Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Древнехакасское государство (VI-ХIII вв.)




Древнехакасское государство (VI-ХIII вв. )

Имя страны и народа Хакас (Хягяс и др. ) появляется в китайских источниках IX в., составленных по сочинениям VI-VIII вв. Так именует себя народ, сложившийся во время хунну при смешении местных динлинов с пришлыми кыргызами. Археологически это отмечено памятниками тесинского переходного этапа и завершено появлением таштыкской культуры, т. е. относится ко II — середине I в. до н. э. Хунну переселили кыргызов и утвердили правителями Южной Сибири. После смешения с аборигенами они перестали быть отдельным народом, но сохраняли властные функции до XX в. Еще в середине IX в. посол в Китай заявил, что кыргызы правят на Енисее с I в. до н. э. По имени династии Древнехакасское государство в большинстве письменных источников именовалось Кыргызским (Хыргыс, Хиргиз и др. ). Став обозначением знати, это имя после распада огромной страны перешло на некоторые другие азиатские народы (кыргызов Тянь-Шаня, киргиз-кайсаков, т. е. казахов).

Древнехакасское государство — одно из самых крупных, экономически развитых и долговременных государств Сибири. Всю историю (по XIX в. ) здесь вершился обряд трупосожжения с захоронением праха под каменными курганами. Стабильность населения и его традиций знаменуют три преемственные археологические культуры Средневековья, условно (по археологическим критериям) расчленяющие единый социальный организм государства и его самобытно развивавшуюся историю. Таковы культуры чаатас (VI — первая половина IX в. ), тюхтятская (середина IX — конец X в. ) и аскизская (конец X-XVII в. ). Сложившись в долинах Среднего Енисея, государство расширяло границы, достигнув наибольших размеров в IX-X вв. Археологические материалы доходят до присоединения Древнехакасского государства к Российской державе (1718 г. ), коренным образом изменившего развитие местной культуры.

Культура чаатас (VI— первая половина IXв. )

Поселения практически не изучены. Могильники же, заметные издали, имеют весьма живописный вид: развалины каменных мавзолеев смотрятся кольцевыми курганами, каждый из которых окружен 8-12 менгирами высотою до 4-5 м. Гробницы воспроизводили в камне круглые юрты и многоугольные срубные жилища с пирамидальными крышами. Такие дома, известные уже в таштыкской культуре, поныне существуют у всех народов Саяно-Алтая. Археологическая культура обязана своим названием каменным стелам. По преданию богатыри метали друг в друга куски скал, и те, что не долетали, вонзались среди долин. Хакасы назвали их чаа тac («камни войны»).

 

Хакасия. Общий вид могильника-чаатас Красный Камень

 

Уйбатский чаатас.
Стремя, инкрустированное золотом, серебром и медью

Ряды мавзолеев тянутся с юга на север, каждый ряд — это захоронения одной княжеской семьи. Курганы полностью разграблены в XVIII-XIX вв. переселенцами — утварь средневековой знати была богата и изысканна. В саянской стране, древнем горнорудном центре, изделий из металла было множество. Попав на погребальный костер, железо не ржавеет, потому курганные вещи — хорошей сохранности и очень разнообразны. Специфичны коленчатые кинжалы, удила со спаренными кольцами на концах, псалии, украшенные головками травоядных животных. Часть вещей укладывали в ямки на борту могил (их называют тайниками). При раскопках даже ограбленных курганов найдены шедевры прикладного и ювелирного искусства. Мастера были высокими профессионалами, знали художественную ковку и литье, инкрустацию и аппликацию, чеканку, скань, горячее золочение (на ртути). Особенно знамениты находки из Уйбатского и Копёнского чаатасов: инкрустированные серебром и золотом стремена, бронзовые бляшки с лук седел, изображающие космогоническую охоту конных лучников, набор золотых сосудов на серебряном блюде.

 

Копёнский чаатас. Бронзовые бляхи передней луки седла

Стенки кубических могильных ям укреплены вертикальными бревнами. Поверх перекрытия многослойно уложен плитняк. Дно выстлано берестяными полотнищами. На них лежат кучки пережженных человеческих косточек (иногда в сосудах, берестяных коробках, а чаще, вероятно, были в мешочках). Основное место в могиле занимал запас пищи — можно встретить части 10-12 туш овец, коров или свиней. Видно, обычай предполагал загробное пиршество: в могилах кроме лепных горшков обычен узкогорлый сосуд для вина («кыргызская ваза») и глиняные кубки. Вазы изготовлены на гончарном круге и принадлежат к столовой посуде — они прекрасной работы, особого обжига, украшены узором, вдавленным при прокатке валика. Наборы из 4 кубков, бытовавшие в течение семи веков (с VIII по XIV), указывают на существование застольного этикета.

