4.1. Прогнозирование. 4.2. Планирование. 4.3. Организация. 4.4. Мотивация. 4.5. Контроль
4. 1. Прогнозирование Является начальной функцией управления. Позволяет составить прогноз, который носит вероятностный характер, на различные временные периоды: оперативный, среднесрочный, долгосрочный, стратегический.
4. 2. Планирование С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. На этом этапе организация должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий). Планирование определяет, что необходимо сделать для достижения данной цели. Можно выделить несколько стадий планирования: – определение задач, которые надо решить для достижения целей; – установление последовательности выполнения операций, создание календарного плана; – уточнение полномочий персонала для выполнения каждого вида деятельности; – оценка временных затрат; – определение затрат на ресурсы, необходимые для осуществления операций, посредством разработки бюджета; – корректировка планов действий. Кaк пpaвилo, нa пpeдпpиятии фyнкцию плaниpoвaния ocyщecтвляeт нe oднo пoдpaздeлeниe, a нecкoлькo. К задачам планирования производства относят: – выбор технологического процесса; – планирование программы производства; – планирование последовательности производства (оперативное планирование); – формирование производственных систем; – содержание и эксплуатацию оборудования;
– организацию материально–технического снабжения. Вeдyщyю poль игpaeт oтдeл (cлyжбa) плaниpoвaния. Важным этапом при планировании является разработка бюджета. Он представляет собой способ наиболее эффективного распределения ресурсов, выраженный в числовой форме и направленный на достижение определенных целей. 4. 3. Организация
Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т. д. ). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.
4. 4. Мотивация
Для более эффективной работы персонала в организации обязательна его мотивация. Мотивация – это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального роста. При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников. Современные теории мотивации делятся на две категории: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основаны на определении потребности. Потребность – это ощущение человеком недостатка, отсутствия чего-либо. Для побуждения работника к действию, менеджеры используют вознаграждение: внешнее (денежное, продвижение по служебной лестнице), и внутреннее (чувство успеха).
Процессуальные теории мотивации основаны на элементах психологии в поведении людей. 4. 5. Контроль
Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения. Контроль можно разделить на: – предварительный, – текущий, – заключительный. В целом, контроль состоит из установки стандартов, измерения достигнутых результатов, проведения корректировок, если достигнуты результаты, отличающиеся от установленных стандартов. Предварительный контроль осуществляется до начала работы организации. Он используется в трех отраслях: в области человеческих ресурсов (подбор кадров); материальных ресурсов (выбор поставщиков сырья); финансовых ресурсов (формирование бюджета фирмы). Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ и повседневной деятельности организации, и предполагает регулярную проверку подчиненного персонала, а также обсуждение возникающих проблем. При этом обязательно необходима обратная связь между подразделениями и высшим уровнем управления организации для обеспечения ее успешной деятельности. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа выполнена. Он дает информацию руководителю организации для более оптимального планирования и осуществления в дальнейшем аналогичных задач. Поведение сотрудников, ориентированное на наличие контроля, дает более эффективные результаты. Однако, при этом обязательно должны действовать механизмы награждения и наказания. В то же время необходимо избегать чрезмерного контроля, который может раздражать сотрудников и персонал. Эффективный контроль должен иметь стратегический характер, отражать общие приоритеты организации и поддерживать ее деятельность. Конечная цель контроля – это не только возможность выявить проблему, но и успешно решить задачи, поставленные перед организацией.
Контроль должен быть своевременным и гибким. Простота и эффективность контроля, и его экономичность являются весьма актуальными. Наличие информационно-управленческой системы в организации способствует повышению эффективности контроля и планирования деятельности предприятия. Информационно-управленческая система должна содержать информацию о прошлом, настоящем и будущем организации. Эта информация позволяет руководству предприятия принимать оптимальные решения.
Таблица 4. 5. 1
Классификация функций управления
При рассмотрении функций управления с точки зрения реализации стадий управления рассматривают следующую классификацию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|