Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Макро? и микроскопический анализ ЛРС, содержащего полисахариды




КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Дайте определение понятия «полисахариды» как группы биологи-чески активных веществ. Приведите классификацию.

 

2. Дайте определение понятия «гликозиды» как группы биологически активных веществ.

 

3. Перечислите возможные варианты классификации гликозидов.

 

4. Приведите примеры гомополисахаридов.

 

5. Приведите примеры гетерополисахаридов.

 

6. Напишите формулы: глюкозы, галактозы, фруктозы, кислоты га-лактуроновой, кислоты альгиновой, амилозы, амилопектина, ину-лина, реакции гидролиза амигдалина и синигрина.

 

7. Приведите методы выделения и очистки водорастворимых полиса-харидов из растительного сырья.

 

8. Перечислите физико-химические методы установления строения по-лисахаридов.

 

9. Приведите качественные реакции на слизь.

 

10. На примере корней цикория поясните результаты качественных ре-акций на крахмал и инулин.

 

11. Перечислите действующие и сопутствующие БАВ сырья следующих ЛР: алтея, подорожника большого, подорожника блошного, мать-и-мачехи, льна, липы, малины, ламинарии. Укажите их биологи-ческое действие и применение.

 

12. Какими методами устанавливают молекулярную массу полисахаридов?

 

13. Как устанавливают качественный моносахаридный состав гликанов?

 

14. Перечислите методы количественного определения полисахаридов в ЛРС и препаратах.

 

15. Какие общие особенности строения имеют полисахариды и глико-зиды?

 

16. Какие вы знаете виды гидролиза полисахаридов и гликозидов?

 

17. Как обнаружить в продуктах гидролиза моносахариды?

 

18. Объясните механизм действия горчичников.


Макро и микроскопический анализ ЛРС, содержащего полисахариды

4 7
     
     

 

Макро? и микроскопический анализ ЛРС, содержащего полисахариды

 

Объекты для лабораторного исследования: корни алтея, трава алтея лекарственного, листья подорожника большого, семена подорожника блошного, листья мать-и-мачехи, семена льна, слоевища ламинарии.

 

Объекты для самостоятельного изучения: трава подорожника блошного, цветки липы, плоды малины, исландский «мох», хлопчатник; источники: пектина (плоды яблони, корнеплоды свеклы); камеди (виды астрагала, абри-кос), инулина (корневища топинамбура, корневища и корни эхинацеи пур-пурной, корни цикория, корни одуванчика, корневища и корни девясила); тиогликозидов (семена горчицы); цианогликозидов (семена миндаля горько-го); соединений серы негликозидной природы (лук, чеснок).

 

КОРНИ АЛТЕЯ — Radices Althaeae

 

 

Задание 1. Срав    
ните по гербарным об    
разцам, рис. 2. 3, цв. вкл. I,    
рис. 3 и описанию, дан    
ному в табл. 2. 1, алтей    
лекарственный и алтей    
армянский. Запишите    
в лабораторный жур    
нал название сырья    
алтея, лекарственных    
растений и семейства    
на русском и латин    
ском языках.    
Задание 2. Изучи    
те по гербарным об    
разцам и описанию,    
приведеному в табли    
це 2. 2, хатьму тюринг    
скую и мальву лесную,    
которые по внешнему    
виду напоминают алтей    
лекарственный и отно    
сятся к его возможным    
примесям.    
Напишите русские

Рис. 2. 3. Алтей лекарственный (а):

 

и латинские названия

 

1 — внешний вид растения; 2 — корень; 3 — поперечный срез корня; б — лист

 

возможных примесей.

 
алтея армянского  

4 8                 Тема 2.   Соединения с гликозидной связью: полисахариды и гликозиды

 

Т а б л и ц а 2. 1

 

Основные отличия алтея лекарственного и алтея армянского

 

 

Т а б л и ц а 2. 2

 

Отличительные признаки алтея лекарственного и сходных видов

 

 

Задание 3. Проведите анализ цельных корней алтея, очищенных от пробки,

 

в сравнении со стандартным образцом сырья и корнями алтея, не очищенными от пробки (цв. вкл. I, рис. 3). Запишите, используя схему 12, основные внешние при знаки исследуемого сырья. Обратите внимание на цвет корней и на то, что при разламывании они пылят вследствие большого количества крахмала в клетках.

