Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура монголоязычных народов и юаньская империя (XIII-XIV bb. )




Нередко историю монголов начинают с XIII в., когда они были степными скотоводами. Но в древности монголоязычные народы — это оседлые обитатели лесов в верховьях и бассейне Амура, живущие в землянках, занимающиеся рыболовством, охотой, придомным скотоводством, собирательством и земледелием. На то указывает исконный словарь, в котором есть свои термины для крупных речных рыб, таежных животных, собак и лошадей (разводимых на мясо). Особенно разработана лексика для дикой и домашней свиньи. Письменные источники единодушны: древние монголы были южными соседями тунгусо-маньчжурских народов. Однако выделить их древности из ранних археологических материалов Приамурья и Маньчжурии пока не удается.

До X в. всю территорию Монголии, Джунгарии и Восточного Туркестана заселяли тюркоязычные племена. Выйдя в степь и за два века став кочевниками, монголы заимствовали от них названия степных животных, скотоводческий лексикон. От тюркских народов были восприняты как навыки земледелия, так и переносные войлочные юрты. Тюркский вклад в духовную культуру привел к восприятию мировых религий (манихейства, несторианства, буддизма) и уйгурского шрифта, а в социальной сфере — титулатуры, управленческого аппарата и канцелярий. Планировка уйгурских городов повлияла на градостроительство монголоязычных киданей. Именно их вторжение, произошедшее в 924 г., положило начало коренным этническим переменам в Центральной Азии. Государство киданей называлось Ляо (916-1125 гг. ), лежало за пределами современной России, и его древности мы рассматривать не будем, но следует знать, что его материальная культура испытала сильное воздействие Уйгурского каганата и Древнехакасского государства. С конца XII в. монголоязычные народы господствовали в центральноазиатских степях и пустынях, а их граница с тюркоязычным миром стала такой, как ныне.

Корни многих явлений монгольской культуры, в XIII-XIV вв. распространившихся по Евразии, надо искать в лесном периоде истории народа. Таковы «тайные» погребения (включая могилу самого Чингисхана) — грунтовые захоронения, лишенные надмогильных сооружений. В отличие от курганов, создаваемых степняками, такие могилы — признак лесных народов. Понятно, что достоверно монгольских захоронений найдено крайне мало. Надежным поисковым признаком монгольских кладбищ в таких условиях становятся города, что при обыденных оценках кочевой жизни звучит парадоксально. Однако если не возводить в абсолют подвижные черты быта, то станет заметна и другая отличительная черта монгольской культуры — повсеместное создание городов. Только в Золотой Орде их было более 100, и в 20 из них чеканилась монета. Археолог, желающий отыскать монгольские кладбища, должен изучать городские могильники. Так найдены два могильника в Туве, на которых оказались каменные статуи чиновников, львов и баранов, стоявших парами вдоль прохода к невидимым могилам. Захоронения совершались в деревянных гробах, установленных в боковые подбои. Надо сказать, что третий городской некрополь, в Забайкалье, был курганным, т. е. отражал постороннее влияние.

 

План жилого дома с широкой П-образной лежанкой-каном и дымоходными каналами. Тува, Эртине-Булак

Своеобразие монгольских городов состоит не только в отсутствии укреплений (что порождено сильной центральной властью), в применении обожженного квадратного кирпича в бытовом и общественном зодчестве (черта эта воспринята извне), в богатстве инвентаря, соединившем достижения ремесел и искусств Запада и Востока (что присуще любой городской культуре).

Специалист отличает монгольский город по типу жилищ, единому для всей империи — от Забайкалья до Молдавии. И это не юрты, а квадратные дома с каркасными, столбовыми стенами, поставленные без фундаментов.

Вдоль трех стен устроены сплошные глиняные лежанки с внутренним обогревом: в продольные каналы направлялся горячий дым из специальной печи. Такие лежанки называют кан, возникли они на северной монгольской прародине и известны еще у хунну, в культуре мохэ, киданей и чжурчжэней. Степной быт не отучил монголов от древнего домостроительства и оседлой жизни.

Многочисленность домов с канами показывает, что в Европу монголов пришло немало и среди них были строители. Инженерные части сопровождали войска. Так, в 1218 г. в отрогах Тянь-Шаня монголы возвели 48 бревенчатых мостов, пропускавших по две телеги.

