Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

10. Уровни управления. 11. Руководитель и его роли. 11.1. Нормативные требования к управлению и политика деятельности организации




10. Уровни управления

 

Крупные организации нуждаются в выполнении очень больших объемов управленческой работы. Это требует деления управленческого труда на горизонтальный и вертикальный.

Горизонтальный принцип разделения труда – это расстановка руководителей во главе отдельных подразделений, отделов.

Вертикальный принцип разделения труда – это создание иерархии уровней управления, чтобы скоординировать горизонтально разделенную управленческую работу для достижения целей организации.

В системах управления существует иерархия (пирамида) управления с дифференциацией по рангу командной власти, компетенции принятия решений, авторитету, положению.

Иерархия управления – инструмент для реализации целей организации и гарантия сохранения системы. Чем выше иерархический уровень, тем больше объем и комплексность выполняемых функций, ответственность, доля стратегических решений и доступ к информации. Одновременно растут и требования к квалификации менеджеров, их личная свобода в управлении. Чем ниже уровень – тем больше простота управленческих решений, доля оперативных видов деятельности.

Руководителей делят на три категории:

Высший уровень менеджмента. Самая малочисленная категория. Они отвечают за разработку и реализацию стратегии организации, за принятие особо важных для нее решений.

К руководителям высшего уровня относятся: президент компании, министр, ректор и т. д. Работа руководителя высшего звена является весьма ответственной, так как фронт работы большой, а темп деятельности напряженный. Их работа, в основном, заключается в умственной деятельности. Они постоянно должны принимать управленческие решения.

Средний уровень менеджмента. К данной группе относятся руководители подразделений. В их функции также входят контроль работы руководителей низшего звена и передача обработанной информации для руководителей высшего звена. На руководителей среднего звена ложится существенно большая доля ответственности.

Низший уровень менеджмента (операционные руководители). Самая многочисленная категория. Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов (сырья, оборудования, кадров). К низшему уровню менеджмента относятся руководители проектов и программ. Работа руководителя низшего звена является самой разнообразной, характеризуется частыми переходами от одного вида деятельности к другому. Степень ответственности руководителей низшего звена не очень высока, иногда в работе присутствует значительная доля физического труда.


11. Руководитель и его роли

Руководитель – человек, наделенный полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение.

Под ролью руководителя понимается «набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности» (Минцберг).

Выделяют десять основных ролей руководителя. Эти роли руководитель выполняет в различные периоды своей работы.

Укрупненно роли руководителя разделяют на три группы:

Межличностные роли. Руководитель выполняет роль лидера, то есть он отвечает за мотивацию, набор, подготовку работников и т. д. Также руководитель является связующим звеном между своими работниками. Главный руководитель выполняет роль единоначальника – главного верховного руководителя.

Информационные роли. Являясь приемником информации, руководитель получает разнообразную информацию и использует ее в целях организации. Следующая роль руководителя – распространение информации среди членов организации. Руководитель выполняет также представительские функции, то есть передает информацию об организации при внешних контактах.

Роли по принятию решений. Руководитель выступает в роли предпринимателя, разрабатывает и контролирует различные проекты по совершенствованию деятельности организации. Также он выступает в роли человека, устраняющего нарушения в работе организации. Руководитель является распределителем ресурсов своей организации. К тому же он является лицом, ведущим переговоры с другими организациями от имени своей организации.

Все эти роли руководителя, в своей совокупности, определяют объем и содержание работы менеджера любой организации.

11. 1. Нормативные требования к управлению и политика деятельности организации

Важной задачей управления организацией является определение политики ее деятельности. Это совокупность всех нормативных требований и способов их осуществления (собственно политика организации).

Нормативные требования к управлению включают:

– принципы предпринимательской деятельности;

– основные цели, объекты, сферы деятельности;

– требования к ее организации.

Основные принципы предпринимательской деятельности:

– четкое представление смысла предпринимательской деятельности;

– отношение менеджеров к участникам предпринимательской деятельности (например, готовность нести ответственность за работников фирмы и перед вкладчиками капитала);

– отношение к окружающей среде (к партнерам по рынку, общественной и экономической среде);

– восприимчивость к НТП;

– готовность к риску.

Принципиальные требования к организации деятельности фирмы:

– к способу управления (например, авторитарный или демократичный);

– в области инноваций (например, текущее, гибкое или жесткое планирование);

– в среде информации (открытость, секретность);

– принципы мотивации;

– организационные структуры;

– принципы контроля.

Реализация всех этих нормативных требований к отдельным сферам управления определяет структурную политику организации и ее конкретную политику в отдельных сферах деятельности.

К структурной политике относят:

– политику создания организации (цели, решения, средства);

– политику места положения организации;

– политику ее правовой формы;

– политику отношения собственника к предприятию;

– кооперационную политику с другими организациями;

– политику концентрации и разукрупнения;

– политику ликвидации предприятия.

Конкретная политика действий включает:

– политику приобретения (сырья, материалов, услуг и т. д. );

– инвестиционную политику;

– политику запасов;

– политику в области оборудования;

– кадровую политику;

– финансовую политику;

– производственную политику (система и тип производства, размер партий выпускаемых изделий, технологические процессы, оперативное управление);

– политику сбыта (цены, распределение, реклама);

– политику отчетности о деятельности организации.

С нормативными требованиями к управлению и политикой управления жестко связано представление о морали деловых взаимоотношений – об этике предприятия. Такие нормы должны обязательно вводиться для обеспечения стабильности работы предприятия и с целью ограничения принципа максимизации прибыли, что порождает конфликты при управлении конкретными сферами деятельности предприятия.

Этические ценности по отношению к сотрудникам могут включать:

– учет их индивидуальных особенностей;

– предоставление возможности полного раскрытия индивидуальности;

– защита от необоснованного вмешательства;

– гарантия прав;

– справедливая оплата;

– социальные гарантии;

– учет сфер персональной ответственности;

– участие в управлении и т. д.

По отношению к рыночному партнеру:

– доверительность в совместной работе;

– отказ от обмана;

– гарантированное оптимальное снабжение;

– внимание к потребителям;

– честность в конкуренции и т. д.

По отношению к акционерам:

– соразмерное участие в прибыли;

– честное информирование;

– совместные действия;

– защита интересов собственников и т. д.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...