 

NB! Обратите внимание, что ст. 64 ГФ XI распространяется на корни алтея, очищенные от пробки, — Radices Althaeae mundata. Кроме того,

 

в медицине применяются корни алтея, не очищенные от пробки, —

Radices Althaeae naturalis (ФС 42-812-73).

 

Внешние признаки по ст. 64 ГФ XI. Корни почти цилиндрической формы или расщепленные вдоль на 2—4 части, слегка суживающиеся к концу, дли-ной 10—35 см и толщиной до 2 см. Поверхность корня продольно-бороздча-тая с отслаивающимися длинными, мягкими лубяными волокнами и темны-ми точками — следами отпавших или отрезанных тонких корней. Излом в центре зернисто-шероховатый, снаружи волокнистый.


Макро и микроскопический анализ ЛРС, содержащего полисахариды

4 9
     
     

 

Рис. 2. 4. Микроскопия корня алтея лекарственного:

 

а — фрагмент перидермы и коры; б — фрагменты центрального цилиндра; 1 — тонкостенная паренхима с крах-мальными зернами; 2 — тангентально вытянутые группы лубяных волокон со слабоутолщенными, целлю-лозными или слабоодревесневшими стенками, расположенные прерывистыми концентрическими поясами; 3 — мелкие группы волокон в древесине; 4 — сосуды; 5 — трахеиды; 6 — сердцевинные лучи одно-, реже двух-рядные; 7 — клетки со слизью в паренхиме коры и древесины (в воде слизь растворяется, клетки становятся бесцветными и кажутся пустыми); 8 — друзы кальция оксалата


5 0                 Тема 2.   Соединения с гликозидной связью: полисахариды и гликозиды

 

Цвет корня снаружи и в изломе белый, желтовато-белый (алтей лекар-ственный) или сероватый (алтей армянский). Запах слабый, своеобразный. Вкус сладковатый с ощущением слизистости.

 

Задание 4. Проведите качественные реакции на слизь и крахмал. Результаты реакций запишите в лабораторный журнал. При смачивании излома или порошка корня раствором натрия гидроксида образуется лимонно-желтое окрашивание (слизь). При нанесении раствора йода на очищенную поверх-ность корня или излом появляется синее окрашивание (крахмал).

 

Задание 5. Приготовьте поперечные срезы корня алтея и проведите: а) реакцию на одревесневшие клеточные оболочки и б) реакцию двойного окрашива ния. Рассмотрите окрашенные препараты под микроскопом при м/у и б/у и зари суйте в лабораторном журнале основные диагностические признаки (рис. 2. 4 и цв. вкл. I, рис. 1).

 

а) Реакция на одревесневшие оболочки: помещают срез в 1 %-ный спирто-вый раствор флороглюцина, прибавляют 1 каплю кислоты хлористоводород-ной концентрированной. Через 1 мин избыток реактива удаляют фильтро-вальной бумагой и прибавляют 1 каплю хлоралгидрата. Лигнифицированные оболочки клеток приобретают красное окрашивание.

б) Реакция двойного окрашивания: срез корня алтея помещают на 20 мин

 

в раствор железа (III) хлорида, переносят на предметное стекло, реактив удаляют фильтровальной бумагой, добавляют каплю метиленового синего, а затем срез промывают водой. Клетки со слизью окрашиваются в желтый цвет, лубяные волокна приобретают синюю окраску, а сосуды древесины — зеленую. Клетки паренхимы остаются бесцветными.

 

Задание 6. Изучите числовые показатели, характеризующие доброкачественность очищенных корней алтея. Какой гистохимической реакцией можно обнару жить одревеснение корней?

 

Числовые показатели. Влажность — не более 14 %; золы общей — не более 8 %; золы, нерастворимой в 10 %-ном растворе кислоты хлористоводород-ной, — не более 0, 5 %; деревянистых корней — не более 3 %; корней, плохо очищенных от пробки, — не более 3 %; органической примеси — не более 0, 5 %; минеральной примеси — не более 0, 5 %.

 

Числовые показатели по EurPh. Индекс набухания — не менее 10 для из-мельченного сырья (сито 710); влажность — не более 12 %; золы общей — не более 6 % (для очищенных корней), не более 8 % (для неочищенных кор-ней); побуревших корней — не более 2 %; для очищенных корней допускает-ся не более 2 % пробки.

 

Задание 7. Известно, что корни алтея применяют как отхаркивающее средство. Укажите в лабораторном журнале препараты из корней алтея.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...