Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дальний восток (культуры тунгусо-маньчжурских народов)




ДАЛЬНИЙ ВОСТОК (КУЛЬТУРЫ ТУНГУСО-МАНЬЧЖУРСКИХ НАРОДОВ)

 

Образцы монгольского квадратного письма. Печати из Каракорума (1 — костяная, 4 — деревянная), их щитки (2 — увеличено, 5) и оттиск (3)


Географически восток нашей Родины не представляет единого целого, таежные и приречно-лесные культуры, занимающие наибольшее место, соседствуют здесь со степными и приморскими. Запад Восточной Сибири издревле занимали тюркоязычные народы, а в горах жили племена, говорящие по-самодийски. Развитие первых приводит к формированию средневековых курыкан и родственных им народов, во многом определивших сложение якутов-саха и, после омонголивания, бурят. Историческая судьба самодийцев состоит в их постепенной тюркизации. Центральная часть региона к рубежу развитого Средневековья уже монголоязычна. Эта южная волна разрезала тюркоязычный мир, изолировав от степей таежников-якутов. Лесное море с неведомых времен заняли тунгусоязычные предки эвенков, вытеснив к северо-востоку палеоазиатов. Археологически указанные процессы исследуются недавно и изучены недостаточно.

 

Культура мохэ. Наконечники копий и стрел

Восточная часть рассматриваемых земель также была занята тунгусо-маньчжурскими народами. Она может быть разделена на две культурные зоны: лесостепное Приамурье и горное Приморье. Первую отличало давнее взаимодействие с тюркскими народами, Кореей и Китаем, а другую — также и с островами Японии, Сахалином и Курилами. Следует знать, что
современные государственные границы делят Приамурье и Приморье без связи с прежними историко-культурными и политическими рубежами. Российская археология изучает северную периферию средневековых держав, занимавших Маньчжурию и север Кореи, а также древности народов, оставшихся за пределами этих государств.

Государство Бохай и культура мохэ (VIII-X вв. )

Это государство (698-926 гг. ) захватывало Приамурье в большой излучине и проникало в Южное Приморье. Сложилось оно южнее, после уничтожения Китаем государства Когурё (668 г. ), из нескольких разнородных групп. Главной была восточная ветвь мохэ (существенна роль и древних корейцев, других племен, китайских переселенцев). Название Бохай, географическое по происхождению («Далекое море»), с 713 г. воскресило имя древнего владения, вассального Китаю.

 

Бронзовое убранство амурских поясов:
1-10— накладки; 11-12— подвески; 13, 14— пряжки

 

Мохэские сосуды

Народ, китайцами называемый мохэ, жил от р. Сунгари до низовьев Амура, состоял из семи племен и упоминается с I в. до н. э. как северный сосед корейцев и восточный — древних монголов. К Среднему Амуру вплотную подходили границы Тюркских и Уйгурского каганатов. В борьбе с последним сюда приходили и древнехакасские войска. В государство Бохай вошло лишь одно подразделение мохэсцев, остальные продолжали жить своей жизнью, и именно их памятники наиболее исследованы на российском Дальнем Востоке. Здесь выделяется пять культурных групп, соотносимых с племенами. Хозяйственный тип мохэ сложился внутри континента, и выход части их к морю не сказался на культуре народа. Устойчивость бытовых норм мохэской общности веками противостояла пришлым, в том числе и государственным формам жизни.

 

Конские бабки с резным узором

Согласно летописям, богатство в обществе определялось числом свиней (в одном хозяйстве достигавшем сотен голов) и домашних рабов. Возделывали просо, пшеницу, коноплю. Разводили лошадей и, в отличие от Китая, пахали на них, а не на волах. Особенно отмечают прекрасную конницу и охотничье искусство. Наряду со стальными и костяными, использовали и каменные наконечники стрел. Копья занимают второе место после лука и стрел, их находят больше, чем в предшествующее и последующее время. В могилах найдены длинные однолезвийные мечи без перекрестий, доспех присутствует ритуально — по нескольку разрозненных пластин. Распространены наборные пояса как тюркского, так и самобытного, амурского типа. У них бронзовые квадратные прорезные пластины с подвесками и большие дугообразные пряжки с пластинчатым, заполняющим рамку язычком.

