Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Очищение. 1. Мухтасар Кудури. 2. Канзу Дакаик




Оглавление

Глава 1. Очищение

Урок 1. Введение. 2

Урок 2. Фарды и Суннаты омовения. 5

Урок 3. Нарушение омовения. 8

Урок 4. Гусль. 11

Урок 5. Виды воды.. 14

Урок 6. Колодцы.. 18

Урок 7. Тайамум (очищение землёй) 22

Урок 8. Масх хуффов(кожаных носков) 26

Урок 9. Хайд и нифас. 30

Урок 10. Наджаса и её устранение. 35


Урок 11. Времена намазов. 39

Урок 12. Нежелательные времена для намазов. 43

Урок 13. Азан. 47

Урок 14. Условия намаза. 50

Урок 15. Действия намаза. 54

Урок 16. Намаз витр и кираат в намазе. 59

Урок 17. Намаз джамаатом (коллективный намаз) 62

 


Урок 1. Введение

 

Название книги: Аль-Мухтар ли-ль-Фатва

Автор: имам Абдуллах ибн Махмуд аль-Маусыли (599 – 684 г. х. )

 

Краткая информация о книге

 

Это распространённый матн(текст) по ханафитскому фикху. Это простой матн, который не входит в детализацию и доказательства вопросов, предназначен для начинающих.

 

Эта книга входит в число мутунуль му’табара, то есть это признанный текст и сказанное здесь является доводом в ханафитском мазхабе, но оно не является окончательным решением. Сказанное здесь учитывается при вынесении фетвы и указывает на силу этого мнения.

К мутунуль му’табара относятся:

1. Мухтасар Кудури

2. Канзу Дакаик

3. Матн книги аль-Хидая

4. Аль-Мухтар ли-ль-Фатва и др.

 

Этот матн отличается от других тем, что в основном он приводит здесь мнение имама Абу Ханифы и отдаёт предпочтение сахибейн (ученикам Абу Ханифы: Абу Юсуфу и Мухаммаду) примерно лишь в 14-15 вопросах.

 

Примечание насчёт учеников имама Абу Ханифы

 

В основе своей ханафитский мазхаб – это мазхаб имама Абу Ханифы. Однако у него было два великих ученика: Абу Юсуф и Мухаммад, которые достигли степени абсолютного иджтихада (иджтихад мутлак) и по своему статусу они были равны 4 имамам мазхабов. Но из-за уважения к своему учителю, они не стали создавать новый мазхаб и оказали помощь мазхабу своего учителя, сохраняя и передавая его мнение. Особенную помощь оказал здесь имам Мухаммад, который собрал мнение своих учителей: Абу Ханифы и Абу Юсуфа, а также указал и свою позицию в этих вопросах. Иными словами мнение его учеников это мнения в рамках ханафитского мазхаба, внутри него.

 

Что делать если мнение этих имамов расходится?

 

В основе мы берём мнение имама Абу Ханифы, но это не абсолютный принцип. Учёные, которые пришли после этих трёх имамов иногда отдавали предпочтение мнению учеников Абу Ханифы.

Это могло быть связано с тем, что:

1. Далили(доказательства) его учеников были сильнее;

2. Их мнение легче для практики (например, с определением размера водоёма, в которую попадает наджаса);

3. Меняется урф(обычаи) и представление людей и т. д.

 

Поэтому в зависимости от этих факторов учёные отдавали предпочтение разным мнениям имамов, хотя в основе это всё равно мазхаб Абу Ханифы.

Нам нужно следовать за поздними муджтахидами, которые решали какое мнение является сильным(муфтабихи) и по какому из них даётся фетва.

 

Поэтому мы не можем практиковать мнение, которое не является муфтабихи(сильным) в рамках нашего мазхаба. То есть муфтий не может давать фетву по другому мнению и не может его использовать для своей личной практики(в отличие от шафиитского мазхаба).

 

Примечание

 

Автор книги взял за основу матна изложение мнения имама Абу Ханифы, но также он будет в виде букв указывать на разногласие в этом вопросе с его учениками, а также с имамом Шафии.

