Тюхтятская культура (вторая половина IX — конец Хв.)
Разгромив Уйгурский каганат в 840 г., Древнехакасское государство занимает огромную территорию от Иртыша до Байкала и от Ангары до пустыни Гоби. Размещение воинских могильников (по правому берегу Иртыша, например) определяет нахождение приграничных гарнизонов. Могильники теперь состоят из немногих курганов, содержащих только мужские погребения, — таковы археологические свидетельства регулярности армии и начальных стадий обладания чужими землями.
Памятники енисейского письма: Принятие манихейства изменило погребальный обряд. Курганы по-прежнему круглы или многоугольны, но у них уже нет вертикальных камней. Захоронения знати сохранили единственную стелу с восточной стороны — расцветает обычай наносить на нее надгробные надписи. Пережженные кости помещаются в неглубокие ямы, сопроводительная пища скромна и обнаруживается редко. Над могилой часто вывешивалась шкура коня, о чем свидетельствуют находимые кости черепа и ног (при отсутствии других костей туши). Инвентарь (в погребениях знати обильный) составляют металлические изделия — пиршественные чаши, детали воинского и конского снаряжения. Сохраняются ямки-тайники со сбруей и клинковым оружием, согнутым вдвое. Достигнутые объем и качество кузнечного и бронзолитейного производства удивительны. Изученные в Хакасии металлургические печи предназначены для многоразовых плавок и, занимая большие площади, указывают на специализированные поселения. Вооружались и оснащались армии, доходившие до 100 тыс. всадников. Палаши, предназначенные для рубки и фехтования, кинжалы и боевые топоры ковались из булатной стали, стрелы имели трехгранные и трехлопастные наконечники, поражавшие броню противника и его коня. Отверстия в лопастях вращали стрелу в полете, подобно винтовочной пуле, увеличивая дальность и прицельность стрельбы, а вой костяных свистулек, надетых под наконечники, внушал ужас. Атаку развивали бронированные конные копейщики. Строгость управления конем обеспечивали витые удила и вертикальные псалии.
Курганный тайник (1) и бронебойные наконечники стрел (2) Бронзовые бляхи и накладки сбруи, составляя единый набор, блистали рельефными растительными узорами. В ходу были крупные сердцевидные подвески, кисти в бронзовых зажимах, уздечные султаны. Стремена имели легкие прорезные подножки. Женским захоронениям сопутствует сбруя, монеты, пряслица и головные булавки, крепившие тяжелые прически. Для погребального костра женщина обряжалась невестой. В курганах найдены ручные жернова, серпы, косы, топоры, тесла и прочие инструменты. Утонченность быта отмечают двузубые вилки для еды, зеркала и пинцеты для выщипывания волос. В мужской костюм входил наборный пояс с ножом и кожаной сумкой для огнива, кремня и трута. Снаружи сумки имели бронзовые или железные накладки, низ которых мог служить огнивом.
Наскальный рисунок рыцаря (Хакасия, Сулекские горы)
Витые удила с псалием, украшенным серебряной аппликацией. Железо. Хакасия Поэтапно закрепляя новые границы, древние хакасы распространили на Туву, Алтай и Монголию строительство каменных горных крепостей.
Бронзовые бляхи уздечного набора. Хакасия Длинные стены, защищавшие долины, тянутся до 17 км. Внутреннее деление страны реконструируется по высеченным на скалах и стелах тамгам. Их простая форма (круг, дуга, крест) отличала каждую родовитую семью. Сын дополнял тамгу отца одним отводком, внук привносил следующую черту. По тамгам видно, какая семья и в скольких поколениях владела землями. Так, Тува, захваченная в начале IX в., была поделена между 6 княжескими семьями, уделы которых удерживались по 100-150 лет.
Подвески сбруи. Золоченая бронза. Хакасия Письменные источники повествуют об облике городов и быте каганов, сложном чиновничьем и военном аппарате, законах и нравах государства, занятиях его народов (от таежной охоты до пахотного земледелия), празднествах и музыкальных инструментах, приходах посольств и торговых караванов, династийных браках с правителями Средней Азии. Археология не имеет подобных красок, но рисует детальный вещественный мир. Он дополняется петроглифами (изображающими рыцарей, охотников и зверье) да высеченными и вырезанными на стелах, скатах, металлических предметах руническими надписями, которых известно около 300. Енисейская письменность была официальным письмом Древнехакасского государства и внедрялась в Азии с ростом его границ. Обычай надмогильных надписей распространился по Туве и Монголии, охватывая местную знать. Эпитафии каноничны: они коротки (до 8-12 строк), помечены личной тамгой. От имени умершего в них выражается сожаление о том, чего он лишился. Надписи лишены психологии рода-племени и сугубо индивидуальны. В качестве высшей ценности они утверждают личное «мужественное имя и богатырскую доблесть», затем — семью (супругу и детей), личное владение, подданных и хана-сюзерена, боевых товарищей. И лишь после всего — богатство (коней и скот, но и пашни, деньги и др. ): «(Вот) моё имя: я — Эль Тоган-тутук. В моем божественном владении я был его правителем, и у народа шести уделов я был князем. О горе, с моим владением, моей супругой, моим сыном и моим народом, в мои 60 лет (я был разлучен, т. е. умер)»; «(Я -) столь суровый Тёлеш Тириг. С моей супругой, (живущей) в тереме, я был разлучен, о горе! Моими тремястами свободно пасущимися конями я не насладился».
Бронзовая накладка на сумочку для огнива. Хакасия О широкой грамотности свидетельствуют надписи на предметах. Письмом владела знать и простонародье, монахи и воины. Хотя рукописи не сохранились, в курганах найдены чернильницы и перочинные ножики, а на скалах — строки, выполненные красной и черной тушью. Наскальные надписи рисуют мир горячих молитв и духовных исканий. Есть и отметки миссионеров. Все камнеписные строки порождены манихейством — религией, учившей поклоняться Истине Мира и в храмах, и под открытым небом.
В IX-X вв. продолжали существовать два храмовых города, возникшие в эпоху чаатас. В низовьях Уйбата храмы ранней поры были превращены в оправленную кирпичом высокую платформу (60× 30 м), к которой с востока пристроили четыре новых храма: по углам Луны (восьмиугольного плана), а в середине — Воздуха (трапециевидные с колоннами). Наверху воздвигли святилище Миропорядка — круглую арену с алтарем, огражденную стенами и трибунами для прихожан. Храм, чтение в нем стихотворных молитв, поклонение планетам и огню описывает побывавший в 942 г. на Енисее араб Абу-Дулаф. Археологи не нашли пока других городов, названных иранскими авторами X и XI вв.: столицу Кемиджкет (т. е. «Енисейский город») и центр в 7 днях пути от Саян на север.
Стела с древнехакасской эпитафией. Конец IX в. Тува
План манихейского храма Миропорядка. Уйбатский город. Хакасия Торговлю государства отмечают китайские монеты, ходившие в стране, и редкие среднеазиатские монеты (тюргешские и хорезмийские), китайские зеркала, раковины каури с Индийского океана. Изделия самой тюхтятской культуры оказали сильное воздействие на культуру подвластных народов Алтая, Тувы и Монголии, а также соседних стран — Западной Сибири, Казахстана и Джунгарии, монголоязычных киданей и тунгусо-маньчжуров Приамурья. Древнехакасские изделия найдены и в Европе (Приднепровье, Подонье), они оказали известное влияние даже на культуру викингов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|