Археологические памятники мохэ выделяются с IV по XII в. Их отличают вытянутые лепные горшки с широким воронковидным горлом и налепными валиками под венчиком. Другую группу составляют сероглиняные круговые сосуды. Ямные погребения образуют грунтовые могильники. В большинстве это вторичные захоронения костей после выставления умершего на помосте. Мог также производиться обряд культового обезвреживания умершего — разрывания могилы и разрушения скелета. Устраивались и первичные захоронения (полные скелеты лежат на спине с согнутыми ногами). Третье место занимает кремация на месте или на стороне, доля которой с X в. возрастает. Под внешним влиянием начинают хоронить под курганами. Своеобразны орнаментированные конские фаланги-бабки, нередко сопровождающие погребения. Хотя мохэ торговали лошадьми и имели конницу, предметы упряжи у них неотличимы от тюркских. В других сферах культуры VI-X вв. также очень заметны влияния тюркоязычных соседей — самих тюрок, курыкан и древних хакасов: деревянные рамы в погребениях, берестяные покрытия, головы лошадей, поминальные кострища. Встречаются заимствованные горшки, пряжки и бляшки поясных наборов, серьги, пуговицы. Жилища мохэ также демонстрируют культурный синкретизм: то это квадратная полуземлянка с каркасом из четырех столбов и открытым очагом, то наземный дом с отопительной системой внутри П-образной лежанки-кана.

 

Образцы пластического искусства:
1, 2 — бронзовое с позолотой и каменное изображения Будды; 3 — бронзовая фигурка чиновника;
4 — черепичный диск буддийской кумирни

Государство Бохай сложилось как самостоятельная сила, противостоящая Китаю политически, но не культурно. Страна создала собственную письменность, историческую службу и летописи, но они не дошли до нас. Сохранились надгробные камнеписные стелы и описания, сделанные соседями, с каждым из которых(включая Японию) держава имела дипломатические отношения. Наиболее тесными они были с Китаем. Посольства вместе с пушниной не раз даровали рабов. Уже это указывает на сложность государственного устройства и полновластие правителей. Страна делилась на 15 областей, 62 округа, 125 уездов, чиновники — на 9 рангов и 18 степеней, сановники получали кормление и податных крестьян. В державе изобрели систему из 5 столиц (центральной и 4 по странам света). Два бохайских округа располагались в Приамурье и Приморье. Их столицы, как полагают, были на месте г. Уссурийска и в бухте Посьет (юго-западнее Владивостока). Российские археологи обнаружили развалины и портового города. Градостроительная культура была высокой. Квадратные города делились на кварталы. Крепостные стены были без башен и имели две облицовки — наружную и внутреннюю. Внешняя всегда была каменной, внутренняя могла быть деревянной; пространство между ними заполнялось землей. В столичных центрах находилось до десятка храмов и монастырей — исповедовался буддизм. Остатки четырех сельских храмов, занимавших возвышенности на краю поселений, исследованы в Приморье, где вообще больше раскапывается рядовых поселений. Храмы окружались каменными оградами и крылись черепицей.

Городские могильники курганные, числом могут превышать 200 насыпей. Гробницы знати имеют несколько каменных помещений: прихожую, коридор и основную камеру с четырьмя колоннами. Обычны же образованные плитами камеры, к которым ведет короткий ход. Умершие положены в гробы. Среди захоронений простолюдинов есть сожжения, помещенные в простые или облицованные плитами ямы. Часты парные захоронения, известны и вторичные, совершенные через три года после смерти. Инвентарь, кроме 1-2 сосудов, содержал конскую сбрую (для мужчин) и личные украшения (для женщин). Царские погребения, воспринимая китайский ритуал, сопровождались каменной стелой с иероглифической надписью и скульптурами львов. Сельские кладбища грунтовые и из внешних признаков имеют только каменную обкладку по краям могил. Погребенных кремировали на стороне, возможно, также по прошествии трех лет после смерти. Курганы сохраняют древнекорейскую традицию (с китайским влиянием), грунтовые могильники — обычай мохэских племен.

Бохайское хозяйство было многоплановым, с определенной специализацией областей. Пахотное земледелие (суходольный рис, просо, ячмень, гречиха) велось чугунными лемехами и железными серпами, процветало огородничество и садоводство. При раскопках поселений кости коров, лошадей, свиней и собак составляют равные доли. Много костей диких животных и птиц — охота была делом общедоступным. Внешняя торговля являлась государственной, вывозились меха, тюленьи шкуры, панты оленей, мускус, ловчие соколы. Гончары производили круговую керамику (возможно, поливную и фаянсовую). Основные ее формы и орнаментация связаны с предшествующими. Открыты печи для обжига черепицы. Существовали шелкоткацкое ремесло, горное, литейное и ювелирное дело (отливались даже статуи из золота и серебра). Самобытные ажурные бляхи на мужских поясах знаменуют смену тюркской моды тунгусо-манчжурской. Своеобразны наконечники стрел, особенно плоские, с Z-образным сечением.

Государство пало под ударом киданьской державы Ляо, но политическая история впрямую не соотносится с археологией: бохайская культура оказалась самостоятельной, высокоразвитой и стойкой. Пережив 200-летнюю государственность, она питала своими соками не только соседей, но и последующие поколения. Так, на поселениях Приморья непрерывные культурные отложения достигают толщины 2, 5 м и бохайские слои плавно переходят в чжурчжэньские. Преемственная эволюция отмечена и в формах материальной культуры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...