Монгольские города, два из которых найдены в Забайкалье (Хирхира, Кондуй) и шесть в Туве (Оймак, Дён-Терек, Межегей и др. ), частью были сооружены уже в начале XIII в. и расцвели при династии Юань (1260-1368 гг. ). Страна от Алтая до восточных морей делилась на 12 провинций (а те — на области, округа, префектуры и уезды). Центром провинции Лин-бэй (Монголия и Саяно-Алтай) был Каракорум на р. Орхоне, также изучавшийся археологами. Хотя ни один из этих памятников не раскопан в полной мере, они рисуют развитую управленческую, духовную, производственную и торговую жизнь городов той эпохи. Административные здания, прежде всего дворцы наместников, сооружались на грунтовых платформах, имели кирпичные полы и крылись желобчатой черепицей. Тяжелые крыши (удерживаемые колоннадами на каменных базах) украшались терракотовой скульптурой, стены белились и расписывались фресками. На центральных площадях стояли каменные стелы с высеченными указами. В каждом городе открыты храмы — с 1269 г. буддизм был официальной религией империи. С новой верой пришли ее философия и искусство. В городах многочисленна глиняная и каменная буддийская скульптура, скальная часовня, обнаруженная в Туве, сохранила красочное изображение Будды.

Реконструкция Кондуйского дворца. Забайкалье.

Саяно-Алтайское нагорье было необходимо монгольскому государству как сырьевая база, поставлявшая металл и хлеб. В ремесленно-хлебопашеских колониях здесь селили местных и угнанных из Китая мастеровых и земледельцев. В Туве, на р. Межегей, в шахтах добывался уголь, в городах плавился металл, выжигался кокс, отливались чугунные изделия, в том числе плужные лемехи и отвалы. На них есть иероглифические надписи (китайское письмо было международным), выявляющие задачу поселенцев: «Напрягайте все усилия для обработки полей». Восприняв от чжурчжэней технику чугунной плавки, именно монголы познакомили с ней Европу. В Южной Сибири возникли фактории мусульман, получивших монополию на скупку хлеба. Они найдены в Туве и Бурятии по среднеазиатской посуде и исламским захоронениям. Огромные жернова мельниц, вращаемые животными, говорят о высокой продуктивности земледелия. Велась добыча соли, алебастра, гипса, строительного камня и, конечно же, глины. Гончарство давало превосходную посуду, использовало различную поливу, изготовляло черепицу, облицовочные плиты, кирпич и скульптуру. Массовым было кузнечное дело, каменотесное и другие ремесла. Денежное обращение, став повседневным, основывалось на серебряных слитках и бронзовой расхожей монете.

 

Буддийская глиняная химера с крыши храма. Тува, Дён-Терек.

 

 

Земледельческий инвентарь монголов: 1 — каменный жернов (Каракорум); 2, 3 — чугунные плужные лемехи; 4 — отвал плуга (Тува).

Присутствие монголов по всей Евразии обнаруживается по ряду характерных изделий. Таковы трехногие чугунные котлы и литые втулки-цуны (в виде шестеренок) к осям телег, широкие пятиугольные наконечники стрел укороченных пропорций, серые круговые сосуды со звонким черепком. Пояса с бляхами-обоймами (низавшимися на ремень) и петлями для подвешивания предметов стали признаком служилой знати и быстро стерли этнические границы. Наборы поясов были каменными, бронзовыми или серебряными, украшались рельефным и резным узором, растительным и зооморфным. В их оформлении смешалось несколько восточных традиций (Маньчжурии, Китая, Ирана, Южной Сибири). На разнородной основе сложился специфический официальный художественный стиль евразийского государства. Аристократической принадлежностью стали и наборы серебряной пиршественной посуды: кубок, широкая чаша, ковш, подвешивавшийся к поясу. По разным культурам распространились боевые луки с центральной веслообразной накладкой, длинные костяные пряжки подпруг, женский инвентарь: туалетные щеточки, шарнирные ножницы, S-видные серьги.

 

Характерные формы монгольских предметов:
1, 2 — бляхи поясов; 3 — костяная туалетная щеточка; 4 — наконечники стрел; 5 — костяная подпружная пряжка; 6 — стремя; 7 — гончарные сосуды

К монгольскому языку приспособили существовавшие письмена (курсивное уйгурское — при Чингисхане) и изобрели на их основе собственные (иероглифическое от китайского — в Ляо, квадратное от тибетского — в Юань). Сложилась своя литература, включая историческую. Эпиграфические памятники уйгурского и квадратного письма монголов во множестве найдены и в Азиатской, и в Европейской России. Таковы, например, пай-цзы — металлические пластины— пропуска для посланцев с лаконичной надписью: «Силою Великого Неба, волею Великого Хана — кто ослушается, умрет».

 

Сибирь:
1 — золотой ковш; 2, 3 — серебряные кубки с золоченым узором

С упадком государственности в XIV-XV вв. монголоязычные народы были частью ассимилированы в областях древних держав (таких, как Китай и Иран), а частью вновь вытеснены в сухие горностепные районы, где географические условия вернули их быт к единственно возможным формам кочевого скотоводства. В лесостепных районах, однако, не был забыт опыт ни городской жизни, ни земледелия. Сохранились и достигнутый социальный уровень, и развитие религиозно-духовной и письменной культуры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...