Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Методы управления. 6. Модели управления




5. Методы управления

 

В социально-экономических системах управления применяют свойственные только им методы управления, под которыми понимают способы реализации функций управления или способы воздействия субъекта на объект управления. Их делят на три крупные группы методов:

– административно-правовые (организационно-распорядитель­ные);

– экономические;

– социально-психологические.

Административные методы управления основаны на отношениях властности, юридически очерченных при формировании системы управления. Они включают в себя основу на законодательные и различного уровня подзаконные акты, на нормы и нормативы, официально действующие в пределах всего пространства управления. Наиболее типичны проявления таких методов управления на уровне предприятия в виде приказов и распоряжений, норм и нормативов, правил и указаний.

Экономические методы управления основаны на возможности использования экономических отношений элементов социально–экономической системы в целях ее более эффективного функционирования и развития. Так, для предприятий сюда относят формы организации заработной платы и материального стимулирования, подход к персоналу как совладельцам предприятия, способы участия работников в прибыли предприятия и т. д.

Социально-психологические методы управления учитывают социальные и психологические статусы людей, которые определяют их формальные роли в структуре и процессах управления. Например, на роль руководителя подразделения целесообразно назначать лицо, имеющее статус неформального лидера с определенными параметрами характера и темперамента, применение в качестве воздействия на коллектив предприятия таких категорий, как имидж фирмы, гордость за ее качественные и масштабные характеристики и т. п.

Различное сочетание методов в пределах подсистем управления создает фоновый стиль руководства, который характеризуется доминирующим положением различных методов управления.

Различают авторитарный, сопричастный и автономный стили руководства, которые по степени их контрастности подразделяют на соответствующие ряды (например, авторитарный делят на диктаторский, автократический, бюрократический, патриархальный и благосклонный).

Эффективным методом управления является метод управления по целям.

Он состоит из четырех этапов:

– формулировка четких и кратких целей;

– разработка наилучших планов достижения этих целей;

– контроль, анализ и оценка результатов работы;

– корректировка результатов в соответствии с запланированными.

Выработка целей осуществляется в нисходящем порядке по иерархии от высшего руководства к последующим уровням управления. Цели нижестоящего управляющего должны обеспечивать достижение целей его начальника. На данном этапе выработки целей обязательна обратная связь, то есть двусторонний обмен информацией, что необходимо для их согласования и обеспечения непротиворечивости.


6. Модели управления

 

Категория «модель управления» является одной из ключевых в науке и практике управления.

Модель управления – это не изобретение, а эволюция (Ф. Тейлор).

Под моделью вообще понимается образец (эталон) для массового изготовления какого-либо изделия или конструкции, а также устройство, имитирующее строение и действие какого-либо другого (моделируемого) устройства в научных, производственных или иных целях.

В широком смысле « модель » – это аналог (изображение, описание, схема, план и т. п. ) какого-либо объекта, процесса или явления, которые для того, кто осуществляет моделирование, являются оригиналом.

Модель – это прежде всего продукт моделирования, то есть процесса, в котором участвуют объект моделирования (оригинал) и субъект.

В зависимости от критериев, политических и экономических пристрастий, установок и задач, модели могут существенно отличаться друг от друга.

Под моделью управления следует понимать теоретически выстроенную целостную совокупность представлений о том, как выглядит и как должна выглядеть система управления, как она воздействует и как должна воздействовать на объект управления, как адаптируется и как должна адаптироваться к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базовые принципы управления, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия её элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль, движущие силы развития и мотивационную политику.

Можно выделить следующие основные критерии классификации и соответствующие им модели управления:

– по виду преобладающей собственности на средства производства (капиталистическая, социалистическая, корпоративная);

– по степени рыночного влияния на экономику (рыночная либеральная, рыночная с элементами государственного регулирования, социальная рыночная, модель государственного управления с развитыми рыночными отношениями, модель централизованного планового управления с элементами рынка);

– по масштабу и уровню управления (макромодель, отраслевая модель, региональная модель, муниципальная модель, микромодель);

– по характеру реализации властных полномочий (авторитарная, демократическая);

– по месту человека в системе производительных сил (доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная);

по территориальному происхождению и месту широкой адаптации (российская, американская, японская, шведская, германская, бразильская, советская и т. п. );

– по принадлежности к соответствующим школам менеджмента (школа научного менеджмента, классическая школа, школа человеческих отношений, количественная школа);

– по роли и месту человека в системе управления (модели на базе «теории Х» и «теории Y», модель на базе «теории Z»);

– по отдельным управленческим признакам (модель 7-С, корпоративная модель «IBM», модель управления по результатам);

– по отношению к изменениям во внешней и внутренней среде (статическая, или традиционная, консервативная, текущего состояния; ситуационная; адаптивная, или опережающая, инновационная; динамическая, или прогнозная, вероятностная модель развития).

Если говорить об управлении организацией, то доминирующими являются следующие три модели:

– жесткая (или формальная, административная, авторитарная) модель;

– мягкая (или неформальная, социально–психологическая, органическая) модель;

– комбинированная модель, в достаточно сбалансированной форме сочетающая в себе элементы и жесткой, и мягкой модели.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...