 

В уроках будет использоваться нусха, изданная Даруль Башаир аль-Ислямия, с тахкиком доктора Саида Багдаша, которая является лучшим изданием этого матна отдельно.

 

На эту книгу есть комментарий(шарх) самого автора этой книги под названием аль-Ихтияр (к ней есть около 60 уроков устаза Абу Али), тоже одна из известных и важных книг в мазхабе, но на уроке ограничимся только самим матнов, без шарха.

 

 

Предисловие

 

Небольшая предыстория книги:

1. Автора книги попросили написать матн, где будут собраны мнения Абу Ханифы и он выполнил эту просьбу;

2. После популяризации книги по просьбе племянников туда были добавлены румузы(указания/метки) с разногласиями между Абу Ханифой и его учениками(родственники автора были алимами) в виде букв.

 

Обозначение разногласий


а) Буква «син(س )» означает, что тут есть разногласие с Абу Юсуф;

б) Буква «мим(م )» означает, что тут есть разногласие с Мухаммадом;

в) Буква «за(ز )» означает, что тут есть разногласие с Зуфаром;

г) Буква «фа(ف )» означает, что тут есть разногласие с Шафии;

е) Буква «син(س )» и «мим(م )» вместе означает, что тут есть разногласие как с Абу Юсуф, так и с Мухаммадом одновременно.


 

Урок 2. Фарды и Суннаты омовения.

Фарды омовения:

 

1. Омыть лицо: от лба до подбородка и от одного уха до другого уха, уши соответственно не включаются.
Если у мужчины борода густая, то воду необязательно доводить до кожи, достаточно просто помыть бороду. Если же борода не густая, то обязательно довести воду до кожи лица.

У тех людей, у которых растёт борода между ухом и бакенбардами остаётся полоса кожи – её тоже обязательно мыть.

 

2. Омыть руки до локтей включительно.
Примечание: имам Зуфар считал, что локти мыть нужно не включительно, но это мнение противоречит иджме и соответственно оно является ошибочным.

 

3. Протереть четверть головы.

Примечание: имам Шафии считал, что достаточно протереть часть одного волоска и фард будет выполнен. Имам Малик считал, что нужно протереть всю голову.

4. Омыть ноги до щиколоток включительно.

Примечание: имам Зуфар считал, что не включительно.

Фардами омовенияне является:

1. Намерение на омовение;

2. Непрерывность действий омовения;

3. Последовательность совершение действий в омовении.

Суннаты омовения:

1. Троекратное омытие кистей рук до запястий.

Эта сунна становится ещё более желательной, если человек встал после сна.

2. Во время омытия кистей рук он произносит «БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим».

3. Использование сивака перед омовением.

4. Три раза прополоскать рот, а затем три раза прополоскать нос. Нужно разделять эти действия, а ни совершать их одновременно, зачерпывая одновременно воду и в рот, и в нос.

5. Протереть всю голову целиком только один раз.

Примечание: по мазхабу Шафии сунной будет три раза полностью протереть голову.

6. Протереть уши новой водой.

То есть после протирания головы нужно снова промыть руку, а затем мыть уши. То есть протирать уши не той же влагой, оставшейся на руке после протирание головы, а новой влагой.

7. Скрещивать пальцы рук между собой, тем самым тщательно протираешь между ними.

8. Проводить пальцами, расчёсывая бороду и доводя влагу до внутренней части бороды.

9. Троекратность действий омытия.

То есть три раза помыть лицо, руки и ноги.

10.   Намерение на омовение.

11.  Последовательность действий в омовении.
То есть сначала лицо, затем руки, затем голова и затем ноги.

Примечание

Сунна – это те действия, которые Посланник Аллахаﷺ совершал постоянно, но иногда оставлял. За невыполнение сунны человек заслуживает порицания. За оставление сунны он получает грех.

Мустахаб – это те действия, которые Посланник Аллахаﷺ совершал несколько раз или же призывал совершать, не совершая сам. За невыполнение мустахаба человек не заслуживает порицание.

 

Мустахабом является:

 

1. Начинать омытие с правой стороны

То есть сначала омыть правую руку, а затем левую. Также сначала омыть правую ногу, а затем левую.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...