационной символики и обрядности и др. Особое значение приобретают ритуалы приема в организацию, продвижения по работе и др. Среди мер воздействия руководства на развитие культуры организации на первый план члены организации обычно ставят личный пример руководителей в соблюдении принятых норм деятельности, внедрение эффективных технологий отбора и продвижения кадров в соответствии с ценностями организации, помощь новым работникам в адаптации. Культуру организации можно корректировать также путем замены «ключевых» работников, реорганизации структуры, введения новых форм коммуникации, систем оценки деятельности, методов управления и др. Управление основывается на знании тенденций развития культуры профессиональной деятельности ее членов. Ценности (или ценностные ориентации), которых может придерживаться индивид, являются второй общей категорией, включаемой в определение организационной культуры. Ценности ориентируют индивида в том, какое поведение следует считать допустимым или недопустимым. Так, в некоторых организациях считается, что «клиент всегда прав», поэтому в них недопустимо обвинять клиента за неудачу в работе членов организации. В других – может быть всё наоборот. Однако и в том, и в другом случае принятая ценность помогает индивиду понять то, как он должен действовать в конкретной ситуации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|