Женские погребения лишены металлического инвентаря. Детей не сжигали. Рядовые курганы, образуя плотную «застройку» вокруг мавзолеев знати, отмечены только каменными выкладками и лишены вертикальных стел. Их бедный инвентарь дополняет археологическую картину социального расслоения. Орудия труда, прежде всего земледелия (сошники, лемехи, отвалы плугов, серпы, косы, ручные жернова), встречены не в могилах, а в выкладках курганов. В общие могильники входят захоронения по чуждому обряду трупоположения и трупоположения с конем — это курганы иноплеменников: слуг, клиентов или союзников.

В эпоху чаатас — время обороны от каганатов тюрок и уйгуров — создаются горные крепости-убежища. Их строят профессионалы-фортификаторы. Стены выложены из плитняка без раствора на высоту до 2, 5 м и отсекают площадки на краю обрывов. Ширина стен кратна 40 см («древнехакасский локоть»): 120, 160, 200 см. Кладка внутренней и внешней сторон велась с наклоном внутрь, что придавало ей прочность, применены способы удержания кладки на склонах. Зигзагообразность стен обеспечивала защитникам перекрестный обстрел врага без возведения башен. Мастерство строителей дополнялось единством фортификационного замысла: с одной крепости видны две другие. Общая стратегия обороны выступает в небольших размерах крепостей: войска распределялись по множеству твердынь и тем сохраняли воинов и удерживали земли. Пограничные укрепления перекрывали горные тропы в Саянах и долину при выходе Енисея из теснин. В степях известны укрепленные районы — стены Оглахтинской крепости тянутся на 25 км.

 

Кыргызские вазы и баночные сосуды

Несмотря ни на что, в середине VIII в. Уйгурскому каганату удалось на время подчинить страну. В древнехакасской культуре произошли важные изменения: государственной религией стало манихейство. С этой религией, имевшей Писание, знавшей астрономию и почитавшей планеты, на Среднем Енисее возникли монументальные храмы, сложенные из сырцового кирпича. По их руинам были обнаружены два древнехакасских города,
основные постройки в которых оказались деревянными и не оставили следов. Храм в котловине Сорта, посвященный планете Марс, выстроен на платформе из гранитных валунов и снабжен всходами-пандусами. Прямоугольный зал освещался потолочным люком, расположенным против входа и опиравшимся на 4 колонны. Вдоль стен, за колоннадой, были пьедесталы для икон, выполненных на тканях. Другой храм, в устье р. Уйбат, поначалу был квадратом кирпичных стен, скрывавшим двор со святилищем — плетеной сферической хижиной. Затем его перекрыли плоской крышей, а возникший зал заняли рядами из 169 колонн. По описаниям арабов, таков был манихейский храм Солнца. С юга у него был квадратный двор с въездными воротами и жилищами монахов вдоль стен.

 

Копёнский чаатас. Золотые сосуды:
1 — чеканка и резьба; 2 — накладной узор, пайка

К эпохе чаатас относятся первые известные нам памятники енисейской рунической письменности — одной из разновидностей самобытного древнего письма тюркских народов (см. Тюркские и Уйгурский каганаты). На прикурганные стелы стали наносить поминальные надписи — горестные слова от имени самого умершего. Самая ранняя эпитафия и первое имя, встающее из небытия, найдены на Ташебинском чаатасе близ г. Абакана. Текст гласит: «Моё мужественное имя — Анар Таз-огя. Моё владение и имеющееся [у меня] золото [я покинул]». В курганах Копёнского чаатаса найдены золотые кубки с надписями на донцах: «[Это] — чистейшее золото» и «Предназначенную князю подать мы даровали». Речь вдет о дани, выплачиваемой драгоценными изделиями. В этих кратких письменных памятниках отражается сложное устройство феодального государства. В VII в. страна устанавливает регулярные дипломатические и торговые связи с Китаем, в ней распространяются импортные предметы роскоши.

 

Уйбатский город:
1 — план манихейского храма Первопричины (с купольным святилищем внутри); 2 — его план после перестройки в колонный зал храма Солнца, VIII в.; 3 — каменная крепость на горе Хызыл хая, а, б— поперечные разрезы ее стен у входов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...